Основу
совершенствования механизма управления
качеством рабочей силы составили
два блока мероприятий: 1) организационные
улучшения для более полного использования
наличного качества рабочей силы; 2) структурные
преобразования с целью укрепить экономическую
базу обучения.
Первую группу составили мероприятия,
главным образом ориентированные на индивидуализацию
обучения, обеспечивающие дифференцированный
подход, социальные и юридические гарантии
обучающимся работникам:
- модульная система
обучения;
- контракты на первичную
подготовку выпускников, на целевую переподготовку
и повышение квалификации работников,
которым будет гарантирована занятость
после обучения;
- расширение договорной
двухэтапной системы подготовки высококвалифицированных
кадров предприятия;
- внедрение автоматизированной
программы подготовки и переподготовки
кадров (с отражением неформальных данных
о перспективах их обучения);
- социально-психологические
исследования и опросы персонала об уровне
и динамике их знаний, по результатам обучения
с обязательной дальнейшей коррекцией
содержания и организации обучающих программ.
Второй блок предусматривает создание:
1) временно созываемой комиссии для анализа
профессионально-квалификационной структуры
кадров и ее динамики, отбора высокоэффективных
предложений и в целом рационализации
использования персонала; 2) отдела профессионального
развития.
Обзор литературы
по оценке эффективности обучения
подтвердил, что вопросы повышения
квалификации, подготовки и переподготовки
кадров должны быть включены в число
экономических показателей, оценивающих
работу ОАО «ВОМЗ», а рассчитываемый эффект
важно рассматривать как планируемый,
составляющий фактор роста эффективности
всего завода.
Таким образом, в работе
предложено пересмотреть существующую
на предприятии методику оценки результативности
процесса СМК «Человеческие ресурсы»
и перейти от формальных, количественных
критериев оценки эффективности обучения
к более информативным. Рекомендуется,
в частности, использовать производственные
и финансовые показатели отдачи от обучения,
реально достигнутые при этом рабочие
результаты.
То, что эффективность
обучения кадров требует формализации,
подтверждает заключительный раздел дипломной
работы. В нем на материале предприятия
апробировано несколько методик расчета
экономической эффективности. Произведенные
расчеты показали следующее:
- В результате роста
коэффициента квалификации рабочих ЦСП
в 2005 г. достигнутая годовая экономия электроэнергии
составила 6873687 кВт/ч.
- В 2005 г. 150 рабочих
основного производства повысили квалификацию,
что обеспечило рост производительности
труда в целом по заводу на 1,2 % (в результате
условное высвобождение составило 30 человек).
- Сравнение объема
выработки в типографском цехе до и после
обучения его 16 работников на курсах повышения
квалификации показало, что в первом полугодии
2004 г. производительность одного рабочего
(в денежном выражении) составляла 35,3 тыс.
руб., а к 2005 г. возросла до 49 тыс. руб. Прирост
произведенной продукции непосредственно
за счет обучения оценен примерно в 5,3
-7,1 тыс. руб.
- В течение 2005 г. организовано
повышение квалификации 272 рабочих основного
и вспомогательного производств ОАО «ВОМЗ»,
в результате чего возможный рост производительности
их труда рассчитан как равный 6,84%.
- Как показал расчет
экономической эффективности всех форм
обучения рабочих, имевших место в 2005 г.,
вложенные в развитие персонала средства
окупятся через 13,3 мес.
Предложенная
в работе концепция комплексного анализа
системы подготовки и переподготовки
кадров, и, прежде всего, сами критерии
и методы расчета эффективности обучения
кадров могут иметь практическую значимость не только
для бюро обучения ОАО «ВОМЗ» и применяться
в его дальнейшей работе – данные рекомендации
и выводы полезны при обучении персонала
других промышленных предприятий.
В
завершении хотелось бы отметить,
что проведенное исследование
нельзя считать законченным решением
проблемы обучения персонала,
следовательно, вопросы профессионального
развития, подготовки и переподготовки
кадров нуждаются в дальнейшем
изучении специалистами разного
профиля. Неслучайно сегодня разработка
новых методологических подходов, органично
учитывающих сложную взаимозависимость
экономических и социальных показателей
деятельности работника, становится все
более актуальной.
Список
использованных источников
- Сборник тарифно-квалификационных характеристик работ и профессий рабочих: (Извлечения из ЕТКС) / НИИ технолог. и организации – М.: Б.и., 1992. – 672с.
- Положение предприятия 627.00 – 01 «Об отделе управления кадрами» от 1.09.2005 №1 – 033.
- Стандарт предприятия СТП АЩВ 00.014 – 2003 «Порядок подготовки и повышения квалификации персонала ВОМЗ».
- Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30 дек. 2001, №197 – ФЗ [Ред. А. Новиков]. – М.: Ред. журн. «Охрана труда и соц. страхование», 2002. – 142, [1] с.
