Совершенствование системы обучения на предприятии ОАО «Сильвинит»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:07, дипломная работа

Описание работы

Цель: провести анализ подходов к определению целей, содержания, форм и методов профессионального развития персонала.
Задачи:
- разработать модель деятельности руководителя службы управления персоналом по формированию системы внутрифирменного обучения;
- сформулировать методические рекомендации по организации службы развития персонала на предприятии.

Содержание

Введение
4
Глава 1. Развитие персонала – важнейший фактор успешной деятельности производства
8
1.1. Сущность обучения персонала, его место и роль в системе управления персоналом предприятия
8
1.2. Система обучения персонала: цели, задачи, функции, формы обучения
13
1.3. Практика организации обучения
17
Глава 2. Анализ состояния внутрифирменного обучения на ОАО «Сильвинит»
24
2.1. Краткая характеристика организации
24
2.2. Характеристика персонала
26
2.3. Организация обучения персонала
31
2.4. Анализ и оценка перспектив развития системы обучения персонала на предприятии
32
Глава 3. Совершенствование системы профессионального обучения на ОАО «Сильвинит»
36
3.1. Особенности обучения руководителей
36
3.2. Оценка эффективности обучения
43
3.3. Изменение организационной структуры ОПК
45
Заключение
50
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 396.50 Кб (Скачать)

Результаты опроса показывают, что обучением охвачены все категории  работников  предприятия: рабочие, специалисты, руководители. Направленность программ для руководителей касается в большей мере менеджмента (40% опрошенных) и науки и технологии (35%), в меньшей мере законодательства и вопросов рыночной экономики, что можно объяснить состоянием экономики и потребностями времени. Подавляющая часть рабочих (90%), значительная часть специалистов (69%) и большая часть руководителей (55%) удовлетворены организацией обучения, хотя 45%  руководителей и 23% специалистов указали на неудовлетворительную организацию обучения, что не могло не обратить на себя внимания. Среди причин, которые  стали мотивом   для обучения, опрошенные  указали «потребность в новых знаниях» (70%), 35% - «заинтересованность в повышении заработной платы» и «стремление сохранить работу», 15% - воля руководителя. Этот результат   предопределил и результат ответа на вопрос об использовании полученных знаний в своей работе: 85% опрошенных  дали положительный ответ. Неоднозначно определили участники опроса роль руководителя подразделения в организации обучения. Специалисты определили ее как «незначительную» и «формальную» (54%). Мнение самих руководителей разделилось: 45%  участников опроса считают роль руководителя ведущей, 45% - формальной и 10% участников опроса затруднились с ответом. Этот показатель говорит о существовании определенного перекоса в организации обучения на предприятии.   Отсутствует механизм обоюдной ответственности  отдела подготовки кадров и руководителей подразделений за организацию и результат обучения. У руководителей нет четкого понимания своего места в системе организации обучения.

Итак, проведенный эксперимент показал следующее:

1.                  На ОАО «Сильвинит»  организовано обучение персонала разного уровня: рабочих, специалистов, руководителей. Т.е. существует понимание того, что именно обученный, высококвалифицированный  персонал и будет решающим фактором в развитии предприятия.

2.                  Вопросы обучения персонала наиболее остро стали ставиться в последние 5 лет, когда предприятие получило международный сертификат качества. Ориентировка на качество выпускаемого продукта заставила всерьез заняться повышением квалификации работников, изготовляющих этот продукт.

3.                  Работники предприятия предъявляют высокие требования к организации обучения, что  объясняет потребность развития самой службы подготовки кадров, соответствия ее современным стандартам.

4.                  Не разработан механизм взаимной ответственности за результаты обучения ОПК и руководителей структурных подразделений, что затрудняет оценивание потребности в повышении квалификации и подготовке специалистов, а также эффективности обучения.

5.                  Традиционно обучение рассматривается как способ повышения квалификации. Но при таком подходе не рассматривается механизм взаимодействия между внешней средой и адаптацией, развитием организации.

Учитывая, результаты анализа уровня профессионального обучения на ОАО «Сильвинит» мы рассмотрели возможный путь эффективной реорганизации системы профессионального развития персонала.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Совершенствование системы профессионального обучения в ОАО «Сильвинит»

3.1. Особенности обучения руководителей

 

В настоящее время ОАО «Сильвинит» -   стабильный коллектив профессиональных инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В   работе по формированию квалифицированного персонала особое место  принадлежит комплексу мер по его развитию и обучению.

Обучение персонала строится по следующим направлениям:

1.                  Подготовка и повышение квалификации рабочих;

2.                  Повышение квалификации РиС;

3.                  Обучения ИСМ

4.                  Подготовка молодых специалистов в учебных заведениях высшего и среднего образования.

Действующая на предприятии система обучения традиционна, обеспечивает необходимый уровень подготовки и квалификации персонала и предусматривает обучение  работников  с учетом потребности предприятия.

Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды. Необходимо непрерывное развитие персонала, т.е. создание условий для полного раскрытия личного потенциала работников, их способности вносить ощутимый вклад в деятельность своего предприятия.

С точки зрения ряда исследователей развитие – это изменение структурного характера, приводящее к новым качествам системы (а не только количественному росту). В этом смысле обучение является скорее предпосылкой развития, обеспечивающее накопление «критической массы», необходимой для скачка вперед, к качественно новой структуре системы образования.

Обучение же – это специализированные методы, непосредственно ориентированные на помощь работникам в приобретении необходимой компетенции.

Обучение персонала не может является самоцелью для  предприятия. Оно непрерывно связано с процессами   развития, со стратегическим целями  производства, обеспечивая максимальную готовность людей, работающих на предприятии, к решению стоящих перед ними задач.

