Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:17, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе оценки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ» разработать технологию совершенствования обучения кадров, обеспечивающую гибкое соответствие профессиональных знаний и практических навыков работников завода изменяющимся и усложняющимся требованиям производства, а также обосновать экономическую эффективность и социальную значимость предлагаемых мероприятий.
Введение………………………………………………………………………..….8
Обучение и повышение квалификации персонала как условие эффективной работы предприятия: теоретико-методологическое обоснование………...12
Характеристика понятийного аппарата: обучение и составляющие образовательного процесса…………………………………………….…12
Методологические основы создания системы непрерывного профессионального образования. Обоснование роли опережающей профессиональной переподготовки рабочих кадров……………………14
Организация видов профессионального производственного обучения…19
1.3.1 Подготовка и переподготовка рабочих………………………………20
1.3.2 Обучение вторым профессиям и повышение квалификации………24
1.3.3 Повышение квалификации руководителей, специалистов и
служащих…………………………………………………………………....27
Управление профессиональным обучением кадров…………….…29
Анализ системы обучения кадров на ОАО «Вологодский оптико-механический завод»………………………………………………………….…34
Краткая технико-экономическая и организационная характеристика предприятия………………………………………………………………..34
Организация процесса обучения кадров на предприятии…….……..…37
Анализ количественного и качественного состава работников завода..43
2.4 Перспективы и основные направления работы в сфере подготовки и переподготовки кадров. Оценка системы обучения ОАО «ВОМЗ»…...51
Технология совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ»……………………………………….57
Совершенствование механизма управления качеством рабочей силы на заводе: предложения и мероприятия…………………………………….57
Рекомендации по развитию профессионально-технического обучения с учетом специфики предприятия…………………………………………..70
Использование зарубежного опыта при организации обучения персонала………………………………………………………………………72
Приоритет качественной составляющей рабочей силы при оценке экономической эффективности обучения персонала ОАО «ВОМЗ»…...…75
Заключение………………………………………………………………………..86
Список использованных источников……………………………………………91
1) оптико-механические приборы: прицелы для охотничьих ружей, зрительные трубы, фотообъективы, микроскопы и т.д.; 2) оптико-электронные приборы: ночные трубы и прицелы, бинокли, лазерные целеуказатели; 3) бытовые электроприборы: микроволновые печи, швейные машины, сушилки, миниАТС; 4) агропромышленная техника: коптильные установки, инкубаторы для фермерских хозяйств, минихлебопекарни, установки для приготовления мягкого мороженого; 5) оборудование для станкостроения: электроприводы, датчики угловых и линейных перемещений, шкафы управления.
ОАО «Вологодский оптико-механический завод» – это многопрофильное предприятие с разветвленной структурой специальных подразделений. К числу его структурных единиц относятся следующие:
Организационная структура ОАО «ВОМЗ», а именно верхние уровни управления предприятием, схематически представлены в приложении Е.
Обеспечив положительную динамику роста продаж, ОАО «ВОМЗ» значительную часть полученных средств направляет на развитие заводской социальной сферы услуг. В феврале 2003г на площадях предприятия оборудован спортивно-оздоровительный комплекс. Энергосистема завода снабжает теплом свыше 300 жилых домов и других объектов центрального района города. Около 70 % производимого котельной предприятия тепла ежедневно передается населению.
Одной из постоянных статей расходов является финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров завода. Особенности организации обучения представлены в следующем разделе работы.
2.2. Организация процесса обучения кадров на предприятии
В условиях
рыночной экономики потребности
предприятий в
Подготовка и повышение квалификации работников завода осуществляется на основании специального внутреннего документа предприятия – СТП АЩВ – 00.014 – 2003, разработанного отделом обучения кадров (отд. №627) и введенного в действие 09.04.2003. Указанный стандарт называется «Порядок подготовки и повышения квалификации персонала» [3]. Рассмотрим его основные положения.
На заводе установлены следующие виды профессионального обучения, обеспечивающие непрерывность производства:
- для рабочих:
а) подготовка новых рабочих
б) обучение 2-ой профессии, переподготовка
в) повышение квалификации рабочих
- для
руководящих работников и
а)
обучение с отрывом от
б) обучение без отрыва от производства (курсы целевого назначения, лекции, школа молодого инженера).
Подготовка новых рабочих осуществляется по профессиям согласно перечню, утвержденному Министерством общего и профессионального образования РФ и Минтруда и социального развития РФ. Подготовка рабочих – это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых учениками на предприятие и заключившими с ним ученический договор. Для организации обучения руководитель подразделения назначает приказом организатора производственно-технического обучения. Сроки составляют до 6 месяцев (с учетом сложности профессии). Подготовка производится по утвержденным учебным планам и программам, используются индивидуальная и курсовая формы обучения. Не позднее 2-х дней после выхода ученика на работу руководитель закрепляет за ним инструктора производственного обучения и инженера-консультанта, оформляется трудовое соглашение. При индивидуальной форме обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, используя консультации инженера (до 20 часов). Результаты подготовки заносятся инженером-консультантом в карточку учета теоретического обучения (срок хранения в отделе 627 – 5 лет). При курсовой форме для изучения теоретического курса формируются группы численностью 5-15 человек. К обучению привлекаются специалисты с высшим и средним специальным образованием. Производственное обучение осуществляется индивидуально на рабочих местах под руководством квалифицированного рабочего-инструктора с образованием не ниже среднего специального и стажем работы более 1 года. Получаемые обучающимися практические навыки и умения заносятся в дневник учета производственного обучения (хранится в отделе 627 5 лет). Затем обучаемый выполняет квалификационную работу, которая должна соответствовать тарифному разряду (в соответствии с ЕТКС). Ее подбирает мастер производственного участка. По результатам работы мастер и организатор ПТО оформляют заключение на квалификационную работу (также хранится 5 лет в отделе обучения завода). Все документы (карточка, дневник, заключение) организатор ПТО за день до квалификационных экзаменов сдает в бюро 627 02. При успешной сдаче экзамена обучаемому присваивается квалификационный разряд. Срок обучения может быть сокращен при успешном обучении и отличных показателях профессиональной подготовки. После оформления протокола заседания квалификационной комиссии отдел обучения готовит проект приказа о переводе обучившегося на работу по соответствующей профессии и разряду. Перевод производится приказом по предприятию. Обучение по профессиям, связанным с обследованием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, водителей автомобилей, организует бюро 627 02 в учебно-курсовом комбинате (УКК), технических школах по заключаемым с ними договорам и на основании заявок подразделений.
Обучение вторым профессиям и переподготовка – согласно стандарту предприятия, это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью расширения их профессионального уровня, выполнения необходимых работ или смены профессии высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям. Руководитель издает приказ по подразделению, назначается инструктор производственного обучения и инженер-консультант. Устанавливаются сроки (до 3-х месяцев) и плата труда рабочего в период обучения. Завершается обучение выполнением квалификационной работы и сдачей квалификационного экзамена. На основании протокола заседания комиссии личного заявления рабочего отдел обучения готовит проект приказа по предприятию о переводе его по соответствующей профессии и разряду.
