Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:17, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе оценки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ» разработать технологию совершенствования обучения кадров, обеспечивающую гибкое соответствие профессиональных знаний и практических навыков работников завода изменяющимся и усложняющимся требованиям производства, а также обосновать экономическую эффективность и социальную значимость предлагаемых мероприятий.
Введение………………………………………………………………………..….8
Обучение и повышение квалификации персонала как условие эффективной работы предприятия: теоретико-методологическое обоснование………...12
Характеристика понятийного аппарата: обучение и составляющие образовательного процесса…………………………………………….…12
Методологические основы создания системы непрерывного профессионального образования. Обоснование роли опережающей профессиональной переподготовки рабочих кадров……………………14
Организация видов профессионального производственного обучения…19
1.3.1 Подготовка и переподготовка рабочих………………………………20
1.3.2 Обучение вторым профессиям и повышение квалификации………24
1.3.3 Повышение квалификации руководителей, специалистов и
служащих…………………………………………………………………....27
Управление профессиональным обучением кадров…………….…29
Анализ системы обучения кадров на ОАО «Вологодский оптико-механический завод»………………………………………………………….…34
Краткая технико-экономическая и организационная характеристика предприятия………………………………………………………………..34
Организация процесса обучения кадров на предприятии…….……..…37
Анализ количественного и качественного состава работников завода..43
2.4 Перспективы и основные направления работы в сфере подготовки и переподготовки кадров. Оценка системы обучения ОАО «ВОМЗ»…...51
Технология совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ»……………………………………….57
Совершенствование механизма управления качеством рабочей силы на заводе: предложения и мероприятия…………………………………….57
Рекомендации по развитию профессионально-технического обучения с учетом специфики предприятия…………………………………………..70
Использование зарубежного опыта при организации обучения персонала………………………………………………………………………72
Приоритет качественной составляющей рабочей силы при оценке экономической эффективности обучения персонала ОАО «ВОМЗ»…...…75
Заключение………………………………………………………………………..86
Список использованных источников……………………………………………91
Рис.2.1 – Структура отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ»
В целом же в состав отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ» входят:
1) начальник бюро совершенствования управления и общественных связей;
2) психолог бюро совершенствования управления и общественных связей;
3) начальник бюро по подготовке кадров;
4) инженер по подготовке кадров – уполномоченный отдела по СМК;
5) старший инспектор по кадрам;
6) специалисты по кадрам (3 человека);
7) специалист по кадрам II-ой категории.
Таким образом, непосредственное отношение к обучению работников предприятия – к подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров – имеют 9 человек.
2.3. Анализ количественного и качественного состава работников
завода
Как было отмечено выше, численность персонала завода составляет 2455 человек. Отдел управления кадрами, а именно бюро обучения «ВОМЗ», ведёт учёт числа обученных кадров, работников, которые повысили квалификацию, прошли переподготовку, а также учёт финансовых затрат на эти цели.
Анализ количественного
и качественного состава
Из данных табл.2.2 видна, прежде всего, общая положительная динамика: по сравнению с 2003 г. число обученных работников завода выросло на 11% (272 против 244 человек). Во-вторых, на протяжении трёх лет удельный вес обученных рабочих кадров увеличивается по отношению к общему количеству работников предприятия, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Благоприятная тенденция также наблюдается в области переподготовки и получения второй профессии. Стоит отдельно отметить существенный рост в 2005 г. числа обученных на курсах целевого назначения работников завода (206 против 100 человек в 2003 г.).
Таблица 2.2
Количество обученных работников ОАО «ВОМЗ» в 2003-2005гг
Обучено человек |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
% обученных в 2005г к 2003г |
новых рабочих |
12 |
24 |
20 |
167 |
повышение разрядов (по рабочим) |
55 |
64 |
18 |
33 |
вторая профессия |
16 |
14 |
20 |
125 |
ПТК
(по инженерно-техническим |
48 |
149 |
- |
- |
КЦН |
100 |
- |
206 |
206 |
УКК |
13 |
9 |
8 |
62 |
Итого в течение года |
244 |
260 |
272 |
111 |
Более показательными являются данные, представленные в табл.2.3 и отражающие распределение численности всего персонала «ВОМЗ» (включая ИТР, специалистов и руководящих работников), прошедшего обучение в 2005 году, с учетом затрат по видам обучения.
Анализируя данные таблицы, можно отметить, что в 2005 г. было уделено значительное внимание повышению квалификации, причем не только рабочих кадров (57 человек или 27%). Акцент был сделан на ИТР и специалистах, большая часть которых повышала квалификацию без отрыва от производства (62% по данному виду обучения). Исходя из того, что существует взаимосвязь роста производительности труда за счёт повышения квалификации, можно предположить, что это положительно скажется на деятельности предприятия в последующие годы. Отметим, что, в конечном счете, можно рассчитывать не только на рост объёма выпускаемой заводом продукции, но и улучшение ее качества, которое также напрямую зависит от повышения квалификации персонала «Вологодского оптико-механического завода».
Основываясь на изучении
Проводимыми исследованиями установлена связь профессиональной подготовки и текучести кадров. По мере роста профессионального образования изменяются мотивы текучести кадров. При низком уровне профессионального образования особенно часты увольнения из-за нарушений трудовой дисциплины и плохих отношений с администрацией, а также из-за неудовлетворённости характером выполняемой работы. Наиболее подвержены текучести рабочие, не прошедшие профессиональной подготовки; на втором месте – получившие специальную подготовку на производстве; выпускники же ПТУ представляют собой наиболее стабильный контингент [9, с.15-16].