В ходе обучения работникам нужно дать информацию о текущем состоянии дел и о перспективах развития организации,  кроме того, обучение должно повышать уровень трудовой мотивации, приверженности персонала к своей организации и включенности в ее дела.

Таким образом, процесс обучения должен быть комплексным, это обеспечит предприятию:

      возможность  достижения стратегических целей

      повышение конкурентоспособности предприятия.

       повышение ценности человеческих ресурсов предприятия.

Следовательно, следуя потребностям времени, на предприятии нужно внедрять программы комплексной подготовки руководителей всех уровней. Эта работа уже началась и мы (отдел подготовки кадров) принимаем в этом непосредственное участие.

В течение последних 2 лет осуществляется разработанная программа «Управления персоналом», которая распространяется на подготовку руководителей всех уровней от бригадиров до руководителей высшего звена. Именно в процессе этого обучения расставляются приоритеты кадровой политики, выделяются корпоративные ценности, определяются критерии процессного подхода к управлению человеческими ресурсами.

Особой популярностью в последнее время пользуется программа «Школа молодого мастера». Пилотный проект разработан и апробируется в одном из структурных подразделений ОАО «Сильвинит» и включает несколько этапов:

      Создание базы данных перспективных молодых работников;

      Определение по специально разработанной методике реального уровня развития и требуемого уровня развития руководителя среднего звена;

      На основе анализа полученных результатов создание комплексной программы обучения;

      Оценка результативности, корректировка и определение дальнейшей работы по развитию молодых людей.

Перед внедрением проекта была запущена анкета (приложение 2). В ней предложено 12 тем, которые необходимо было оценить по степени их важности для молодого мастера в плане информационной и социально-профессиональной адаптации.

С целью ранжирования тем были опрошены 50 руководителей высшего и среднего звена. Оценка происходила по 10-и бальной шкале. Все представленные темы равноценны и важны для начинающего, молодого руководителя, поэтому произвести «отсев» и выбрать самые востребованные – было достаточно сложно. Анализ результатов производился по «кучности» ответов экспертов в центре и на «противоположных полюсах» шкалы.

Рейтинг ответов свидетельствует, что для начинающего руководителя необходимы как базовые знания из сферы управления персоналом, так и местные, локальные особенности производства и корпоративной культуры. У экспертов первые четыре позиции заняли:

      Должностные обязанности руководителя;

      Техника безопасности;

      Организация работы в подразделении;

      Технология эффективного планирования рабочего времени.

Далее с небольшим отставанием следуют – «Основы эффективного руководства», «Коллективный договор», «Основы конфликтологии» и «Трудовое законодательство». В аутсайдерах числятся «Корпоративная культура», «Мотивация персонала в подразделении», «Командообразование». Большая рассеянность ответов по этим блокам знаний (по всей шкале), скорее всего, объясняется тем, что данные области управления персоналом практически до конца не отработаны и работники имеют смутное представление о возможностях, методах их применения.

В таблице 3 представлен учебно-тематический план «Школы молодого мастера».

Таблица 3.

Учебно-тематический план «Школы молодого мастера»

 

Тема

Сроки

Часы

1

Эффективные технологии профессионального роста

I квартал

8

2

Отработка управленческих навыков

II квартал

4 – лекции

4 – тренинг

3

Коллективный договор - основополагающий документ в работе с персоналом. Трудовое законодательство (кадровая политика, социальные гарантии, охрана труда и здоровья работников)

III квартал

8

4

Организация работы в подразделении. Технологии эффективного планирования рабочего времени (расстановка приоритетов, контроль и анализ рабочего времени, постановка задания, контроль исполнения, адаптация вновь принятого работника)

IV квартал

4 – лекции

4 - тренинг

 

Регламент работы школы молодого мастера – 1 раз в квартал; 4 раза в год по одному дню. Состав: 28 слушателей – представители всех структурных подразделений – молодые мастера, назначенные на должность недавно, и молодые рабочие, состоящие в резерве на замещение должности мастера или механика. Организацией обучения занимается инженер по подготовке кадров.

Первое занятие было проведено в марте 2008 года по программе «Эффективные технологии профессионального роста».

Цель семинара-тренинга:

     повысить уровень управленческой компетенции в сфере деловых коммуникаций у мастеров и молодых специалистов, стоящих в резерве на должности линейных руководителей;

     актуализировать профессиональное самоопределение в структуре предприятия.

Задачи:

      овладеть базовыми технологиями делового общения;

      отработать базовые управленческие навыки в работе с персоналом;

      развить навыки управленческого и профессионального самоанализа;

   обеспечить профессиональную поддержку со стороны коллег, как необходимое условие для развития управленческого потенциала линейных менеджеров;

   прояснить установки и ожидания специалистов в профессиональном и личном планах с целью повышения их трудовой мотивации и эффективности работы.

Характеризуя процесс работы учебной группы, преподаватель отметила следующие моменты:

     активное участие в обсуждении информации, направленной на расширение содержательной базы в сфере делового общения;

     заинтересованное участие в моделировании и анализе производственных ситуаций;

     активная вовлеченность в разбор используемых управленческих технологий.

Данные факты свидетельствуют о достаточном потенциале участников группы: наблюдательность, способность к осознанию собственных технологий работы с рабочими, способность к переносу полученной информации и отработанных навыков на производственные ситуации на своем рабочем месте.

Наметилась тенденция изменения в плане большей осознанности своих профессиональных действий.

Стала более выраженной ориентация на достижение нужного управленческого результата.

Участники группы, завершая обучение, отмечали:

      изменение уровня осознания собственных управленческих действий;

      высокую практическую значимость полученных знаний и навыков;

      необходимость отработки управленческих навыков по следующим вопросам:

Информация о работе Совершенствование системы обучения на предприятии ОАО «Сильвинит»