Совершенствование системы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – совершенствование системы менеджмента в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать МОУ РФ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Новокузнецк, Куйбышевского района;
- проанализировать миссию, систему целей и ценностей школы;
- рассмотреть организационную структуру управления;
- произвести анализ функций управления и системы мотивации;
- проанализировать бизнес-процессы;
- дать оценку аппарату управления;
- выработать рекомендации по совершенствованию системы управления;
- дать оценку эффективности проектных мероприятий;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Анализ системы управления предприятия…………………………………..5
1.1 Краткая характеристика МОУ РФ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Новокузнецк, Куйбышевского района……………………………………...7
1.2 Анализ миссии, системы целей школы…………………………….……..10
1.3 Анализ организационной структуры управления………………..……14
1.4 Анализ функций управления…………………….………………..…….18
1.5 Оценка эффективности аппарата управления………………………….27
2. Совершенствование системы менеджмента в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная
школа №8»…………………………………………………………………………….37
2.1 Совершенствование системы мотивации в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная
школа №8»………………………………………………………………………….…37
2.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий………...………49
Заключение……………………………………………………………….….….54
Список используемой литературы………………………………..………..…55
Приложения………………………………………………………….…………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 323.67 Кб (Скачать)

       Структура управения МОУ «СОШ №8» является оптимальной, на практике показала себя как эффективная структура.

         

       
    1. Анализ  функций управления
 

     Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента  и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью  воздействий на объект со стороны  субъекта управления.

     Функции управления и установление объема работ  по каждой функции являются основой  для формирования структуры управляющей  системы и взаимодействия ее компонентов.

       Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 [8] к ним относятся:

  • прогнозирование и планирование;
  • организация работы;
  • мотивация;
  • координация и регулирование;
  • контроль, учёт, анализ. [9]

       Используя данную классификацию, рассмотрим функции  руководителей школы: директора, заведующего  учебным процессом и заместителя  директора по административно - хозяйственным работам (таблица 2 ).  
 
 
 
 
 

       Таблица 2 – Общие функции управления

Функции управления Директор  Заведующий  учебным процессом Заместитель директора  по АХР
Планирование 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
Организует  текущее и перспективное планирование расходов финансовых средств, полученных от государства, спонсоров.  Организует  текущее и перспективное планирование деятельности коллектива учебного заведения, организует методическую работу, оказывает  помощь преподавателям, другим педагогическим работникам в подготовке учебно-программной  документации, проведении занятий и  внеклассных мероприятий; Организует  планирование расходов на приобретение инвентаря, спецодежды, спецобуви и  других средств защиты; организует перспективное планирование мероприятий  по безопасности
Контроль   Осуществляет  общее руководство учебным заведением; контролирует работу коллектива по всем направлениям его деятельности.     Руководит организацией учебного процесса, обеспечивает полное и качественное выполнение учебных  планов и программ, осуществляет контроль над результатами работы педагогического  коллектива, уровнем знаний учащихся;   Контролирует  рациональное расходование материалов и финансовых средств школы; осуществляет текущий контроль за хозяйственным  обслуживанием и техническим  и санитарно-гигиеническим состоянием зданий и помещений, иного имущества школы, а также столовой, буфета в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности;

Продолжение таблицы 2

Функции управления Директор  Заведующий  учебным процессом Заместитель директора  по АХР
Координация  Возглавляет педагогический совет школы, координирует деятельность методических объединений  учителей, родительских комитетов, оказывает  помощь органам ученического самоуправления. Координирует  деятельность учителей, задействованных  в работе кружков, факультативов, на занятиях курсов по выбору   Направляет  и координирует работу подчиненного ему технического и обслуживающего персонала школы, ведет учет рабочего времени этой категории работников;
Мотивация   Представляет  работников образовательного учреждения, которые отличились в работе, к  поощрениям. Предоставляет списки учеников на губернаторскую премию за отличную учебу, достижения в спорте.  

