Социальные проблемы на предприятии

Автор: 1**********@yandex.by, 26 Ноября 2011 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение социальных процессов на примере конкретной организации, а именно Открытого акционерного общества БИНБАНК в Челябинске и оптимизация данных процессов.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение социальных процессов в ОАО БИНБАНК в Челябинске.

2. Выявление положительных и отрицательных сторон социальных процессов в данной организации.

3. Оптимизация социальных процессов организации.

Объектом исследования является Открытое акционерное общество БИНБАНК в Челябинске, а предметом исследования - социальные процессы банка.

Содержание

1. Понятие Социального процесса

1.1 Наука о социальном управлении

1.2Управление социальными процессами как система

1.3 Объект и субъект управления социальными процессами

1.4 Классификация социальных процессов

2. Практическая часть

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БИНБАНК» в Челябинске

2.2 Анализ собственных средств ОАО «БИНБАНК»

2.3 Анализ организационной структуры управления

Вывод

Список литературы

Введение

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 74.81 Кб (Скачать)

Создание  эффективных коммуникаций достигается  несколькими основными путями. Так, формулировка ясной, четкой определенной цели организации, также ее конкретизация  на подцели для каждого подразделения  сама по себе снимает многие вопросы, делает излишними дополнительные разъяснения  и оптимизирует коммуникации. Детализированный план, четко регламентирующий основные виды работ подразделений и их нормативы, также является действенным средством урегулирования деловых контактов. Далее правильно выбранный тип организации (экономичность ее структуры, отсутствие дублирующих подразделений, множественного подчинения в ней) содействует созданию оптимальной коммуникационной сети. Наконец, эффективная система контроля -- его справедливость, понятность подчиненным, гласность, систематичность -- все это устраняет ненужные выяснения, конфликты.

Конфликты.

На любом  уровне, в любом звене управленческой деятельности, каких бы масштабов  она ни достигала: от маленькой организации, состоящей из нескольких человек, вплоть до крупных, состоящих из несколько  десятков и сотен тысяч человек, руководителям приходится сталкиваться с конфликтами1. Это ставит их перед необходимостью овладеть умениями в процессе осуществления управленческой деятельности и навыками управленческого воздействия на развертывающиеся конфликтные ситуации.

Базисным  для управления конфликтными ситуациями является понимание социального  конфликта как такого типа социальных взаимодействий, который характеризуется  противоборством социальных субъектов (индивидов, групп, общностей и т.д.)»  обусловленным противоречием их потребностей, интересов, целей, а также  социальных статусов, ролей и функций, и ориентированным на достижение вознаграждения путем навязывания  своей воли, подчинения, ослабления, устранения, а в некоторых случаях  и уничтожение соперника, стремящегося добиться того же вознаграждения.

Технология  управления конфликтами весьма разнообразна, она включает в себя несколько  взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов и умело разрешать последние, когда они возникают.

Несомненно, первым социально-психологическим  действием, создающим предпосылку  разрешения конфликта, является умение руководителя определить, в чем заключены  истинные причины конфликтного противостояния. Необходимо иметь в виду, что истинная причина конфликта довольно часто  скрывается одной или обеими конфликтующими сторонами. Нередко в межличностном  конфликте стремление избавиться от конкурента или занять его место, задетое самолюбие или обида  маскируется заботой о деле, принципиальностью, желанием исправлять неблагоприятную  в каком-то отношении ситуацию. В  таких случаях срабатывает психологический  механизм самозащиты: ведь никому не хочется  выглядеть в глазах окружающих склочником, инициатором ссоры, поэтому и  продумывается и пускается в  оборот какой-нибудь «благородный»  мотив. Для руководителя важно в данном случае внимательно изучить конфликтующих и попытаться снял, напряженность в их взаимоотношениях. Одним из надежных способов предотвращения межличностных конфликтов -- это умение менеджера, управленца, руководителя соблюдать принципы «социальной дистанции» во взаимоотношениях с другими людьми. Целесообразность данной дистанции определяется пределом психологического сближения, он не должен быть никогда достигнут, необходимо всегда оставлять возможность движения для последующего сближения.