Повышение квалификации рабочих (ПК) – это профессиональное обучение, направленное на совершенствование их профессиональных знаний, умений, навыков, трудовой мотивации, рост мастерства по имеющимся профессиям. По утвержденным планам и программам на предприятии проводятся следующие формы повышения квалификации:
- производственно-технические курсы (ПТК)
- курсы целевого назначения (КЦН)
ПТК проводятся в целях углубления и расширения знаний, умений и навыков для получения более высоких разрядов в соответствии с требованиями производства. После обучения на ПТК и сдачи квалификационного экзамена рабочему присваивается повышенный квалификационный разряд. Также ПТК проводятся для рабочих, у которых фактический уровень квалификации не в полной мере соответствует имеющемуся тарифному разряду. Периодичность обучения составляет раз в год (в случае отличных показателей может быть сокращена до 6 месяцев). Обучение на ПТК проводят по курсовой и индивидуальной формам обучения. Основанием для зачисления на курсы является личное заявление рабочего. Комплектование учебных групп бюро 627 осуществляет из рабочих одной или родственных профессий близкой квалификации. Численность группы – от 5 до 15 человек. При отсутствии возможности создать группу допускается индивидуальное обучение, при котором рабочий сам изучает теоретический курс и консультируется с инженером-консультантом (не более 20 часов консультаций). Бюро подбирает преподавателей, определяет режим работы учебной группы и место занятий. Результаты обучения фиксируются в журнале учета теоретических занятий или карточке учета теоретических занятий для индивидуальных консультаций. Ответственность за качество проведения занятий возлагается на преподавателей. Допускается ПК при самостоятельной подготовке. Обучение завершается выполнением квалификационной работы и сдачей экзамена на очередной разряд.
КЦН
вводятся для изучения нового
оборудования, изделий, материалов,
технологических процессов,
Для проведения квалификационных экзаменов создаются заводская и цеховые квалификационные комиссии. Председателем заводской комиссии, создаваемой приказом по предприятию, назначается главный инженер или технический директор (их заместители). Она принимает экзамены у рабочих с 4-го и выше разряда. Председателем цеховой квалификационной комиссии является руководитель подразделения (или его заместитель), который принимает экзамен у рабочих до 3-го разряда включительно. Оригинал протокола заседания комиссии передается в группу комплектования кадров и хранится 75 лет, копия протокола направляется в бюро 627 022 и хранится там 5 лет. На основании протокола составляется проект приказа о присвоении соответствующего разряда. Сведения о присвоении разряда заносятся в трудовую книжку и карточку установленной формы.
Стажировка молодых
Стажировка руководящих
Методическое обеспечение и учебно-материальная база (учебные классы, технические средства обучения, учебные и наглядные пособия) создаются за счет средств на подготовку кадров. С целью стимулирования высокого качества организационной и методической работы при подготовке и повышении квалификации цеховые организаторы ПТО подразделений завода могут быть премированы. Ежегодно цеха, бюро разрабатывают планы профессионального обучения рабочих, ИТР и специалистов, исходя из потребности производства, в соответствии с нормами времени, разрядами работ, требованиями должностных инструкций к компетентности персонала, и перечня персонала, влияющего на качество. Отдел обучения обобщает планы и составляет годовой план подготовки и повышения квалификации. Выполнение годового плана – один из критериев оценки результативности процесса «Человеческие ресурсы».
Что касается финансирования обучения, то согласно утвержденному плану подготовки и повышения квалификации разрабатывается смета расходов на обучение персонала. Анализ выполнения сметы – еще один критерий оценки результативности процесса «Человеческие ресурсы». Оплату труда рабочих, руководителей и специалистов, направляемых на подготовку в сторонние организации, за период учебы производят в соответствии с ТК РФ. Источником финансирования расходов на подготовку и повышение квалификации персонала является себестоимость продукции ОАО «ВОМЗ».
Персональную ответственность за организацию и учебно-методическую работу на предприятиях осуществляет бюро подготовки кадров предприятия. В своей деятельности начальник бюро руководствуется действующим законодательством, приказами и указаниями вышестоящих организаций.
Организационная структура и состав отдела управления кадрами ОАО «Вологодский оптико-механический завод»
Согласно положению «Об отделе управления кадрами» 627.00.-01 (от 1.09. 2005 №1-033), ОУК – это самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно генеральному директору завода. Его структура представлена на рис. 2.1.
К персоналу, влияющему на качество, относят [2, С.7-8]: