Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:06, курсовая работа
Задачами данного курсового проекта являются: раскрытие основных понятий по управлению качеством продукции;
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы управления качеством на предприятии…………….5
1.1 Сущность и содержание понятия качества продукции. …………………...5
1.2 Современные стандарты качества продукции на предприятии…………. 11
1.3 Методы анализа качества продукции……………………………………...15
2. Анализ системы управления качеством продукции на предприятии ОАО «Нижфарм»………………………………………………………………………18
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Нижфарм»…………………18
2.2 Анализ процесса управления качеством продукции на ОАО «Нижфарм»………………………………………………………………………21
2.3 Диагностика системы качества на ОАО «Нижфарм»……………………..25
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Нижфарм»………………………………………………...31
3.1 Общие рекомендации по совершенствованию системы управления качеством продукции на предприятии…………………………………………31
3.2 Совершенствование системы управления качеством на российских фармацевтических предприятиях……………………………………………... 34
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Нижфарм»………………………………………………………………..45
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы…………………………………………...47
Глоссарий………………………………………………………………………...49
Известная американская компания ИБМ, используя большей частью японский опыт, стала проводить, начиная с 80-х годов, политику 100%-го уровня качества. В результате этой политики в 90-х годах контракты Министерства обороны США на разработку и поставку суперкомпьютеров неизменно достаются именно компании ИБМ.[22]
В основе политики, обеспечивающей 100% качества, лежит известное соотношение затрат, связанных с обеспечением качества: необходимые затраты возрастают на порядок с каждым этапом продвижения от проектирования к производству, установке оборудования, а затем к его эксплуатации. То есть если предотвращение или устранение ошибки на стадии проектирования стоит 1000 рублей, то на стадии производства машины оно обойдется в 10 тыс. рублей, на стадии монтажа и наладки у заказчика — 100 тыс. рублей, в процессе эксплуатации оно будет стоить 1 млн. руб., если вообще окажется возможным.
Исследования издержек по обеспечению качества в отечественном машиностроении приводят к аналогичным результатам. Они иллюстрируются данными, которые представлены в таблице 1.
Происходит возврат к прежнему пониманию качества, пониманию качества, при котором 100% продукции — товаров или услуг полностью соответствуют установленным требованиям. Но обеспечение этого уровня качества носит комплексный характер.[15]
Тактический подход к качеству во многом определяется видом производства и выпускаемой продукции, соотношением спроса и предложения, конкурентной борьбой основных производителей данной продукции. В соответствии с этим изыскиваются пути и средства достижения заданного уровня качества. С другой стороны, стратегия в достижении качества по ряду направлений становится универсальной.
Влияние
суммарных затрат по этапам жизни
изделия на обеспечение уровня качества
Этап жизни изделия | Доля в суммарных затратах (в %) | Влияние этапа на суммарные затраты (в %) |
Исследования и разработка | 1—6 | 60—80 |
Производство | 40-45 | 5—10 |
Доведение до ввода в эксплуатацию | 5—15 | 20—30 |
Эксплуатация | 40—54 | 15—25 |
Например, такие разные американские компании, как АТТ, «Эйвон», «Корпинг Гласе», «Дженерал Моторз», «Хьюлетт-Паккард», «ИБМ», «Полароид» разработали единые для них десять основных направлений в области управления качеством:
1. Достижение заинтересованности руководства высшего звена.
2. Создание руководящего совета по улучшению качества.
3. Вовлечение всего руководящего состава.
4.
Обеспечение коллективного
5.
Обеспечение индивидуального
6. Создание групп совершенствования систем, регулирования процессов.
7.
Более полное вовлечение
8. Меры
обеспечения качества
9.
Краткосрочные планы и
10. Создание системы признания заслуг.[8]
Эти
направления отражают суть организационно-экономических
основ управления качеством.
1.2 Современные стандарты
качества продукции на предприятии
Сертификация — это процедура, удостоверяющая качество продукции.
Современное
понятие сертификация было предложено
специальным комитетом
Обычно в практике производства участвуют две стороны: водитель товара и потребитель. Продавец — это посредник, он обслуживает процесс продажи, т.е. создает услугу, которая тоже может быть сертифицирована, но к качеству продукции это отношения не имеет.[6]
Сертификация — это действие третьей стороны, которая путем аккредитации получила от государства право удостоверять качество продукции — товара или услуги.
Все государства мира участвуют в международной торговле. Каждая страна заинтересована в удостоверении качества своих товаров путем их сертификации в соответствующих органах на своей территории и заботится о том, чтобы ее сертификаты признавались другими странами. Весьма важны в настоящее время международные соглашения о взаимном признании сертификатов разными странами и международный арбитраж в этой области. Их основу образуют системы международных стандартов.
