Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 07:53, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – совершенствование системы менеджмента в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать МОУ РФ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Новокузнецк, Куйбышевского района;
- проанализировать миссию, систему целей и ценностей школы;
- рассмотреть организационную структуру управления;
- произвести анализ функций управления и системы мотивации;
- проанализировать бизнес-процессы;
- дать оценку аппарату управления;
- выработать рекомендации по совершенствованию системы управления;
- дать оценку эффективности проектных мероприятий;
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Анализ системы управления предприятия…………………………………..5
1.1 Краткая характеристика МОУ РФ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Новокузнецк, Куйбышевского района……………………………………...7
1.2 Анализ миссии, системы целей школы…………………………….……..10
1.3 Анализ организационной структуры управления………………..……14
1.4 Анализ функций управления…………………….………………..…….18
1.5 Оценка эффективности аппарата управления………………………….27
2. Совершенствование системы менеджмента в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная
школа №8»…………………………………………………………………………….37
2.1 Совершенствование системы мотивации в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная
школа №8»………………………………………………………………………….…37
2.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий………...………49
Заключение……………………………………………………………….….….54
Список используемой литературы………………………………..………..…55
Приложения………………………………………………………….…………
Структура управения МОУ «СОШ №8» является оптимальной, на практике показала себя как эффективная структура.
Функция
управления - вид деятельности, основанный
на разделении и кооперации менеджмента
и характеризующийся
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 [8] к ним относятся:
Используя
данную классификацию, рассмотрим функции
руководителей школы: директора, заведующего
учебным процессом и
Таблица 2 – Общие функции управления
Функции управления | Директор | Заведующий учебным процессом | Заместитель директора по АХР |
Планирование |
Организует
текущее и перспективное |
Организует
текущее и перспективное |
Организует планирование расходов на приобретение инвентаря, спецодежды, спецобуви и других средств защиты; организует перспективное планирование мероприятий по безопасности |
Контроль | Осуществляет
общее руководство учебным |
Руководит организацией учебного процесса, обеспечивает полное и качественное выполнение учебных планов и программ, осуществляет контроль над результатами работы педагогического коллектива, уровнем знаний учащихся; | Контролирует рациональное расходование материалов и финансовых средств школы; осуществляет текущий контроль за хозяйственным обслуживанием и техническим и санитарно-гигиеническим состоянием зданий и помещений, иного имущества школы, а также столовой, буфета в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности; |
Продолжение таблицы 2
Функции управления | Директор | Заведующий учебным процессом | Заместитель директора по АХР | ||
Координация | Возглавляет педагогический совет школы, координирует деятельность методических объединений учителей, родительских комитетов, оказывает помощь органам ученического самоуправления. | Координирует деятельность учителей, задействованных в работе кружков, факультативов, на занятиях курсов по выбору | Направляет и координирует работу подчиненного ему технического и обслуживающего персонала школы, ведет учет рабочего времени этой категории работников; | ||
Мотивация | Представляет работников образовательного учреждения, которые отличились в работе, к поощрениям. | Предоставляет списки учеников на губернаторскую премию за отличную учебу, достижения в спорте. |
Конкретные функции
управления тесно связаны со спецификой
предприятия и основными
Общее управление предприятия заключается в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности [9].
Согласно должностной инструкции, директор МОУ «СОШ №8» выполняет следующие конкретные функции:
Заведующий учебным процессом:
Заместитель директора школы по административно-хозяйственной работе:
Проанализировав
функции управления, можно сделать
вывод, что наложений функций нет, функции
соответствуют положению должностных
инструкций.
Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.
Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для избранных – награды.
Методы управленческой мотивации можно разделить на:
-
методы экономической
-
методы социальной мотивации
– общественное признание,
-
методы психологической
-
методы властной мотивации –
повышение в должности,
-
социально-психологические
- методы моральной мотивации
– личное или публичное
- метод вовлечения сотрудника в управление;
- методы изучения мотивации и методов – экспериментальные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) [10].
Для выявления методов мотивации в МОУ «СОШ №8» была разработана анкету (приложение Б) и проведен опрос среди педагогов школы.
По результатам опроса было выявлено, что 46% педагогов удовлетворены системой мотивации в МОУ «СОШ № 8».
30% педагогов удовлетворены экономической мотивацией, однако, только 10% педагогов считают, что им оплачивается по закону время работы, превышающее норматив, 70% указали, что имеют льготы, на 60% удовлетворены социально – психологической мотивацией, властной и моральной – на 50%, вовлечения сотрудника в управление – 60%, проведение оценки эффективности в МОУ «СОШ №8» отметили 80% опрошенных.
При ответе педагогов на последний вопрос большее внимание уделялось финансовому вопросу и методической базе. Однако 80% педагогов считают, что их профессия – это призвание, поэтому сама работа с детьми является сильным мотивирующим фактором.
Фонд оплаты труда работников МОУ «СОШ № 8» формируется на основании нормативов финансирования учреждения, уменьшенных на величину учебных расходов, с учетом количества обучающихся по видам общеобразовательных программ.
Распределение фонда оплаты труда рассчитывается по формуле (1):
ФОТоу
= ФОТц +ФОТб+ ФОТст
где ФОТц - централизованный фонд стимулирования руководителя,
ФОТб - базовая часть фонда оплаты труда,
ФОТст
- стимулирующая часть фонда
Таким
образом, заработная плата учителя
образовательного учреждения складывается
из трёх частей: базовой части (оклад),
стимулирующей части и
Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает выплату гарантированной заработной платы работникам учреждения за выполнение основной и дополнительной работы.
Централизованный
фонд стимулирования руководителя распределяется
между работниками учреждения по
приказу директора
Стимулирующая часть введена в целях усиления материальной заинтересованности работников школы, развития творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей; повышения качества образовательного и воспитательного процесса, оказания материальной помощи работникам.
Социальный пакет учителя в Кемеровской области включает: