Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:17, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе оценки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ» разработать технологию совершенствования обучения кадров, обеспечивающую гибкое соответствие профессиональных знаний и практических навыков работников завода изменяющимся и усложняющимся требованиям производства, а также обосновать экономическую эффективность и социальную значимость предлагаемых мероприятий.
Введение………………………………………………………………………..….8
Обучение и повышение квалификации персонала как условие эффективной работы предприятия: теоретико-методологическое обоснование………...12
Характеристика понятийного аппарата: обучение и составляющие образовательного процесса…………………………………………….…12
Методологические основы создания системы непрерывного профессионального образования. Обоснование роли опережающей профессиональной переподготовки рабочих кадров……………………14
Организация видов профессионального производственного обучения…19
1.3.1 Подготовка и переподготовка рабочих………………………………20
1.3.2 Обучение вторым профессиям и повышение квалификации………24
1.3.3 Повышение квалификации руководителей, специалистов и
служащих…………………………………………………………………....27
Управление профессиональным обучением кадров…………….…29
Анализ системы обучения кадров на ОАО «Вологодский оптико-механический завод»………………………………………………………….…34
Краткая технико-экономическая и организационная характеристика предприятия………………………………………………………………..34
Организация процесса обучения кадров на предприятии…….……..…37
Анализ количественного и качественного состава работников завода..43
2.4 Перспективы и основные направления работы в сфере подготовки и переподготовки кадров. Оценка системы обучения ОАО «ВОМЗ»…...51
Технология совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ»……………………………………….57
Совершенствование механизма управления качеством рабочей силы на заводе: предложения и мероприятия…………………………………….57
Рекомендации по развитию профессионально-технического обучения с учетом специфики предприятия…………………………………………..70
Использование зарубежного опыта при организации обучения персонала………………………………………………………………………72
Приоритет качественной составляющей рабочей силы при оценке экономической эффективности обучения персонала ОАО «ВОМЗ»…...…75
Заключение………………………………………………………………………..86
Список использованных источников……………………………………………91
Тогда необходимости в дополнительном обучении нет, но появляется другая проблема: когда квалификационный уровень рабочих превышает требования производства, возникает опасность утраты интереса к работе, для рабочих этих цехов отсутствует возможность полной реализации своих знаний и способностей. В итоге может снизиться интенсивность и производительность труда.
2.4. Перспективы и основные направления работы в сфере подготовки и переподготовки кадров. Оценка системы обучения ОАО «ВОМЗ»
Помимо основной деятельности по организации различных видов обучения работников, отдел подготовки кадров завода ежегодно устраивает конкурсы, призванные стимулировать повышение профессионального мастерства рабочих предприятия и способствовать развитию их практических навыков и умений. В частности, проводятся конкурсы «Лучший фрезеровщик», «Лучший токарь среди молодых рабочих», «Лучший маляр» и др.
В целях развития управленческих знаний руководящих работников завода в 2006 году планируется организация Корпоративного кадрового конкурса «Молодой руководитель 2006г». Заявки на участие подали 30 работников. Программа, разрабатываемая бюро обучения, предусматривает проведение конкурса в 3 этапа. Первый этап – тестирование участников (тест К.Левина «Лидер-руководитель») – проводился в декабре. Второй этап предполагает работу в группах (сформировано 5 групп по 6 участников). В рамках второго тура, до конца февраля, группы занимаются разработкой проектов на заданную тему с последующей презентацией. В этом году тема звучит так: “Разработка системы ускорения адаптации молодых работников предприятия”. Наконец, заключительный этап – собственно оценка индивидуального выполнения претендентами конкурсных заданий (ролевые игры-тренинги «Переговоры», «Риск»; задание «Папка руководителя»; мозговой штурм; деловая игра «Предприятие», включающая выдвижение гендиректора, заключение трудовых контрактов, кризис предприятия).
Также завод
сотрудничает с Всероссийским научно-
22-23 ноября 2005г – «Оценка и повышение результативности системы менеджмента качества»;
14 февраля
2006г – «Технологическая
1-3 марта 2006г – III специализированный форум «NEOELECTRON ICS», включающий цикл научно-практических семинаров.
Своих сотрудников ОАО «ВОМЗ» периодически отправляет на консультационные семинары по вопросам законодательства, организуемые Московским Центром корпоративных стратегий.