Сертификат — это документ, удостоверяющий качество. Он защищает интересы потребителя товаров, государственные интересы той или иной страны, например, путем отчуждения товаров, которые могут составить конкуренцию своим товаропроизводителям. Например, страны так называемого дальнего зарубежья используют систему сертификации для защиты своих рынков от конкуренции товаров из стран СНГ.[19]
Недостаточное внимание к вопросам сертификации приводит к возникновению проблем в экспорте товаров и большим потерям. Можно привести следующие примеры:
в США шампанское, производимое во Франции и имеющее сертификат, стоит 25—30 долл. Украинское шампанское того же уровня качества стоит 5 долл., так как сертификата не имеет;
тульский завод «Штамп», опасаясь непризнания российского сертификата на баллоны для огнетушителей, несмотря на их высокое качество, тратит большие средства на получение сертификата в Германии, где организация предполагает сбыт;
итальянская фирма построила в Запорожье завод по производству труб для бурения скважин и по невнимательности заказчика не выдала сертификат качества; теперь из-за отсутствия сертификата сбыт труб в Италию и во всю Западную Европу запрещен.
Стандартизация требований к качеству. Международные органы стандартизации в период с 1920 по 1980 г. провели большую работу и создали современную систему обеспечения качества в виде международных стандартов серии ИСО — 9000, определяющих требования к совокупности служб, оборудования и документации, определяющих решение задач, обеспечивающих качество выпускаемой продукции.[20]
Система обеспечения качества, нашедшая отражение в серии стандартов ИСО — 9000, в своем развитии прошла этапы, которые можно охарактеризовать следующим образом:
1. 1920 г. — осмотр, контроль при поступлении материалов, промежуточный и окончательный контроль.
2. 1930 г. — осмотр, технико-статистические методы, контроль производственных процессов.
3. 1950 г. — улучшение качества изготовления и управление им (осмотр с контролем средств проверки, контроль производственных процессов, определение причин и последствий, технико-статистические методы, планирование проверок).
4. 1970 г. — интегрированный контроль качества (обеспечение качества при изготовлении, обеспечение качества в опытно-конструкторской сфере). Улучшение качества опытно-конструкторских работ и управление им (планирование качества опытно-конструкторских работ, оценка качества чертежей, анализ испытаний, анализ дефектов и рекламаций заказчиков).
5.
С 1980 г. — обеспечение качества
как стратегия работы
Уровни сертификации. Сертификация имеет три следующих уровня:
1. Сертификация
отдельно взятой продукции. 2. Сертификация
производственного
Может сертифицироваться отдельная продукция, например, молоток для выполнения слесарных работ, напильник. Изделие, бранное из отдельных узлов и деталей, например, двигатель, может получить сертификат, если сертификаты имеются на все покупные комплектующие изделия.
Сертификат можно получить на технологический процесс, вид отдельного производства — совокупность технологических процессов, на систему обеспечения качества товара. Последнее считает высшим уровнем сертификации. Сертификация может выполнятся по различным схемам, с различной степенью ответственное производителя. Различают добровольную и обязательную сертификацию.
Показатели качества определены стандартом ИСО 8402 — 86 «Качество. Словарь». Предусмотрено 10 групп показателей: 1) назначения; 2) надежности; 3) технологичности; 4) унификации 5) патентно-правовые; 6) эргономические; 7) эстетические 8) транспортабельности; 9) безопасности; 10) экологические.[12]
Значимость показателей каждой группы для определенного типа продукции выражаются весовыми показателями. Сумма числовых значений всех показателей должна быть равна единице:
Каждую группу определяют численным значением, например, . Это является основанием для сравнения различных видом продукции. Численные значения показателей должны отражаться в паспорте изделия, в технических условиях на его изготовление.[10]
В
свою очередь, приведенные группы показателей
могут подразделяться на более детальные.
Например, показатели надежности могут
подразделяться на показатели, характеризующие
безотказность, долговечность, средний
ресурс, установленный срок службы, наработку
на отказ и др.
Метод применяется на стадии выполнения маркетинговых исследований. В качестве экспертов используются потенциальные покупатели продукции. Метод нашел широкое распространение в Япоим, в частности, при проектировании автомобилей, предназначенных для определенных слоев общества, к примеру, для среднего класса.
Рассмотрим как решить более простую задачу, например, выяснить каким требованиям должен удовлетворять электрический утюг, и с этой целью разработаем так называемый опросный лист. Ряд параметров укажем на основании собственного опыта или фирмы, а некоторые оставим на усмотрение покупателей.
Заполнение листов можно производить используя оплаченные почтовые корреспонденции, общаясь с потенциальными покупателями в торговых точках. Предположим, что итоги опроса выражены данными, приведенными в таблице.
В таблице указаны средние значения оценок в баллах и количество опрошенных потенциальных покупателей, которые оценили этот параметр. Оценка выполнялась по десятибалльной системе. Отмеим, что никто из опрошенных не оценил все параметры, так как не всем качествам утюга потребители придают существенное значение.[23]
Обработать эту информацию необходимо следующим образом. Очевидно, что нужно учитывать средний балл, и количество будущих покупателей, которые за него высказались. С этой целью определим суммы баллов оценок каждого из параметров и общую сумму баллов. Это позволит рассчитать их отношения и определить, таким образом, весовые коэффициенты каждого показателя качества.
Аналогично делению физических единиц на основные и производные, показатели качества делятся на единичные и комплексные.
Единичные относятся к одному из свойств, определяющих качество, комплексные — сразу к нескольким.
Информация о работе Совершенствование организации управления качеством на предприятии ОАО Нижфарм