Автор: k*********@bk.ru, 26 Ноября 2011 в 07:58, курсовая работа
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Сущность и понятие организационной структуры
1.2 Классификация организационных структур
1.3 Понятие организационных изменений на предприятии и его необходимость
1.4 Анализ и проектирование организационной структуры
1.5 Эффективность организационных изменений
1.6 Соответствие структуры управления предприятием современным требованиям эффективного управления
Глава 2. Анализ деятельности организации и организационной структуры ГУП АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ « АЭРОПОРТ БЛАГОВЕЩЕНСК»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Организационно – правовая форма в организации
2.3 Характеристика организационной структуры и органов управления предприятия
2.4 Миссия и цели организации
2.5 SWOT – метод изучения сильных и слабых сторон организации, её возможностей и угроз со стороны окружения
Глава 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ГУП АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ « АЭРОПОРТ БЛАГОВЕЩЕНСК»
3.1 Предложения по совершенствованию организационной структуры
3.2 Расчет эффективности совершенствования организационной
структуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых ИСТОЧНИКОВ
Приложение
Понятие "структура" связано с такими понятиями, как "система" и "организация". Все основные аспекты строения и деятельности организации определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию, структура же обеспечивает порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Элементы системы выделяются в процессе ее структуризации, при этом каждая система допускает возможность различных сечений в соответствии с заданными критериями. Организационная структура - одно из этих сечений.
В научной литературе понятие "структура" имеет определенное концептуальное значение. "Структура есть множество элементов, которые находятся во взаимодействии в специфическом порядке для осуществления функций".2
Под организационной структурой понимаются логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно - права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.
Изменение
внешних условий приводит к необходимости
изменения стратегии
Рисунок 1 - Переход от целей организации к ее структуре
Организационная структура как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов предполагает некоторый порядок соподчинения, который реализуется через иерархический принцип построения, обеспечивающий многоступенчатость соподчинения частей целому.
Современная управленческая парадигма в качестве технологии эффективного управления в условиях повышенной нестабильности и неопределенности внешней среды предполагает стратегическое управление, под которым понимается "деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды".3
Организационная структура управления оказывает огромное влияние на все стороны работы предприятия. В частности, структура определяет эффективность сотрудничества подразделений, эффективность контроля их деятельности, гибкость, адаптивность предприятия к изменяющимся внешним условиям. Другими словами, структура управления представляет собой фундамент организации, в котором изначально закладываются способности предприятия к саморазвитию.
1.2 Классификация организационных структур
Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная и целевая.
Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления.
Такая
организационная структура
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.4
Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. На рисунке А.2 изображена схема функциональной структуры управления предприятием.
Данная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
Линейно-функциональные организационные структуры управления наиболее эффективны в стабильной среде, рассчитаны на использование действующих технологий и сложившиеся рынки, содействуют эффективному производству стандартизированных товаров и услуг, ориентированы на ценовую конкуренцию. Данная оргструктура сочетает принципы линейного, функционального и штабного управления. Схема линейно-функциональной структуры управления изображена на рисунке А.3.
Недостатки линейно-функциональной структуры являются нарушение принципа единоначалия, трудности в принятии и реализации согласованных управленческих решений. Жесткое разделение труда способствует усилению заинтересованности каждого органа управления в выполнении только "своей" функции, что характерно для функциональных подразделений. Поэтому при появлении новых, нестандартных, сложных, межфункциональных задач возникает необходимость в частых согласованиях проектов решений на высшем уровне управления.
При дополнении линейно-функциональной структуры штабным органом образуется линейно-штабная организационная структура управления. Линейно-штабная оргструктура строится по принципу функциональной специализации управленческого труда, главной задачей менеджеров является координация действий функциональных служб в штабах различных уровней. Штаб подчиняется линейному руководителю. Он не наделяется правом принимать решения, а лишь выполняет функции совещательного органа, готовящего проекты решений.
Главное достоинство линейно-штабной структуры управления заключается в значительном повышении эффективности использования управленческого потенциала для решения экстренных задач. Такая структура управления создается для ликвидации последствий стихийных бедствий, оперативного решения неординарных задач. На рисунке Б.1 изображена схема линейно-штабной структуры управления.
Дивизиональная структура управления вырастает из департаментизации (деления предприятия на крупные организационные подразделения), в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Такую структуру целесообразно использовать в случае наличия существенных различий в технологии производства и путей реализации продукта (услуги). На рисунке Б.2 изображена схема дивизионной структуры управления.
Матричная структура это современный эффективный тип организационной структуры управления. В такой структуре по вертикали строится управление по отдельным сферам деятельности организации: производству, сбыту, снабжению, а по горизонтали организуется управление программами (проектами, темами).
Матричные структуры управления способствуют проведению частых перестроек, связанных с внедрением новейших технологических процессов и более производительного технологического оборудования, что ведёт к изменениям в организационной структуре управления фирмой в целом. На рисунке В.1 изображена схема матричной структуры управления.
Целевая организационная структура управления представляет собой комбинацию нескольких видов оргструктур. К ней следует прибегать в тех случаях, когда цель является нетрадиционной. Так, в организациях профессионального образования существует проблема межорганизационной кооперации, формирования системы непрерывного профессионального образования, интеграции с отраслями экономики.5
1.3 Проблемы организационных структур и пути их решения
Оптимизация оргструктуры дает возможность повысить эффективность компании. Чтобы отвечать задачам бизнеса, она должна сочетать в себе различные по своей природе факторы - цели и стратегии организации, особенности технологических процессов, квалификацию персонала и даже жизненные взгляды руководства и взаимоотношения в коллективе. В связи с этим не существует единой теории по оптимизации структуры компании, применимой на практике.
Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать.6
Цель
организационной структуры
Совершенствование оргструктуры - естественный, необходимый и постоянный процесс для всех предприятий. Необходимость совершенствования организационных структур возникает в связи с появлением ряда проблем в функционировании предприятия. К таковым проблемам можно отнести следующие:
Информация о работе Совершенствование организационной структуры "Аэропорт Благовещенск"