Совершенствование организационной структуры на примере предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:54, дипломная работа

Описание работы

Организационная структура призвана реализовывать цели, определяющие назначение и функционирование объекта управления. Традиционные иерархические структуры, основанные на функциональной специализации и централизованных полномочиях с присущей им функциональной бюрократией, в которых работник ожидает решение сверху, не способны реагировать на изменение внешний условий и адаптироваться к меняющейся ситуации

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….…….3
1 Теоретические основы организационного проектирования………………………6
1.1 Понятие организационной структуры предприятия………………………………6
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки……………..15
1.3 Проблемы организационных структур и пути их решения……………………31
2 Описание ООО «Кавалер Дом» как объекта исследования………………………38
2.1 Общая характеристика предприятия ………………………………....................38
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности ООО «Кавалер Дом» ……….45
2.3 Анализ организационной структуры ООО «Кавалер Дом»………………………50
3 Предложения по совершенствованию организационной структуры
ООО «Кавалер Дом»…………………………………………………………………..65
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию организационной
структуры ООО «Кавалер Дом»……………………………………………………..65
3.2 Экономическая эффективность предложений по совершенствованию
системы управления ООО «Кавалер Дом»…………………………………………73
Заключение ……………………………………………………………………………79
Список использованных источников ………………………………………............82
Приложение А Положение об отделе маркетинга……………………………

Работа содержит 1 файл

diplom_Katig_1.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………….…….3

1 Теоретические  основы организационного проектирования………………………6

1.1 Понятие организационной  структуры предприятия………………………………6

1.2 Типы организационных  структур, их преимущества и недостатки……………..15

1.3 Проблемы  организационных структур и пути их решения……………………31

2 Описание  ООО  «Кавалер Дом» как объекта исследования………………………38

2.1 Общая характеристика предприятия ………………………………....................38

2.2 Анализ финансово-экономической   деятельности ООО «Кавалер Дом» ……….45

2.3 Анализ организационной  структуры ООО «Кавалер Дом»………………………50

3  Предложения  по совершенствованию организационной  структуры 

ООО «Кавалер Дом»…………………………………………………………………..65

3.1 Разработка  мероприятий по совершенствованию организационной

структуры ООО  «Кавалер Дом»……………………………………………………..65

3.2 Экономическая эффективность предложений по совершенствованию

 системы  управления ООО «Кавалер Дом»…………………………………………73

Заключение  ……………………………………………………………………………79

Список  использованных источников ………………………………………............82

Приложение  А Положение об отделе маркетинга………………………………….87


 

 

 

 

 

 

                                                             Введение

 

Организационная структура призвана реализовывать  цели, определяющие назначение и функционирование объекта управления. Традиционные иерархические структуры, основанные на функциональной специализации и централизованных полномочиях с присущей им функциональной бюрократией, в которых работник ожидает решение сверху, не способны реагировать на изменение внешний условий и адаптироваться к меняющейся ситуации. Функциональные перегородки, ориентация на конкретное задание, фрагментация процесса, многоступенчатые управленческие иерархии, чрезмерная регламентация и контроль, а также медленная реакция на события – все это может подорвать способность успешно конкурировать в быстро меняющихся хозяйственных условиях. Поэтому столь необходимо, чтобы структурные элементы оперативно преобразовывались под изменяющиеся цели.

Улучшение организационных форм нередко способствует выработке новых более совершенных стратегических решений. Если структура предполагает осуществление стратегии, то стратегия также не может быть успешной без соответствующей структуры. В этом заключается гипотеза данной работы.

Разработка  стратегически эффективной организационной  структуры  является основным условием реализации выбранной стратегии  адаптации предприятия к внешним  условиям функционирования. В реальной практике организационного проектирования оценка эффективности необходима как для действующей организационной структуры, так и для сравнения различных вариантов ее совершенствования. Этим обусловлена актуальность выбранной темы дипломного проекта, которая звучит как: «Совершенствование организационной структуры на примере  предприятия ООО Кавалер Дом».

Выбранная мной проблема оценки эффективности организационной  структуры управления пока не получила достаточного освещения в научной  литературе. Остаются открытыми и  вопросы формирования стратегически  эффективной  организационной структуры предприятия с учетом вероятного воздействия факторов внешней и внутренней среды предприятия. В этом состоит проблематика настоящего дипломного проекта.

Цель данного  дипломного проекта – разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры предприятия ООО «Кавалер Дом».

Основными задачами являются:

1)изложение  теоретических основ изучения  организационной структуры предприятия;

2)проведение  анализа организационной структуры  предприятия;

3)разработка  проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

Объектом исследований выступает действующее предприятие  ООО «Кавалер Дом». Предмет исследования – организационная структура предприятия.

Методологию исследований в дипломном проекте составляют системный анализ (для разработки проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры предприятия), метод расчленения (для изучения работы отдельных структурных подразделений предприятия), анализ (для диагностики финансового состояния предприятия).