Вторым важным методом предотвращения конфликтов является следование «правилу разнообразия». Чем больше взаимной заинтересованности партнеров по общению, чем разнообразие их интересы и чем больше совпадения этих интересов, тем значительнее ресурс сотрудничества, тем меньше возможностей для возникновения конфликтного противостояния. Если же интересы, связывающие людей очень узки и ограничены, то база возможных конфликтов между этими людьми существенно расширяется. Поэтому одним из важнейших способов предотвращения межличностных конфликтов является правило, согласно которому во взаимодействиях двух людей необходимо не сводить друг с другом счеты, а всегда быть личностью, сохраняющей в определенной мере свою психологическую независимость.

Третьим способом, который может пригодиться для  руководителей в целях превращения  накапливающейся энергии конфликта  в энергию сотрудничества, является правило «сглаживания». Оно сводится к тому, что руководитель («сглаживатель») старается не выпустить наружу признака конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности солидарности. Тем самым создается возможность погасить стремление к конфликтному противостоянию у другого человека. Крупный специалист по взаимоотношениям с людьми Д. Карнеги предлагает давать людям возможность почувствовать их значимость. У руководителя есть короткий и эффективный путь к бесконфликтному сотрудничеству с другим человеком -- предоставить ему возможность для проявления его личной значимости.

Одним из широко распространенных и часто применяемых  способов разрешения межиндивидуальных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. В процессе достижения компромисса важную конструктивную роль способен сыграть такой метод разрешения межиндивидуальных конфликтов, как метод соучастия. Ом заключается в целенаправленном стремлении исключить у партнера возможные подозрения о том, что его игнорируют, с ним не считаются, не принимают во внимание его заботы, интересы, потребности. Лучший способ прийти к соглашению -- это втянуть конкурента или оппонента в решение общей задачи, разумеется, не уступая ему в принципиальных вопросах.

В этом же направлении  для разрешения межличностного конфликта  можно использовать метод провоцирования на добро. Доброта подкупает, располагает  людей друг к другу, помогает им наладить сотрудничество, взаимопонимание, избежать или погасить коллизию. Данный метод  способен не только разрешить конфликт полюбовно, но и существенно снизить  потенциал конфликтности во взаимодействии друг с другом.

Конструктивную  роль в разрешении межличностных  конфликтов может сыграть и применение метода взаимных вариантов. В стремлении найти взаимоприемлемый и выгодный для обоих конкурентов выход  из конфликтной ситуации (в финансовой, производственной, исследовательской, бытовой и т.п.) -- основная задача данного метода.

Одним из приемов  урегулирования межличностного конфликта  является обращение конкурирующих  сторон к нейтральному третьему лицу, которое своим авторитетом, знаниями, вниманием способно (разумеется по согласованию с двумя сторонами конфликта) найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих соперников способ разрешения их противостояния. Привлекаемый обычно одним из участников конфликта будущий посредник, ознакомившись с сутью конфликта начинает осторожно и тактично прощупывать возможность и готовность другого участника конфликтного взаимодействия вести с ним переговоры о путях преодоления возникшей конфликтной ситуации. Посредник может сыграть конструктивную роль в разрешении конфликта, поскольку он, во-первых, объективирует возникшую ситуацию, во-вторых, ведет дело к ограничению эмоционально-личностных факторов, играющих едва ли не главную роль в эмоциональном накале и остроте противоборства.

В предотвращении межличностных конфликтов способен выполнить, важную конструктивную роль метод «исключаемой социальной демонстрации». Необходимо помнить, что причиной конфликта  часто выступает демонстрация одного из партнеров своих достоинств, успеха, интеллекта, ума и т.д., вызывая  тем самым раздражение и агрессивность  окружающих, подталкивая их к конфликтному противодействию. Напротив, чем чаще и активнее исключается социальная демонстрация, тем меньше возникает  поводов для межличностных конфликтов, тем больше шансов на конструктивное сотрудничество с окружающими.

Для руководителя, менеджера, оказавшегося перед необходимостью оказать управленческое влияние  на возникшее конфликтное противодействие  важно знать и уметь применять  основные принципы социальной технологии управления конфликтом, позволяющим  лучше организовать и контролировать свое поведение в случае межличностного конфликта.

Во-первых, необходимо на всех стадиях конфликтного взаимодействия сохранять спокойствие и хладнокровие. В данном случае очень трудно контролировать оппонента, но оставаясь спокойным  сам, побуждать к этому другую сторону. Необходимо выяснить причины  конфликта и возможные пути его  разрешения и избегать при этом эмоционально-оценочных  комментариев.

