Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:17, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе оценки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ» разработать технологию совершенствования обучения кадров, обеспечивающую гибкое соответствие профессиональных знаний и практических навыков работников завода изменяющимся и усложняющимся требованиям производства, а также обосновать экономическую эффективность и социальную значимость предлагаемых мероприятий.
Введение………………………………………………………………………..….8
Обучение и повышение квалификации персонала как условие эффективной работы предприятия: теоретико-методологическое обоснование………...12
Характеристика понятийного аппарата: обучение и составляющие образовательного процесса…………………………………………….…12
Методологические основы создания системы непрерывного профессионального образования. Обоснование роли опережающей профессиональной переподготовки рабочих кадров……………………14
Организация видов профессионального производственного обучения…19
1.3.1 Подготовка и переподготовка рабочих………………………………20
1.3.2 Обучение вторым профессиям и повышение квалификации………24
1.3.3 Повышение квалификации руководителей, специалистов и
служащих…………………………………………………………………....27
Управление профессиональным обучением кадров…………….…29
Анализ системы обучения кадров на ОАО «Вологодский оптико-механический завод»………………………………………………………….…34
Краткая технико-экономическая и организационная характеристика предприятия………………………………………………………………..34
Организация процесса обучения кадров на предприятии…….……..…37
Анализ количественного и качественного состава работников завода..43
2.4 Перспективы и основные направления работы в сфере подготовки и переподготовки кадров. Оценка системы обучения ОАО «ВОМЗ»…...51
Технология совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ»……………………………………….57
Совершенствование механизма управления качеством рабочей силы на заводе: предложения и мероприятия…………………………………….57
Рекомендации по развитию профессионально-технического обучения с учетом специфики предприятия…………………………………………..70
Использование зарубежного опыта при организации обучения персонала………………………………………………………………………72
Приоритет качественной составляющей рабочей силы при оценке экономической эффективности обучения персонала ОАО «ВОМЗ»…...…75
Заключение………………………………………………………………………..86
Список использованных источников……………………………………………91
К= (В2 – В1)/
В2 +1= В2 / В1 ,
где В2 – выработка продукции на одного работающего после обучения;
В1 – выработка продукции на одного работника до обучения в системе.
Например, в цехе №290 (типография) ОАО «ВОМЗ» производительность рабочего в 1-ом полугодии 2004 г. составляла в денежном выражении 35,3 тыс. руб.; в 1-ом полугодии 2005 г. этот показатель вырос до 49 тыс. рублей.
В итоге коэффициент роста выработки составил в среднем 38,8% (или (35,3 / 49)·100%). Однако, помимо обучения 16 рабочих цеха на курсах повышения квалификации в ноябре – декабре 2004 г., рост производительности труда, прежде всего, был вызван внедрением в производство двух новых типографских станков. По экспертным оценкам доля обучения в повышении производительности труда персонала данного цеха составляет 15-20% (из указанных 38,8%), то есть непосредственно вызвало прирост произведенной продукции на 5,3 – 7,1 тыс. руб.
Если же рассматривать рост производительности труда за счет повышения квалификации в целом по предприятию – учитывая, что рабочие повышают квалификационный разряд 1-2 раза в течение года – то этот показатель составит в среднем 27% (хотя частота и интенсивность обучения по цехам предприятия сильно различаются).
Пр = ( Рск – Рсн )´ И ´ У ´ 100% , (4.4)
где Пр – рост производительности труда вследствие повышения квалификации рабочих;
Рск, Рсн – средний разряд рабочих соответственно на конец и начало года;
И – разность между тарифными коэффициентами в том интервале, в котором происходит повышение тарифного разряда;
У – удельный вес рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности промышленно-производственного персонала.
При расчетах воспользуемся данными табл.2.5 по 2005 году, а также следующей дополнительной информацией:
численность промышленно-производственного персонала - 1460 чел
численность рабочих основного и вспомогательного производства - 272 чел
разность между тарифными коэффициентами в период 2004-2005гг - 3
Тогда удельный вес обученных в 2005 г. рабочих равен примерно 19% (У = 272 / 1460 = 0,19). Следовательно, возможный рост производительности труда всех категорий рабочих предприятия вследствие обучения будет равен:
Пр = (3,68 – 3,56)·3·0,19·100% = 6,84%.
,
где К – затраты на обучение;
1,05 – отношение прибавочного продукта к заработной плате;
12 – число месяцев в году;
С1,С2 – средняя заработная плата рабочего до и после обучения на курсах.
Исходя из данных табл. 2.3, указанные затраты составят 226858,99 руб. При повышении разряда зарплата рабочего увеличивается по заводу на 20% (в среднем равна 5413,38 руб.). Тогда срок окупаемости вложений в обучение рабочих за 2005 г. будет рассчитываться следующим образом:
Т = 226858,99/ [1,05·12(6766,72 – 5413,38)] = 13,3 мес.
Выполненные расчёты показывают, что затраты, вложенные предприятием в обучение рабочих кадров, окупятся примерно через 1 год и 1месяц.
Для
оценки уровня таких качеств
рабочих, прошедших
Показатель абсолютной экономической эффективности данной формы переподготовки выражается формулой (4.6):
П = R /
Z ,
где П – показатель абсолютной эффективности данной формы подготовки;
R – показатель результата;
Z – показатель затрат.
Расчет относительной эффективности представлен в формуле (4.7):
Э = П1 / П 0= R1 / Z1 : R0 / Z0 = R1 / R 0: Z1 / Z0 = IR : IZ , (4.7)
где П1 – показатель абсолютной эффективности этой формы переподготовки;
П0 – то же для формы переподготовки, принятой за базис;
IR – соотношение результативных показателей для рассматриваемых форм профессиональной подготовки;
IZ– соотношение затрат по рассматриваемым формам обучения.
Если Э>1, то данная форма переподготовки более эффективна, чем принятая за базис.
Также
можно говорить о
Первая группа – данные об уровне затрат на переподготовку по отношению к общим издержкам производства, включая такие показатели, как:
Вторая группа – показатели, позволяющие оценить непосредственно затраты на переподготовку и их связь с конечными результатами производства. К их числу следует отнести, во-первых, выпуск продукции на одного переподготовленного рабочего и, во-вторых, выпуск продукции (валовой или товарной) на 1000 руб. затрат на переподготовку рабочих предприятия.
В завершение хотелось бы отметить, что реализация всех направлений разработанной технологии совершенствования обучения кадров «ВОМЗ» позволит получить более высокие показатели экономической эффективности, используя вышеприведенные методики для ее расчета.
Итак, при исследовании
эффективности подготовки рабочей
силы следует исходить из ее специфики,
которая обусловлена
В данной главе неслучайно
приоритетное внимание уделено различным
методикам расчета
В продолжение
этой темы необходимо еще раз
подчеркнуть, что сегодня тем
более важна разработка новых
методологических подходов, органично
учитывающих сложную
Заключение
В завершении дипломной работы необходимо отметить, что цель исследования достигнута и поставленные во введении задачи решены.
Прежде всего, на основании изучения литературных источников были обозначены новые подходы к обучению. Важным итогом можно считать признание необходимости перестройки существующей системы непрерывного профессионального образования, в частности – учитывая специфику исследуемого предприятия – обоснование роли опережающей переподготовки рабочих кадров.
Произведенный в работе анализ качественного и количественного состава работников ОАО «Вологодский оптико-механический завод» позволяет сделать следующие выводы:
Однако, несмотря на некоторые положительные тенденции и в целом удовлетворительное состояние системы обучения на ОАО «ВОМЗ», ряд обстоятельств существенно затрудняет анализ потребности в обучении и видение перспектив развития кадров. В ходе исследования были выявлены пробелы в обеспечении необходимых условий и проведении обучающих мероприятий, то есть в работе собственно бюро обучения и всего отдела кадров:
1) формально-технический подход к работе: сотрудники бюро отвечают исключительно за организацию процесса обучения, но неспособны четко выделить приоритеты в его содержании и направлении, то есть нерешенным остается вопрос о целостности программ и методик обучения кадров;
2) отсутствие
системного контроля знаний (если
ведется, то исключительно
3) не разработана
методика объективной оценки
эффективности обучения, которая
строилась бы на анализе
- не ведется учет обученных кадров по полу, возрасту
- нет данных об образовательных пропорциях персонала
- не изучается профессионально-
Таким
образом, была установлена
1) оптимальный уровень затрат на подготовку и переподготовки кадров;
2) потребности завода в обучении персонала и обеспечить их удовлетворение в полном объеме;
3) перспективы
и основные стратегические