     Конкретные функции  управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами  его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

     Общее управление предприятия заключается  в его структуризации, организации  деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе  результатов деятельности [9].

     Согласно  должностной инструкции, директор МОУ  «СОШ №8» выполняет следующие  конкретные функции:

  1. Создает необходимые условия для урочной и внеурочной деятельности учащихся, труда персонала учебного заведения, творческого роста работников, осуществления педагогических экспериментов.
  2. Решает вопросы, связанные финансово-хозяйственной деятельностью учебного заведения, обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, рациональное использование бюджетных средств, а также средств, которые поступают из других источников финансирования в доход учебного заведения; распоряжается имуществом.
  3. Обеспечивает творческие связи с другими образовательными учреждениями, организациями.
  4. Обеспечивает правильное ведение и сохранность документации, учет, прохождение и контроль над исполнением служебных документов, своевременное рассмотрение заявлений, жалоб, соблюдение прав и гарантий учащихся и работников МОУ, выполнение правил санитарно-гигиенического режима, охраны труда.
  5. Отчитывается о работе образовательного учреждения перед соответствующими органами, несет ответственность за свою деятельность перед советом школы, выступает в качестве его представителя в общественных организациях.

       Заведующий  учебным процессом:

  1. Принимает участие в работе по подбору и расстановке кадров, установлению объема их учебной нагрузки, составляет расписание учебных занятий.
  2. Обеспечивает создание необходимых условий для высокопроизводительного труда педагогических работников, повышения их квалификации, организует психолого-педагогическую и методическую учебу, проведение аттестации педагогических работников;
  3. Анализирует результаты учебной работы педагогического коллектива, организует работу по изучению передового педагогического опыта, содействует его внедрению в учебный процесс, постоянно информирует педагогических работников о новых формах и методах учебной работы, о новых педагогических технологиях.
  4. Организует работу по приему и выпуску учащихся, подготовке и проведению экзаменов, контрольных работ, подготовке к участию в конкурсах и олимпиадах;
  5. Проводит работу по профессиональной ориентации учащихся;
  6. Принимает участие в работе по подготовке заседаний педагогического (методического) совета учебного заведения, организует и контролирует выполнение его решений;
  7. Осуществляет контроль над учебной нагрузкой учащихся и соблюдением требований, предъявляемых к организации учебно-воспитательного процесса, правил и норм охраны труда;
  8. Обеспечивает установление связей с родителями учащихся, общественностью по вопросам организации обучения и воспитания учащихся;
  9. Осуществляет контроль над ведением учебной документации, обеспечивает своевременную подготовку установленной учетной и отчетной документации;

       Заместитель директора школы по административно-хозяйственной работе:

  1. руководит хозяйственной деятельность школы;
  2. принимает материальные ценности, имущество, мебель, инвентарь школы на ответственное хранение в порядке, установленном законодательством;
  3. обеспечивает работников школы канцелярскими принадлежностями, предметами хозяйственного обихода;
  4. обеспечивает своевременную подготовку школы к началу учебного года;
  5. руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории школы;
  6. ведет инвентарный учет имущества школы, проводит инвентаризацию имущества, своевременно составляет отчетность и ведет документацию по закрепленному участку работы;
  7. принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности школы, своевременному заключению необходимых договоров;
  8. обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания и других построек школы, технологического, энергетического оборудования, осуществляет их периодический осмотр и организует текущий ремонт;
  9. обеспечивает безопасность при переноске тяжестей, погрузочно-разгрузочных работах, эксплуатации транспортных средств на территории школы;
  10. обеспечивает учебные кабинеты, мастерские, бытовые, хозяйственные и другие помещения оборудованием и инвентарем, отвечающим правилам и нормам безопасности жизнедеятельности, стандартам безопасности труда;
  11. организует проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки, заземляющих устройств, периодических испытаний и освидетельствований водогрейных и паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, балонов для сжатых и сжиженных газов, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещенности, наличия радиации, шума в помещениях образовательного учреждения в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
  12. обеспечивает учет, хранение противопожарного инвентаря, сушку, стирку, ремонт и обеззараживание спецодежды, спецобуви и индивидуальных средств защиты.

