Системы мотивации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение мотивации персонала как функции управления на предприятии.

Задачи:

изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;
рассмотреть сущность мотивации в системе управления;
исследовать содержательные и процессуальные теории мотивации;
охарактеризовать методы стимулирования и мотивации на предприятии;
провести общую характеристику компании ООО «Окна Латераль»;
провести анализ действующей системы мотивации и стимулирование труда работников ООО «Окна Латераль»;
разработать предложения по совершенствованию системы мотивации труда персонала в компании ООО «Окна Латераль»;

Содержание

Введение 4
Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 9
Теории мотивации персонала на предприятии 16
Содержательные теории мотивации. 16
Процессуальные теории мотивации. 25
Методы стимулирования и мотивации на предприятии 33
Анализ системы мотивации на ООО «Окна Латераль» 46
Общая характеристика предприятия ООО «Окна Латераль» 46
Анализ уровня мотивации в ООО «Окна Латераль» 47
Совершенствование мотивации на предприятии ООО “Окна Латераль” 50
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 61

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

 

Содержание. 

 

Введение

       Современный уровень производства не может развиваться  без эффективных мотивационных  систем персонала, которые в свою очередь должны постоянно совершенствоваться, четко реагируя на изменение экономических и политических условий. На рынке сегодня мы можем купить конкурентный товар или услугу, но абсолютно невозможно купить конкурентоспособность и стимулы к ее достижению. А как мы знаем от команды, которая работает на предприятии, зависит очень многое, поэтому одной из важнейших задач компаний является поиск и внедрение наиболее подходящих и действенных методов стимулирования труда.

     Мотивация – это деятельность, которая активизирует коллектив предприятия и каждого работающего и побуждает их эффективно трудиться для выполнения целей.

     За  многие годы до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей и менеджеров, было очень хорошо известно, что можно специально воздействовать на людей для успешного выполнения ими различных задач. Первым таким приемом был так называемый «метод кнута и пряника». В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно обнаружить много историй, в которых правители держат награду перед глазами героя или заносят меч над его головой. Однако дочери королей и огромные богатства предлагались немногим избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения.1

     Одним из наиболее существенных недостатков российских компаний является недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях, а ведь человеческий потенциал для предприятия – это одно из основных конкурентных преимуществ. Во время кризиса необходимо, чтобы все работники компании действовали как единая, сплоченная команда с четким видением будущего и ясным представлением о своем значении в организации и мотивацией к самостоятельным действиям для достижения поставленных целей. Стоит заметить, что именно хорошо обученный, мотивированный и организованный персонал определяет судьбу предприятия.

       Как известно, работники могут активно  способствовать росту эффективности  деятельности организации, а могут  безразлично относиться к результатам  деятельности, противодействовать нововведениям, нарушающим привычный для них ритм работы. По настоящему эффективно работать и приносить пользу организации способен только заинтересованный в своей работе и удовлетворённый ею человек, который четко видит свою роль в компании в будущем.

     Для наиболее эффективного использования методов мотивации необходимо хорошо представлять всю ее сущность, то есть потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентиры и установки.

     Основной  проблемой во время кризиса является тот факт, что они видят основной мотивирующий фактор в желании иметь гарантированную заработную плату. При этом они не берут в расчет ни интенсивность, ни качество труда, у людей преобладает желание заниматься спокойной работой с небольшим, но зато гарантированным заработком, нежели иметь интенсивную работу с высокой оплатой.

     Тем не менее необходимо понимать, что  кризис это явление временное  и он рано или поздно он закончиться. И если в краткосрочном периоде  возможно и не стоит уделять много  внимания созданию эффективной системы мотивации, так как в настоящее время люди готовы работать только ради того, чтобы хотя бы сохранить свое рабочее место, то в долгосрочном периоде мы можем столкнуться с тем, что в момент когда положение начнет выравниваться мы попросту не успеем вовремя среагировать и таким образом имеем возможность потерять наиболее квалифицированные кадры, у которых не окажется достаточное число мотивирующих факторов. Таким образом даже в такие моменты не стоит забывать о том, что необходимо грамотно мотивировать сотрудников к работе.

       Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов (motif – фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.2

       Наиболее  важной целью разработки и внедрения систем мотивации труда в компаниях является возможность внедрения новых принципов управления персоналом. Далее мы выделим несколько частных целей внедрения систем мотивации:

  1. привлечение персонала в организацию;
  2. сохранение работников в организации;
  3. стимулирование производственного поведения работников

     При этом способы мотивации можно разделить на несколько групп:

       - нормативная мотивация - совокупность  мер идейно - психологического воздействия,  убеждения, внушения, целенаправленного  информирования и т.п.;

       - принудительная мотивация - использование  власти и угроза наказания в случае невыполнения требований, предъявленных к работнику;

       - стимулирование - опосредованное воздействие  на поведение работника с помощью  стимулов. Под стимулами понимаются  любые предметы, действия других  людей, обещания, предоставляемые  возможности и т.д., которые могут быть предложены работнику в качестве компенсации за его действия.

     Цель  работы - изучение мотивации персонала как функции управления на предприятии.

     Задачи:

  1. изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;
  2. рассмотреть сущность мотивации в системе управления;
  3. исследовать содержательные и процессуальные теории мотивации;
  4. охарактеризовать методы стимулирования и мотивации на предприятии;
  5. провести общую характеристику компании ООО «Окна Латераль»;
  6. провести анализ действующей системы мотивации и стимулирование труда работников ООО «Окна Латераль»;
  7. разработать предложения по совершенствованию системы мотивации труда персонала в компании ООО «Окна Латераль»;

     Объектом  исследования является мотивация персонала  в компании ООО «Окна Латераль».

     Предметом исследования являются социально-трудовые, экономические и управленческие отношения, которые возникают в процессе развития мотивации работников в качестве функции управления предприятием.

     Теоретическая и методологическая часть данной работы основана на исследованиях и выводах, которые сформулированы в трудах экономической теории, работах зарубежных и отечественных авторов. Методология данного исследования выстроена с применением таких методов: метод системного подхода; изучение и обобщение научной литературы; динамические и статистические методы.

     Структура работы обусловлена целью и задачами данного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

     Во  введении обоснована актуальность, объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи работы, методы исследования, методологическая и теоретическая основа исследования, структура работы.

     В первой главе мы рассматриваем теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией, сущность мотивации в системе управления, а также исследуются теории мотивации содержательные и процессуальные.

     Во  второй главе исследуются методы мотивации на предприятии.

     В третьей главе анализируется  система мотивации на ООО «Окна Латераль», приводится общая характеристика данной компании, проводится анализ уровня мотивации на данном предприятии”, осуществляется разработка предложений по совершенствованию мотивации в ООО «Окна Латераль».

     В заключении подводятся выводы по проведенному исследованию.

       
 

 

Теоретические аспекты мотивации  как функции управления организацией

     В самом общем виде мотивация человека к деятельности это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий. Эти силы мы можем разделить на внешние и внутренние они заставляют нас осознанно или же не осознанно совершать различные поступки. Так как связь между отдельными такими силами и человеческими действиями это очень сложный процесс, который в свою очередь индивидуален для каждого конкретного человека, это приводит к тому, что различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же воздействия одинаковых сил.

     Мотивация это один из центральных аспектов науки управления. Существует множество определений мотивации. Мы будем использовать определение мотивации как: мотивация это процесс побуждения человека к определенной деятельности во имя достижения определенных целей.3 Мотивировать это прежде всего умение понимать и воспринимать внутренние и внешние потребности работника и побуждать его к сознательному и самостоятельному выбору действий, которые будут способствовать как удовлетворению его потребностей и достижению личных целей, так и решению коллективных задач. Очень важно грамотно доносить до сотрудников цели и задачи организации, так чтобы они понимали и воспринимали их, как свои собственные, в таком случае действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда - высокими.

     Исходя  из человеческой жизни, мы можем сказать, что основная деятельность человека это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой сознательной жизни это выбор профессии, профессиональное обучение, передача своего трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п. Таким образом сам труд, как и все с ним связанные вопросы имеют огромное значение для человека и постоянно находятся в фокусе его внимания.

     Результаты, которые достигаются людьми в процессе выполнения работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих сотрудников. Эффективная деятельность вероятна только при наличии у сотрудников соответствующей мотивации, или желания работать. Позитивная мотивация активизирует человеческие способности, высвобождает его потенциал, а негативная мотивация тормозит проявление его способностей и препятствует достижению целей деятельности.4

     Мотивация понимается как некий психологический феномен, как биопсихическая реакция человека на внешние влияния и внутренние потребности, которая опосредована особенностями окружающей среды и личности, и которая приводит к определенному результату. При этом необходимо подчеркнуть наличие в мотивации естественного единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, которые отражают человеческую природу. Таким образом поведение человека в большей степени может определяется потребностью, которая в настоящий момент времени доминирует. Удовлетворение своих внутренних потребностей это один из важнейших мотивирующих факторов человеческой деятельности. Но так же не стоит забывать о внешних факторах, которые в свою очередь играют не менее важную роль в выработке определенной манеры поведения у человека.

     Мотивация занимает почетное место в системе управления любым социально-экономическим объектом таким как: коммерческая организация, государственное учреждение, общественная организация, церковь, а также любая неформальная организация. Она представляет собой одну из функций управления также как: планирование, организация, контроль, принятие решений и прочее.

     Для управления необходимо не только знать направленность действий человека, но и уметь с помощью мотивирования направлять эти действия в направлении достижения определенных целей.

     Далее я предлагаю рассмотреть основные понятия, которые присуще мотивации:

     Потребности – возникают и находится внутри человека, они имеют определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Человек стремиться к удовлетворению своих потребностей. Потребности возникают осознанно и неосознанно. При этом не каждая потребность может осознаваться. Большая часть человеческих потребностей периодически возобновляется, они могут менять свою форму или форму своего конкретного проявления, а также может изменяться степень воздействия на человека.

Информация о работе Системы мотивации персонала