Содержание будущей работы отдела обучения кадров «Вологодского оптико-механического завода» рассматривается как составная часть политики качества предприятия и деятельности по повышению эффективности управления персоналом. Ежегодно формулируются цели отдела управления кадрами и составляется отчет об их достижении. На рис.2.2 представлены цели отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ» в области качества на 2005г.
Рис. 2.2 - Цели отдела в области качества на 2005 г.
Отчет о достижении целей за 2005 год
Цель 1 достигнута. В 2004 г. фактические затраты на подготовку персонала составили 1131526 руб., в 2005 – 1344859 руб. Таким образом, увеличение затрат к 2004 г. произошло на сумму 21333 руб., или 18,9%.
Цель 2 достигнута. Совместно с филиалом Северо-западной академии государственной службы организованы следующие мероприятия:
Цель 3 достигнута. В 2005 г. прошли обучение на курсах повышения квалификации «Менеджмент организации» СПбГИЭУ (филиал в г. Вологде) 4 человека: начальник бюро планово-производственного отдела, заместитель начальника цеха, инженер по подготовке производства и экономист по сбыту.
По сравнению с 2005 годом структура целей в области качества, разработанная на 2006 года, претерпела значительные позитивные изменения (была расширена до 4-х пунктов) и представлена ориентировочно на рис.2.3.
В целом, подводя итог, можно говорить о наличии на заводе ряда негативных моментов, присущих многим предприятиям данной отрасли, и о некоторых конкретных противоречиях и недостатках развития системы обучения, сложившихся на ОАО «ВОМЗ» в силу действия неблагоприятных общепроизводственных факторов и тенденций. К первой группе стоит отнести:
- несбалансированность
рабочих мест и трудовых
Рис.2.3 – Структура целей отдела управления кадрами на 2006 г.
- в целом недостаточный
уровень удовлетворения
- часто потенциал личности
ниже потенциала должности (
- профессионально-
- основная масса работников, руководствуясь выработанными установками, не заинтересована в дальнейшем обучении и росте продуктивности труда;
- в современных условиях затруднены и слабо проводятся мероприятия по профориентации на рабочие (инженерные) специальности;
- нет условий для всестороннего
развития личностного
Вследствие этого проявляются
специфические и частные
Также существуют
явные пробелы в обеспечении
необходимых условий и
- не ведется учет обученных кадров по полу, возрасту;
- нет данных по уровню их образования и должностям;
- отсутствует анализ
Таким
образом, обобщая
1) оптимальный уровень затрат на подготовку и переподготовки кадров;
2) потребности завода в обучении кадров и обеспечить их удовлетворение в полном объеме;
3) перспективы и стратегические направления работы по повышению эффективности обучения, своевременно реагировать на негативные тенденции в развитии процессов профессионального развития персонала завода.
Решение этой проблемы
3.
Технология совершенствования
3.1. Совершенствование механизма управления качеством рабочей силы на заводе: предложения и мероприятия
В качестве направлений по совершенствованию механизма управления можно обозначить два блока мероприятий: во-первых, касающиеся более полного использования наличного качества рабочей силы; во-вторых, ориентированные на укрепление экономической базы обучения кадров ОАО «ВОМЗ». Надо сказать, что в основе первой группы – комплексное улучшение организации системы подготовки и переподготовки кадров на предприятии; во втором случае главным инструментом станут структурные изменения с целью рационального использования объемов финансирования и вложений в обучение персонала завода.
В связи с этим представляются действенными следующие пути реализации двух указанных направлений (или общие положения предлагаемой технологии совершенствования):
Прежде всего, подробно
рассмотрим содержание первого блока
– то есть организационные механизмы
максимального раскрытия и
Преимущества внедрения модульной системы обучения на предприятии:
По нашему мнению, применение
модульной системы обучения на заводе
позволит, особенно в перспективе, при
ускорении технических и
Автор считает необходимым развивать контрактную форму обучения работников ОАО «ВОМЗ». Контракты на подготовку и переподготовку позволят максимально индивидуализировать процесс обучения, обеспечат стимулирование в виде различного рода гарантий, закрепленных в контракте. В порядке приоритетности стоящих перед заводом социально-экономических проблем важно выделить следующие группы работников и основные виды контрактов на обучение, которые будут отличаться спецификой их содержания: