Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:53, курсовая работа
Цель работы - изучение мотивации персонала как функции управления на предприятии.
Задачи:
изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;
рассмотреть сущность мотивации в системе управления;
исследовать содержательные и процессуальные теории мотивации;
охарактеризовать методы стимулирования и мотивации на предприятии;
провести общую характеристику компании ООО «Окна Латераль»;
провести анализ действующей системы мотивации и стимулирование труда работников ООО «Окна Латераль»;
разработать предложения по совершенствованию системы мотивации труда персонала в компании ООО «Окна Латераль»;
Введение 4
Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 9
Теории мотивации персонала на предприятии 16
Содержательные теории мотивации. 16
Процессуальные теории мотивации. 25
Методы стимулирования и мотивации на предприятии 33
Анализ системы мотивации на ООО «Окна Латераль» 46
Общая характеристика предприятия ООО «Окна Латераль» 46
Анализ уровня мотивации в ООО «Окна Латераль» 47
Совершенствование мотивации на предприятии ООО “Окна Латераль” 50
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 61
Современный уровень производства не может развиваться без эффективных мотивационных систем персонала, которые в свою очередь должны постоянно совершенствоваться, четко реагируя на изменение экономических и политических условий. На рынке сегодня мы можем купить конкурентный товар или услугу, но абсолютно невозможно купить конкурентоспособность и стимулы к ее достижению. А как мы знаем от команды, которая работает на предприятии, зависит очень многое, поэтому одной из важнейших задач компаний является поиск и внедрение наиболее подходящих и действенных методов стимулирования труда.
Мотивация – это деятельность, которая активизирует коллектив предприятия и каждого работающего и побуждает их эффективно трудиться для выполнения целей.
За многие годы до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей и менеджеров, было очень хорошо известно, что можно специально воздействовать на людей для успешного выполнения ими различных задач. Первым таким приемом был так называемый «метод кнута и пряника». В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно обнаружить много историй, в которых правители держат награду перед глазами героя или заносят меч над его головой. Однако дочери королей и огромные богатства предлагались немногим избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения.1
Одним из наиболее существенных недостатков российских компаний является недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях, а ведь человеческий потенциал для предприятия – это одно из основных конкурентных преимуществ. Во время кризиса необходимо, чтобы все работники компании действовали как единая, сплоченная команда с четким видением будущего и ясным представлением о своем значении в организации и мотивацией к самостоятельным действиям для достижения поставленных целей. Стоит заметить, что именно хорошо обученный, мотивированный и организованный персонал определяет судьбу предприятия.
Как известно, работники могут активно способствовать росту эффективности деятельности организации, а могут безразлично относиться к результатам деятельности, противодействовать нововведениям, нарушающим привычный для них ритм работы. По настоящему эффективно работать и приносить пользу организации способен только заинтересованный в своей работе и удовлетворённый ею человек, который четко видит свою роль в компании в будущем.
Для наиболее эффективного использования методов мотивации необходимо хорошо представлять всю ее сущность, то есть потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентиры и установки.
Основной проблемой во время кризиса является тот факт, что они видят основной мотивирующий фактор в желании иметь гарантированную заработную плату. При этом они не берут в расчет ни интенсивность, ни качество труда, у людей преобладает желание заниматься спокойной работой с небольшим, но зато гарантированным заработком, нежели иметь интенсивную работу с высокой оплатой.
Тем не менее необходимо понимать, что кризис это явление временное и он рано или поздно он закончиться. И если в краткосрочном периоде возможно и не стоит уделять много внимания созданию эффективной системы мотивации, так как в настоящее время люди готовы работать только ради того, чтобы хотя бы сохранить свое рабочее место, то в долгосрочном периоде мы можем столкнуться с тем, что в момент когда положение начнет выравниваться мы попросту не успеем вовремя среагировать и таким образом имеем возможность потерять наиболее квалифицированные кадры, у которых не окажется достаточное число мотивирующих факторов. Таким образом даже в такие моменты не стоит забывать о том, что необходимо грамотно мотивировать сотрудников к работе.
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов (motif – фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.2
Наиболее важной целью разработки и внедрения систем мотивации труда в компаниях является возможность внедрения новых принципов управления персоналом. Далее мы выделим несколько частных целей внедрения систем мотивации:
При этом способы мотивации можно разделить на несколько групп:
- нормативная мотивация - совокупность мер идейно - психологического воздействия, убеждения, внушения, целенаправленного информирования и т.п.;
- принудительная мотивация - использование власти и угроза наказания в случае невыполнения требований, предъявленных к работнику;
-
стимулирование - опосредованное воздействие
на поведение работника с
Цель работы - изучение мотивации персонала как функции управления на предприятии.
