Совершенствование организационной структуры "Аэропорт Благовещенск"

Автор: k*********@bk.ru, 26 Ноября 2011 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.

Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.

Содержание

Введение

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 Сущность и понятие организационной структуры

1.2 Классификация организационных структур

1.3 Понятие организационных изменений на предприятии и его необходимость

1.4 Анализ и проектирование организационной структуры

1.5 Эффективность организационных изменений

1.6 Соответствие структуры управления предприятием современным требованиям эффективного управления

Глава 2. Анализ деятельности организации и организационной структуры ГУП АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ « АЭРОПОРТ БЛАГОВЕЩЕНСК»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Организационно – правовая форма в организации

2.3 Характеристика организационной структуры и органов управления предприятия

2.4 Миссия и цели организации

2.5 SWOT – метод изучения сильных и слабых сторон организации, её возможностей и угроз со стороны окружения

Глава 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ГУП АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ « АЭРОПОРТ БЛАГОВЕЩЕНСК»

3.1 Предложения по совершенствованию организационной структуры

3.2 Расчет эффективности совершенствования организационной

структуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемых ИСТОЧНИКОВ

Приложение

Работа содержит 1 файл

курсач по менеджмнту.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     Каждое  из отмеченных обстоятельств приводит к изменениям структуры и может указывать на необходимость пересмотра главной стратегии предприятия.

     Современный этап перестройки организационных  структур управления фирмами, ориентированными на рынок и на создание структур стратегического менеджмента, приобретает форму поиска "золотой середины" между централизацией и децентрализацией властных функций.

     Желание найти приемлемые соглашения между  централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать систему стратегического управления, которая характеризуется централизованной разработкой стратегии и хозяйственной политики и децентрализованным оперативным управлением.

     В таблице 1.1 приведено влияние трех типов изменений внешней среды на организационные структуры фирмы.8 

Таблица 1 - Влияние изменений внешней среды на оргструктуры

Типы  изменений внешней среды Типы  организационных структур
Линейно-функциональные, линейно-штабные Матричные, дивизионные
Стратегические Необходима коренная перестройка деятельности фирмы, реорганизация структуры Разработка  новых стратегических программ, частичная  реорганизация структуры
Тактические Изменение количественных характеристик элементов структуры Корректировка ресурсного обеспечения программ
Оперативные Усиление контрольных  механизмов Корректировка сроков выполнения программ
 

     В рамках организационных структур изменение стратегических целей фирмы обусловливает необходимость полной или частичной реорганизации ее структуры управления. Однако, как следует из таблицы 1, развитие горизонтальных связей смягчает эту проблему. Поэтому одним из условий успешной адаптации организационной структуры к изменениям во внешней среде является развитие горизонтальных связей и, соответственно, перенос акцентов в управленческой деятельности от планирования изменений организационной структуры фирмы к скоординированному планированию изменений внутрифирменных процессов, согласованному с изменениями внешней среды.

     В кризисный период изменения в  структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. Но вне зависимости от причин, вызывающих перестройку, она обязательно преследует цели расширения полномочий на нижних уровнях иерархии управления и повышение производственно-хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав организации. Практически это означает привлечение все большего количества работников (в том числе и не относящихся к управленческому персоналу) к процессу выявления и решения проблем организации.

     Конкурентоспособность организации зависит от многих факторов, но в конечном итоге определяется способностью эффективно управлять  всей совокупностью ее ресурсов, что невозможно без разработки стратегии организации.9

      1.4 Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления

      Организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффективность влияют:

  • действительные взаимосвязи между людьми и их работой;
  • действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
  • полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

      При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может  быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.

      Для построения рациональной структуры  управления необходимо чтобы она соответствовала требованиям, предъявляемым к организационным структурам  новыми условиями хозяйствования. Каждое подразделение предприятия, каждый ее сотрудник (в особенности каждый руководитель) должен четко знать, где он находится и куда ему обращаться за информацией, помощью или решением. Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, впустую расходует время, раздражает работников и задерживает решения.

      Контроль, надзор и стимулирование должны требовать  минимума усилий. Организационная   структура управления должна способствовать самоконтролю и мотивации. Чтобы удерживать  предприятие на ходу, минимально возможное количество людей (особенно высококвалифицированных и работоспособных людей) должно   посвящать  внимание  и  силы «управлению», «организации»,  «контролю», «коммуникации», «кадровым проблемам».

      Организационная структура, должна направлять внимание всех сотрудников не на усилия, а на результаты работы предприятия в целом. Работу руководителей   нужно оценивать по экономическим результатам, а не по стандартам узкопрофессиональной компетентности или административного мастерства.

      Организация должна помогать каждому сотруднику понимать свою собственную задачу и общую задачу предприятия. Чтобы соотносить свои усилия с благом целого, каждый сотрудник должен понимать, как его задача  сопряжена  с  общей задачей  и как общая задача определяет его задачу, его усилия, его вклад.

      Организация  должна обладать устойчивостью  во времени и способностью к самообновлению. Структура должна способствовать развитию каждого и предусматривать непрерывное обучение.