     Проанализировав функции управления, можно сделать  вывод, что наложений функций нет, функции соответствуют положению должностных инструкций. 

     
      1.   Система мотивации
 

     Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

     Руководители  всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет. В  древние времена для этого  служили хлыст и угрозы, для  избранных – награды.

     Методы  управленческой мотивации можно  разделить на:

     - методы экономической мотивации  – зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций,  доплата и др.;

     - методы социальной мотивации  – общественное признание, благодарность,  восхищение, обожествление, презрение  и прочее;

     - методы психологической мотивации  – ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность  и прочее;

     - методы властной мотивации –  повышение в должности, предоставление  дополнительных полномочий и  т. д.;

     - социально-психологические методы  – повышение социальной активности, обмен опытом, критика, деловая,  управленческая и профессиональная  этика;

      - методы моральной мотивации  – личное или публичное признание,  похвала, критика;

     - метод вовлечения сотрудника  в управление;

     - методы изучения мотивации и  методов – экспериментальные  методы, методы оценки поведения  и его причин со стороны,  методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) [10].

     Для выявления методов мотивации  в МОУ «СОШ №8» была разработана анкету (приложение Б) и проведен опрос среди педагогов школы.

     По  результатам опроса было выявлено, что 46% педагогов удовлетворены системой мотивации в МОУ «СОШ № 8».

     30% педагогов удовлетворены экономической мотивацией, однако, только 10%  педагогов считают, что им оплачивается по закону время работы, превышающее норматив, 70% указали, что имеют льготы, на 60% удовлетворены социально – психологической мотивацией, властной и моральной – на 50%, вовлечения сотрудника в управление – 60%, проведение оценки эффективности в МОУ «СОШ №8» отметили 80% опрошенных.

     При ответе педагогов на последний вопрос большее внимание уделялось финансовому вопросу и методической базе. Однако 80% педагогов считают, что их профессия – это призвание, поэтому сама работа с детьми является сильным мотивирующим фактором.

     Фонд  оплаты труда работников МОУ «СОШ № 8» формируется на основании нормативов финансирования учреждения, уменьшенных на величину учебных расходов, с учетом количества обучающихся по видам общеобразовательных программ.

     Распределение фонда оплаты труда рассчитывается по формуле (1):

     ФОТоу = ФОТц +ФОТб+ ФОТст                                (1)

       где   ФОТц - централизованный фонд стимулирования руководителя,

     ФОТб - базовая часть фонда оплаты труда,

     ФОТст - стимулирующая часть фонда оплаты труда.

     Таким образом, заработная плата учителя  образовательного учреждения складывается из трёх частей: базовой части (оклад), стимулирующей части и стимулирование руководителем.

     Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает выплату гарантированной заработной платы работникам учреждения за выполнение основной и дополнительной работы.

     Централизованный  фонд стимулирования руководителя распределяется между работниками учреждения по приказу директора образовательного учреждения за выполнение дополнительной работы педагогической направленности.

     Стимулирующая часть введена в целях усиления материальной заинтересованности работников школы, развития творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей; повышения качества образовательного и воспитательного процесса, оказания материальной помощи работникам.

     Социальный  пакет учителя в Кемеровской  области включает:

  • единовременное выходное пособие при выходе на пенсию (если есть 25-летний стаж педагогической деятельности) в размере пяти средних заработных плат;
  • единовременное пособие после трех лет работы в областном или муниципальном образовательном учреждении в размере двух средних заработных плат;
  • ежемесячная компенсация на книги и журналы в размере 100 рублей;
  • льготы по оплате коммуналки педагогическим работникам, которые трудятся в сельской местности и поселках городского типа – 100%;
  • денежное поощрение лучших учителей - ежегодно, начиная с 2006 года,  в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и  областного бюджета выделяются средства на поощрение лучших учителей;
  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов;

Информация о работе Совершенствование системы менеджмента