Задачи:
Объектом исследования является мотивация персонала в компании ООО «Окна Латераль».
Предметом исследования являются социально-трудовые, экономические и управленческие отношения, которые возникают в процессе развития мотивации работников в качестве функции управления предприятием.
Теоретическая и методологическая часть данной работы основана на исследованиях и выводах, которые сформулированы в трудах экономической теории, работах зарубежных и отечественных авторов. Методология данного исследования выстроена с применением таких методов: метод системного подхода; изучение и обобщение научной литературы; динамические и статистические методы.
Структура работы обусловлена целью и задачами данного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность, объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи работы, методы исследования, методологическая и теоретическая основа исследования, структура работы.
В первой главе мы рассматриваем теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией, сущность мотивации в системе управления, а также исследуются теории мотивации содержательные и процессуальные.
Во второй главе исследуются методы мотивации на предприятии.
В третьей главе анализируется система мотивации на ООО «Окна Латераль», приводится общая характеристика данной компании, проводится анализ уровня мотивации на данном предприятии”, осуществляется разработка предложений по совершенствованию мотивации в ООО «Окна Латераль».
В заключении подводятся выводы по проведенному исследованию.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий. Эти силы мы можем разделить на внешние и внутренние они заставляют нас осознанно или же не осознанно совершать различные поступки. Так как связь между отдельными такими силами и человеческими действиями это очень сложный процесс, который в свою очередь индивидуален для каждого конкретного человека, это приводит к тому, что различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же воздействия одинаковых сил.
Мотивация это один из центральных аспектов науки управления. Существует множество определений мотивации. Мы будем использовать определение мотивации как: мотивация это процесс побуждения человека к определенной деятельности во имя достижения определенных целей.3 Мотивировать это прежде всего умение понимать и воспринимать внутренние и внешние потребности работника и побуждать его к сознательному и самостоятельному выбору действий, которые будут способствовать как удовлетворению его потребностей и достижению личных целей, так и решению коллективных задач. Очень важно грамотно доносить до сотрудников цели и задачи организации, так чтобы они понимали и воспринимали их, как свои собственные, в таком случае действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда - высокими.
Исходя из человеческой жизни, мы можем сказать, что основная деятельность человека это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой сознательной жизни это выбор профессии, профессиональное обучение, передача своего трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п. Таким образом сам труд, как и все с ним связанные вопросы имеют огромное значение для человека и постоянно находятся в фокусе его внимания.
Результаты, которые достигаются людьми в процессе выполнения работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих сотрудников. Эффективная деятельность вероятна только при наличии у сотрудников соответствующей мотивации, или желания работать. Позитивная мотивация активизирует человеческие способности, высвобождает его потенциал, а негативная мотивация тормозит проявление его способностей и препятствует достижению целей деятельности.4
Мотивация понимается как некий психологический феномен, как биопсихическая реакция человека на внешние влияния и внутренние потребности, которая опосредована особенностями окружающей среды и личности, и которая приводит к определенному результату. При этом необходимо подчеркнуть наличие в мотивации естественного единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, которые отражают человеческую природу. Таким образом поведение человека в большей степени может определяется потребностью, которая в настоящий момент времени доминирует. Удовлетворение своих внутренних потребностей это один из важнейших мотивирующих факторов человеческой деятельности. Но так же не стоит забывать о внешних факторах, которые в свою очередь играют не менее важную роль в выработке определенной манеры поведения у человека.
Мотивация занимает почетное место в системе управления любым социально-экономическим объектом таким как: коммерческая организация, государственное учреждение, общественная организация, церковь, а также любая неформальная организация. Она представляет собой одну из функций управления также как: планирование, организация, контроль, принятие решений и прочее.
Для управления необходимо не только знать направленность действий человека, но и уметь с помощью мотивирования направлять эти действия в направлении достижения определенных целей.
Далее
я предлагаю рассмотреть
Потребности – возникают и находится внутри человека, они имеют определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Человек стремиться к удовлетворению своих потребностей. Потребности возникают осознанно и неосознанно. При этом не каждая потребность может осознаваться. Большая часть человеческих потребностей периодически возобновляется, они могут менять свою форму или форму своего конкретного проявления, а также может изменяться степень воздействия на человека.