Совершенствование системы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – совершенствование системы менеджмента в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать МОУ РФ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Новокузнецк, Куйбышевского района;
- проанализировать миссию, систему целей и ценностей школы;
- рассмотреть организационную структуру управления;
- произвести анализ функций управления и системы мотивации;
- проанализировать бизнес-процессы;
- дать оценку аппарату управления;
- выработать рекомендации по совершенствованию системы управления;
- дать оценку эффективности проектных мероприятий;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Анализ системы управления предприятия…………………………………..5
1.1 Краткая характеристика МОУ РФ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Новокузнецк, Куйбышевского района……………………………………...7
1.2 Анализ миссии, системы целей школы…………………………….……..10
1.3 Анализ организационной структуры управления………………..……14
1.4 Анализ функций управления…………………….………………..…….18
1.5 Оценка эффективности аппарата управления………………………….27
2. Совершенствование системы менеджмента в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная
школа №8»…………………………………………………………………………….37
2.1 Совершенствование системы мотивации в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная
школа №8»………………………………………………………………………….…37
2.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий………...………49
Заключение……………………………………………………………….….….54
Список используемой литературы………………………………..………..…55
Приложения………………………………………………………….…………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 323.67 Кб (Скачать)

     В школе значительно устарела методическая база, так как специального финансирования на её совершенствование практически  не ведётся, а компенсация согласно социальному пакету слишком мала, чтобы педагоги самостоятельно обновляли методическую базу. Это также ведет к снижению интереса к своей профессиональной деятельности, вследствие чего снижается успеваемость учащихся.

       Данный социальный пакет не  ориентирован на сбережение здоровья  учителей, а также их детей,  что является довольно серьёзной  мотивацией. Тем более образовательный  процесс требует от педагогов  не только знаний, но и здоровья  и терпения.

     В коллективном договоре [11] так же есть некоторые недостатки.

     В пункте распределения учебной нагрузки не учитывается время, затрачиваемое  на проверку тетрадей, заполнение журналов, составление планов занятий и  т. д. Учителям приходится затрачивать  личное время, которое не оплачивается.

     В пункте повышения квалификации указано, что  работодатель (директор школы) обязывается   повышать квалификацию педагогических работников не реже чем раз в пять лет, однако на практике проходят курсы повышения квалификации только единицы, что негативно сказывается на способности учителей быстро и качественно реагировать на изменения в учебном плане.

     Главной проблемой работников школы является то, что они зачастую даже не знают  свои права в соответствии с трудовым договором 

     
    1. Оценка  эффективности аппарата управления
 

     Аппарат управления - органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации.

     Так как МОУ «СОШ № 8» является бюджетным  учреждением, предоставляющим общеобразовательные  услуги, то оценка аппарата управления была произведена аналитически. При  этом были следующие методы:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • собеседование;
  • анализ.

     Показатели, используемые при оценках эффективности  аппарата управления и его организационной  структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы.

  1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объём, прибыль, себестоимость, объём капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.

     В МОУ «СОШ №8» система управления эффективна, так как количественная успеваемость в среднем по школе равна 100%, качественная – 27% (количество закончивших на «отлично» или с тремя отметками «хорошо» к общему количеству учащихся).

  1. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.
  • производительность аппарата управления может определяться, как количество произведённой организацией конечной продукции или объёмы выработанной в процессе управления информации;
  • под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как  удельный вес затрат на содержание аппарата управления, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объёма отдельных видов работ;

     Удельный  вес управленческих работников в общей численности персонала можно рассчитать по формуле (2):

     Ку.р.=;         (2)

     Ку.р.= = 0,143;

  • адаптивность системы управления определяется её способностью эффективно выполнять задачные функции в определённом диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система;

     Адаптивность  системы управления МОУ «СОШ №8»  является средней, так как при  изменении условий аппарат управления справляется со своими обязанностями, однако недостаточно быстро, чтобы привести к максимально возможным результатам.

  • гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений;

     Гибкость  в МОУ «СОШ №8» низкая, так как  органы аппарата управления не способны изменять свои роли, что обусловлено четким разграничением функций и профессиональным аспектом.

  • оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов;

     В МОУ «СОШ №8» оперативность принятия решения низкая, так как выявление  проблем происходит несвоевременно, чему способствует скрытие от руководства данных проблем, что заметно снижает эффективность аппарата управления, при этом меры, принимаемые для устранения данных проблем зачастую неэффективные и несвоевременные.

  • надёжность аппарата управления в целом характеризует его безотказным функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утверждённых нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.

     Надежность  в МОУ «СОШ №8» можно охарактеризовать как выше средней, так как большинство плановых заданий и мероприятий выполняется в поставленные сроки, однако некоторые задания требуют больших затрат времени и ресурсов.

  • Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и её техническо-организационной уровень. К структурам относится звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности.

     Структура управления МОУ «СОШ №8» является оптимальной, так как в процессе управления не происходит дублирования функций. Так же не наблюдается «двойного» подчинения, доля руководителей в общем количестве персонала равен  0,143 (2).