Дипломный проект состоит из трех разделов. В первом разделе на основе теоретических положений организации исследуется сущность проблемы, раскрывается ее содержание.

Во втором разделе выполняется квалифицированный анализ организационной структуры и оценка состояния предприятия ООО «Кавалер Дом» в соответствии с современными требованиями и особенностями в данной области исследования.

Третья глава  дипломного проекта посвящена разработке программы направлений организационных  изменений, а так же расчет эффективности совершенствования организационных структуры.

 

 

1 Теоретические  основы организационного проектирования 

1.1 Понятие организационной структуры предприятия

 

Организационная структура (англ. Organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач.

По мнению Генри Минцберга, за разными способами построения эффективной организационной структуры стоит всего несколько базовых конфигураций. Минцберг предлагает осуществлять проектирование организационной структуры путем выделения пяти базовых конфигураций: операционное ядро, стратегическая вершина, среднее звено, техническая структура, вспомогательный персонал. Таким образом, каждого сотрудника организации можно отнести к одному из обозначенных элементов структуры. Для согласования действий этих структурных элементов могут использоваться следующие координирующие механизмы: взаимное согласование; прямой контроль; стандартизация (формализация): стандартизация рабочих процессов; стандартизация выпуска (результатов труда); стандартизация навыков.

Путем сочетания  данных механизмов координации могут  формироваться различные формы  распределения власти внутри организации от вертикально-горизонтальной интеграции (власть сосредоточена в одних руках) до вертикально-горизонтальной децентрализации (властью наделен каждый). Элементы структуры и механизмы координации должны быть подобраны таким образом, чтобы достигалась внутренняя слаженность, гармония организации. При этом Минцберг отмечает, что структура должна фундаментально соответствовать организационной ситуации - размеру организации, ее возрасту, темпам развития, типу внешней среды, в которой она функционирует, используемой технической системе, методам производства продуктов и услуг[25,c.478].

По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ. organigram) — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

Организационная структура включает две имманентные  составные части - структуру и организацию. Под структурой при этом понимается форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов. Структура при таком рассмотрении отражает внутреннюю форму организации системы, ее статику. Организация же, хотя и связана с целями системы, не имеет при этом самостоятельного воплощения, проявляясь через определенную структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, ибо последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию.

Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, это остов, хребет организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, его философию и стратегию.

Организационная структура - понятие динамическое. Ее исторические корни зачастую связаны  не только с научно-техническими изменениями  в обществе и субъекте управления, но и национально-культурными особенностями общественного развития, менталитетом, организационными отношениями, складывающимися на различных уровнях управленческой иерархии и в конкретной организации. В определенной мере организационная структура не только отражает, но и сама отчасти задает стиль и стереотипы управления и культуру организации [14,c.92].

Понятие «структура» связано  с такими понятиями, как «система»  и «организация». Все основные аспекты  строения и деятельности организации  определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию, структура же обеспечивает

порядок и взаимодействие элементов для осуществления  их функций. Элементы системы выделяются в процессе ее членения (структуризации), при этом каждая система допускает возможность различных сечений в соответствии с заданными критериями. Организационная структура – одно из этих сечений.

В научной литературе понятие «структура» имеет определенное концептуальное значение. «Структура есть множество элементов, которые находятся во взаимодействии в специфическом порядке для осуществления функций». Являясь сложной системой, организационная структура управления представляет собой подсистему в системе управления предприятием. Таким образом, организационная структура управления и система управления являются взаимосвязанными и взаимодополняющими понятиями. По мнению многих авторов, структура управления предприятием представляет собой статическую «анатомию» управленческого процесса, а система управления – динамическую «физиологию».

Понятие «организационная структура» в научной литературе отмечается большим разнообразием. Под организационной  структурой понимается и упорядоченная  совокупность органов, управляющих производственной деятельностью, и совокупность возникающих в процессе управления связей и отношений между подразделениями. Также организационная структура – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Построение  структуры управления организацией — это важная составная часть общей функции управления  —  организовывания,  одной  из  центральных  задач, которой является создание необходимых условий для выполнения  всей  системы планов организации. Ее реализация  может  потребовать  реструктуризации  как, самой организации, так и ее управляющей системы, а  также  создания  условий для формирования высокочувствительной  к  изменениям  культуры  организации. Культура  как  сложившаяся  в  организации  система  ценностей,   убеждений, образцов и норм поведения отражает  характер  отношений  между  работающими, т.е. прямо связана с организационной структурой.

Между  структурой  управления  и  организационной  структурой  существует тесная связь: структура  организации  отражает  принятое  в  ней  разделение работ между подразделениями,  группами  и  людьми,  а  структура  управления создает механизмы координации, обеспечивающие эффективное  достижение  общих целей и задач организации. Как правило, мероприятия  по  проектированию  или изменению состава самой организации (разукрупнение, объединение,  слияние  с другими организациями и др.) вызывают необходимость соответствующих перемен в структуре управления [6,c.451].

Элементами  структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры на примере предприятия