- Алфтан, Т. Воздействие технологических изменений на характер и организацию подготовки работников/ Т. Алфант // Человек и труд. – 2003. – №3. – С.106-120.
- Балашенко, В. Как воспитать идеального менеджера?/ В. Балашенко // Справочник по управлению персоналом. – 2004. – №2. – С.72.
- Богомолова, Н.В. Системный подход в обучении/ Н.В. Богомолова, Т.В. Лаврина, А.А. Тютин // Справочник по управлению персоналом. – 2003. – №4. –С.76.
- Варламова, Е. Как и зачем обучают персонал/ Е. Варламова// Кадровое дело. – 2004. – № 2. – С.14-17.
- Гуртовой, Е.С. Совершенствование организации труда и подготовки кадров / Е.С. Гуртовой // Социально-экономическая эффективность подготовки кадров: Сб. науч. статей. – Екатеринбург, 1996. – С.87.
- Иглин, В.А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики/ В.А. Иглин // Трудовое право. – 2003. – №12. – С.66-74.
- Иглин, В.А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики/ В.А. Иглин // Трудовое право. – 2004. – №1. – С. 54-61.
- Кайнова, С.В. Модульная система обучения/ С.В. Кайнова // Человек и труд. – 1998. – № 2. – С.14-17.
- Иванов, В. Дополнительное профессиональное образование: новые подходы/ В. Иванов, Ф. Шагеева // Высшее образование в России. – 2002. – №2. – С. 103-106.
- Минервин, И. Внутрифирменное обучение рабочих/ И. Минервин // Экономист. – 2004. – №2. – С.81-84.
- Оленин, С. Специфика экономики персонала страховой компании в условиях социальной рыночной экономики/ С. Оленин // Страховое дело. – 2004. – №6. – С. 31-48.
- Плугина, М. Организация системы повышения квалификации/ М. Плугина // Высшее образование в России. – 2005. – №1. – С.126-129.
- Подвербных, О. Опережающая переподготовка и непрерывное образование – залог эффективной занятости/ О. Подвербных // Человек и труд. – 2003. – №5. – С.36-38.
- Арещенко, В.Д. Экономика трудовых ресурсов: учеб. пособие для студентов вузов / В.Д. Арещенко и др. – Мн.: Выш. шк., 1991. – 160 с.
- Герчикова, И.А. Менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Герчикова. – М.: Бизнес и биржи, 1994. – 620с.
- Горелов, Н.А. Экономика трудовых ресурсов: учеб. / Н.А. Горелов. – М.: Высш. шк., 1992. – 208 с.
- Егоршин, А.П. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов вузов / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 1999. – 622с.: ил.
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высш. и сред. педагог. завед. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2002. – С.94-95.
- Луков, В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. – 5 изд., испр. / В.А. Луков. – М.: Московский гуманитарный университет: Флинта, 2004. – 240с.
- Магура, М.И. Обучение персонала как конкурентное преимущество / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: ООО «Журнал “Управление персоналом”», 2004. – 216с.
- Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: учеб. для студентов вузов / Е.В. Маслов. – М.: Инфра-М, 1999 – 295с.
- Музыченко, В.В. Управление персоналом. Лекции: учеб. для студентов высших учебных заведений / В.В. Музыченко. – М.: «Академия», 2003. – 528с.
- Книга работника кадровой службы / под ред. Е.В. Охотского, В.А. Анисимова. – М.: «Экономика», 1998. – 494с.
- Настольная книга менеджера по кадрам / под ред. В.И. Шкатулла. – М.: «НОРМА», 2000 г. – 341c.
- Организация и методика производственного обучения рабочих: методические указания работникам отдела технического обучения / под ред. Г.К. Пукас. – Днепропетровск,
1993. – 305с.
- Основы научной организации труда на предприятии: учеб. пособие для высшей школы / под ред. Н.А. Полякова. – М.: Профиздат, 1989. – 287с.
- Перачев, В.П. Руководство персоналом организации: учеб. пособие / В.П. Перачев. – М.: Бизнес и биржи, 1998. – 447с.
- Сенченко, И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве: учеб. пособие / И.Т. Сенченко. – М.: Педагогика, 2004. – 112 с.
- Сидоров, В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции: учеб. / В.А. Сидоров. – М.: Высшая школа, 1996. – 271с.
- Травин, В.В. Менеджмент персонала организации: учебно-практ. пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2002. – 271с.
- Управление персоналом организации: учеб. / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 512с.
- Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для вузов / под ред. А.А. Крылова, Ю.В. Прушинского. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 495с.
- Управление персоналом современной организации: учеб. / под ред. С.В. Шекшня. – М.: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-синтез”», 1997. – 336 с.
- Формы и методы обучения рабочих на предприятии: методическое пособие для преподавателей теоретического обучения / под ред. М.М. Сибирякова. – Екатеринбург: ДЕЛО, 1999. – 115с.
- Чижов, Н.А. Кадровые технологии / Н.А. Чижов. – М.: Экзамен, 2000. – 351с.