     При оценке эффективности отдельных  мероприятий по совершенствованию  системы управления допускается  использование основных требований к их выбору – максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота  отражения достигаемого эффекта. [12]

     Так же для оценки аппарата управления можно использовать следующие критерии:

  • Дополнительная профессиональная квалифицированность:

    Пкдоп = ,                                 (3)

    где ЧУкВ – численность руководителей, получивших дополнительное управленческое образование;

    ЧРобщ – общая численность руководителей.

    Пкдоп = = 0,17;

  • Коэффициент участия в педагогическом процессе

        Купп = ,                                 (4)

      где ЧРу – численность руководителей, участвующих в педагогическом процессе;

      ЧРобщ – общая численность руководителей.

      Купп = = 0,83;

     Управление  МОУ «СОШ №8» осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением об общеобразовательном учреждении» на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих   ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности, строится на принципах единоначалия и самоуправления.

     Средний возраст педагогического коллектива – 46,08 лет, средний стаж педагогического коллектива – 21,82 года.

     Корпоративная культура МОУ «СОШ №8» складывалась в течение 75 лет и неоднократно претерпевала изменения. Она включает в себя миссию, видение и корпоративную философия и сводится к корпоративно-социальной ответственности организации перед своими учениками и их родителями, сотрудниками и обществом в целом. Рассмотрим некоторые из основных ее составляющих.

     Корпоративная культура компании основана на ценности трудовых традиций и высококвалифицированных кадрах, а также нацеленности на результат. Эта культура гарантирует некоторую стабильность коллективу, что позволяет сотрудникам быть «уверенными в завтрашнем дне» и еще более эффективно работать.

     В самом общем виде основные принципы корпоративной философии могут  быть представлены следующим образом:

  1. Качество предоставляемых услуг: мы применяем передовые педагогические технологии, развиваем и воспитываем грамотного, целеустремленного и ищущего гражданина Российской Федерации.
  2. Открытость: мы внимательно прислушиваемся к мнению учащихся, их родителей, наших партнёров, поставщиков и наших сотрудников, ведь мы уважаем цели других людей и всегда открыты для диалога.
  3. Ответственность: мы чувствуем ответственность за проделанную работу перед обществом, а также друг перед другом.
  4. Творческий подход к работе: вовлекая в творчество каждого работника, мы всегда готовы принять свежие идеи и неожиданные решения, считая внедрение инноваций – одним из приоритетных направлений деятельности организации.
  5. Организованная система обучения новичков: новых членов организации, в основном, приглашают на работу после прохождения ими педагогической практики в стенах школы, в организации развито наставничество – закрепление новых работников за опытными наставниками, которые помогают разобраться в специфике работы в организации.

      Очень примечательным является то, что только небольшая часть работников знают миссию и задачи организации, хотя информацию возможно прочитать, она в свободном доступе.

     Все сотрудники МОУ «СОШ №8» должны обладать следующими навыками:

    • уметь организовать свою работу (планировать дела и контролировать результаты, определять приоритеты в делах);
    • самомотивация и самообучение (залог хорошего настроения и отличных успехов);
    • знание технологии работы с учениками и их родителями;
    • глубокие знания в области педагогики.

     Таким образом, самое важное в работе –  это понять и разобраться в потребностях общества: найти компромисс между его потребностями и возможностями школы, связать их с реалиями существующего запроса общества. Важно оправдать ожидания учеников и их родителей в достижении желаемого результата.

     Проанализировав корпоративную культуру МОУ «СОШ №8» по категориям, предложенным Марковским В.[13], получаем таблицу 3.

     В данной таблице выявляется соответствие между существующей культурой учреждения и ценностями и нормами, провозглашенные  в учреждении. 

     Таблица 3 - Оценка корпоративной культуры

Особенности культуры Существующая 

культура

Ценности и  нормы, провозглашаемые организацией Наличие соответствий
Отношение между персоналом и руководством Руководители  «другого поля ягоды», большая дистанция  власти, недоверие к руководству Взаимодействие  на основе полного доверия и внимания к проблемам работников Полностью не соответствует
Отношение к персоналу Мы готовы удерживать только высококвалифицированные кадры, которые полностью разделяют  убеждения руководителя Внимание к  интересам персонала, забота о его  развитии Соответствует не полностью
Отношение к молодым специалистам Нам нужна смена, способная заменить уходящих сотрудников Молодые специалисты  – будущее организации Соответствует
Отношение между сотрудниками в коллективе Коллектив сплочен, некоторое отчуждение есть между  молодыми работниками и ветеранами Сплочённый  коллектив, взаимопомощь и взаимовыручка Соответствует не полностью
Преданность организации Рассматривается очень серьёзно, находится на высоком  уровне, текучесть кадров очень низка Воспринимается  как должное Соответствует
Интересы  организации Личные интересы ставятся выше интересов организации Гармоничное сочетание  интересов компании и работников Соответствует не полностью

Информация о работе Совершенствование системы менеджмента