Во-вторых, необходимо срочно определить основную причину  конфликта и стараться не реагировать  на оценочную часть ситуации. Такой  подход позволит не принести в жертву рассмотрение приоритетов в конфликтной  ситуации.

В-третьих, следует  избегать столкновений личностного  характера. Желательно избавиться от стремления концентрировать внимание на антипатичных личностных особенностях партнера. Взамен этого необходимо сосредотачивать внимание на выявлении интересов и потребностей обеих сторон.

В-четвертых, необходимо тщательно выбирать слова  и выражения, избегать таких, которые  несут в себе негативное эмоционально-оценочное  содержание. Такие оценки, как «недостаточно компетентен», «плохо информирован», «неблагоразумен», «ничтожество», «недотепа», «не умеющий логически мыслить» и т.д., несут в себе принижение личности человека и, как правило, провоцируют ответные защитные реакции, что значительно обостряет конфликт.

В-пятых, необходимо внимательно вслушиваться в то, что  предлагает партнер, необходимо понять, какие чувства, стремления стоят  за его словами. Это дает возможность  выяснить позицию, точку зрения и  интересы оппонента, сравнить с точкой зрения другой стороны. Одновременно необходимо предоставлять возможность соперникам лучше понять позиции друг друга, интересы и приоритеты, что также  поможет успешно разрешить конфликт.

В-шестых, на всем протяжении конфликтного процесса менеджеру, руководителю, управленцу целесообразно  оставаться открытым к рассмотрению взаимных претензий и предложений. Чтобы найти пути урегулирования конфликтной ситуации, необходимо найти  взаимные интересы и возможности  компромисса. До тех пор, пока конфликтная  ситуация не будет объективно рассматриваться  с учетом интересов двух сторон, общие цели примирения не будут достигнуты.

Необходимо  также учитывать, что важным компонентом  управленческой деятельности в любой  организации является контроль, правильное проведение которого снижает конфликтогенность, а неправильное -- увеличивает ее. Есть еще один эффективный способ предотвращения конфликтов в группах -- превращение последней в единую работоспособную и сплоченную «команду». При создании единой «команды» хорошие результаты в совместной деятельности ожидаются от взаимодействия сотрудников с разными способностями, разной подготовкой, квалификацией и информированностью. Но чтобы «команда» всегда была сплоченной, чтобы в ней не возникало разногласий и конфликтов при ошибках и неудачах, в ней должно быть четкое распределение как обязанностей, так и ответственности.

Итак, чтобы  управление конфликтами в группе или организации было результативным, необходимо исходить из того, что коллектив, как правило, не является монолитом, в нем всегда есть место для  различных точек зрения, разнообразных  претензий и притязаний, вызывающих споры, столкновение мнении, конфликтные  коллизии. Руководителям (менеджерам и  управленцам) следует всегда стремиться к тому, чтобы выяснить объективные  основы выделения противоборствующих, соперничающих сторон в возможном  конфликте. Такое выделение (отдельных  индивидов, их неформальных группировок  и т.д.), четкое знание их интересов, претензий и притязаний будет  способствовать нахождению средств предупреждения и разрешения конфликтов.

Групповая динамика.

Термин «организация», все время подразумевает формальную организацию. Мы также делаем упор на управление в больших сложных  организациях. Понятие управления применимо  не только к большим коллективам. Но организация -- это социальная категория и одновременно -- средство достижения целей. Это -- место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Толковый руководитель должен знать их и взаимодействовать с ними. Еще одним необходимым условием эффективности управления в наше время является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, а также умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненным. Все эти вопросы будут рассмотрены в данной главе.

Прочитав  эту главу, мы познакомитесь с  указанными выше терминами и понятиями.

Группа - это  двое или более людей, взаимодействующих  друг с другом таким образом, что  каждый из них одновременно и оказывает  влияние на другого, и испытывает его влияние.

Неформальная  организация - это спонтанно возникшая  группа людей, регулярно взаимодействующих  для достижения какой-то определенной цели. Развитие неформальных организаций  основано на социальном взаимодействии, происходящем в формальных организациях.

В число проблем, связанных с неформальными организациями, входят: снижение эффективности, распространение  ложных слухов и тенденция сопротивляться переменам. Потенциальные выгоды: большая  преданность организации, высокий  дух коллективизма и более  высокая производительность труда  наблюдаются в тех случаях, когда  групповые нормы превосходят  официально установленные.

Информация о работе Социальные проблемы на предприятии