      Соблюдение  вышеизложенных требований позволит создать гибкую, способную к быстрой перестройке организационную структуру, которая будет способствовать развитию системы управления на предприятии, повысит уровень ее организованности и создаст все условия для эффективного функционирования предприятия в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ деятельности организации и организационной структуры ГУП АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ « аЭРОПОРТ бЛАГОВЕЩЕНСК»

    2.1 Краткая характеристика предприятия

    Государственное унитарное предприятие Амурской области «Аэропорт Благовещенск» создано в соответствии с Постановлением Главы Администрации Амурской области от 10.07.1997г. № 337. Предприятие является юридическим лицом с момента государственной регистрации, осуществляет свою деятельность на основании Устава, является коммерческой организацией, все виды деятельности лицензированы. Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, распоряжается им предприятие в пределах, установленных законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ. Уставной фонд составляет 59763,0 тыс.руб., учредителем является Амурская область. Изменения в сторону увеличения Уставного фонда произошли в связи с передачей средств из бюджета в размере 40760,0 тыс.руб. на приобретение спецтехники и досмотрового оборудования по программе деятельности предприятия. ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» передана в аренду ВПП, являющаяся федеральной собственностью, стоимостью 67831,0 тыс.руб. В 2007 году закончена реконструкция этого объекта, финансируемого за счет средств федерального бюджета. До 2005г. реконструкция осуществлялась через заказчика – ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск», стоимость ВПП определена на забалансовом счете-162064 тыс.руб. С 2005г. реконструкция объекта проводилась через заказчика ФГУ «Дирекция по реконструкции аэропорта Красноярск». Полная стоимость ВПП после реконструкции по имеющимся данным составляет 247 млн. руб.

    Виды  деятельности предприятия определены Уставом. Предприятие создано для  обеспечения коммерческого обслуживания ВС, пассажиров, багажа, груза и почты, получения прибыли от авиационной и неавиационной деятельности. Предметом деятельности является:

    • обеспечение приема, стоянки и выпуск ВС;
    • обеспечение безопасности полетов;
    • эксплуатация аэродрома;
    • прием, хранение, отправка багажа, груза, почты;
    • проведение предполетного медосмотра;
    • охрана ВС;
    • прочая коммерческая деятельность.

     Вся текущая и финансовая деятельность предприятия осуществляется на основании договоров с авиакомпаниями и другими предприятиями, обслуживающимися в аэропорту Благовещенска, не имеет филиалов и представительств, находится по адресу: 675019 Благовещенск, Аэропорт, имеет расчетные счета в филиале ЗАО «Райффайзенбанк», «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО), печать. Численность сотрудников на 31.12.09 г. составляет 204 человека. Руководитель предприятия – генеральный директор, назначенный министерством транспорта и дорожного хозяйства, на основании трудового договора, по согласованию с министерством имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства Амурской области.  

      Таблица 2 - Основные финансово-экономические показатели ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» за период 2007 - 2009 гг.

Показатели Годы Цепное  изменение Цепной  темп роста, %
2007 2008 2009 08/07 09/08 08/07 09/08
Выручка (нетто) от реализации продукции, работ и услуг, тыс. руб. 76968 92669 80855 15701 -11814 120,4 87,25
Чистая  прибыль (убыток), тыс. руб. 1491 2321 344 830 -1977 155,67 14,82
Чистые  активы, тыс. руб. 32512 47926 204387 15414 156461 147,41 426,46
Среднесписочная численность, чел. 214 222 204 8 -18 103,74 91,89
Среднемесячная  заработная плата 1 работника, руб. 14055 17414 15830 3359 -1584 123,9 90,9
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 60280 80904 69026 20624 -11878 134,21 85,32
 

    По  данным таблицы 2.1 можно сделать  следующие выводы. Доходы в отчетном году по сравнению прошлым 2008 годом снизились на 11814 тыс. руб. Произошло это из-за отмены рейсов ведущих авиакомпаний в аэропорт Благовещенск вследствие экономического кризиса, наступившего в 2008 году. Низкое значение чистой прибыли на 2009 год по сравнению с 2007 годом обусловлено превышением темпа роста себестоимости продукции над темпом роста выручки от реализации продукции. Чистая прибыль в 2008 году составила 2321 тыс. руб. Согласно постановления законодательного собрания, предприятие перечислило в бюджет Амурской области часть прибыли, остающейся после уплаты налогов в сумме 232 тыс. руб. Оставшаяся сумма прибыли в размере 2089 тыс. руб., распределена по фондам согласно Устава предприятия и Положения о порядке формирования и использования фондов ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск». По итогам работы в 2009 году финансовое состояние предприятия улучшилось. Его можно охарактеризовать как устойчивое, имеющее высокую степень финансовой независимости от внешних источников финансирования.

2.3. Характеристика организационной структуры и органов

управления  предприятия

     Штат  сотрудников организации на 2009 год составляет 204 человека. На рисунке Г.1  представлена организационная структура управления ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск». Она представляет собой иерархическую структуру и характеризуется линейно-функциональными связями между работниками аппарата управления.

     Данная  структура обладает следующими характеристиками:

     1. Оптимальность. Между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при минимальном числе ступеней управления.

     2. Оперативность. Данная структура является оперативной, потому что за время от принятия решения до его исполнения не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

     3. Надежность. Структура аппарата управления гарантирует достоверность передачи информации, не допускает искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивает бесперебойность связи в системе управления.

     4. Экономичность. Структура управления является экономичной, т. к. нужный эффект от управления достигается при минимальных затратах на управленческий аппарат.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры "Аэропорт Благовещенск"