Таблица 2.3
Численность и затраты по видам обучения на ОАО «ВОМЗ» в 2005 г.
Виды и категории обученных |
Количество прошедших обучение |
Затраты на обучение одного работника, руб | |
новые рабочие |
20 |
6997 | |
вторая профессия и переподготовка |
20 |
4269 | |
повышение квалификации (групповое и индивидуальное), в том числе: - рабочих - ИТР и специалистов без отрыва от производства - ИТР и специалистов с отрывом от производства |
215 57
133
25 |
- 27
211
3196 | |
обучение за пределами предприятия, в том числе: - руководителей и специалистов - рабочих (УКК) |
52 44 8 |
- 2425 5050 | |
специалистов и руководящих работников, в том числе: - по вопросам СМК |
134 108 |
| |
прочие статьи расходов на обучение: - работа по подготовке - руководство стажировкой |
40000 6139 | ||
Итого по обучению персонала в 2005 г: |
441 |
1344859 |
В свою очередь, потребность в обучении персонала во многом зависит и может быть установлена, исходя из анализа динамики движения кадров. Прежде всего, рассмотрим ситуацию за 2002-2005гг и рассчитаем динамику следующих показателей: 1) коэффициент оборота по приёму рабочих; 2) коэффициент оборота по выбытию рабочих, а точнее, коэффициент текучести кадров (когда не учитывается категория выбывших по сокращению штатов).
Динамика движения кадров,
в том числе по категориям персонала,
на ОАО «Вологодский оптико-механический
завод» представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Динамика движения кадров ОАО «ВОМЗ» в 2002-2005 гг
№ |
Показатели: |
2002г |
2003г |
2004г |
2005г |
1 |
среднесписочная численность |
2633 |
2677 |
2614 |
2455 |
2 |
прием |
770 |
565 |
625 |
624 |
3 |
увольнение |
737 |
737 |
664 |
697 |
В том числе: | |||||
3.1 Рабочие |
прием |
498 |
330 |
381 |
337 |
увольнение |
486 |
443 |
423 |
412 | |
3.2 Специ- алисты |
прием |
54 |
90 |
92 |
99 |
увольнение |
48 |
111 |
97 |
101 | |
3.3 Руково-дители |
прием |
32 |
21 |
17 |
25 |
увольнение |
32 |
35 |
29 |
27 | |
4 |
коэффициент оборота по приёму, % [стр2:стр1] |
29,2 |
21,1 |
23,9 |
25,4 |
5 |
коэффициент теку-чести (выбытие), % [стр3:стр1] |
28,0 |
27,5 |
25,4 |
28,4 |
Как следует из таблицы, на фоне общего снижения численности работников завода (увольнение опережает прием) наиболее сложная ситуация складывается с движением рабочих кадров. Причем после относительно стабильного 2002 г. наблюдается заметный спад: в 2003 г. отмечен сильный разрыв между показателями приема и выбытия в пользу второго по всем категориям работников «ВОМЗ», особенно рабочим (-113 человек). Далее можно говорить о некотором улучшении (коэффициент оборота по приему растет за счет специалистов и руководителей при прежних высоких показателях увольнения). Таким образом, текучесть находится на том же высоком уровне (показательны цифры движения специалистов). Положительная динамика характерна только для группы руководящих работников «ВОМЗ», но их доля в общей численности персонала предприятия невелика, и на рост объемов производства данная категория влияния не оказывает.
Проведенный анализ движения кадров позволяет рассчитать коэффициент покрытия потребности в рабочей силе, обусловленный реализацией программ обучения (отношение числа рабочих мест, заполненных обученными работниками, к количеству вакантных рабочих мест за период). Его величина по группе рабочих в 2003 г. (с учетом данных таблицы 2.2) составляет:
Кп = (20 : 113) · 100% = 17,7%
То есть в 2003 г. за счет обучения потребность в рабочих кадрах покрыта только на 17,7 % от желаемого уровня (для сравнения в 2005 г. – на 26,7 %).
Несмотря на выявленные закономерности и взаимосвязь между динамикой числа обученных, анализом затрат и движением (текучестью) кадров «ВОМЗ», с одной стороны, и оценкой обучающей деятельности завода – с другой, по этим цифрам невозможно в полной мере судить о потребностях предприятия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации своих работников.
Наиболее наглядно эта потребность
определяется с помощью профессионально-
Рассмотрим и сопоставим средний разряд работ и рабочих по основному производству на «Вологодском оптико-механическом заводе»
Из данных табл. 2.5 видно,
что на протяжении 2003, 2004 и 2005 годов
средний разряд работ по основному
и вспомогательному производству выше
среднего разряда рабочих. Но в тоже
время разность между средним
разрядом работ и средним разрядом рабочих
уменьшается из года в год. В 2003 г. она равна
0,12, в 2004 г. – 0,11, в 2005 г. указанная разность
составила уже 0,08. Следовательно, количественная
необходимость повышения квалификации
рабочих кадров завода постепенно уменьшается.
Таблица 2.5
Средний разряд
работ и средний разряд
на ОАО «ВОМЗ» за 2003-2005 года
Наименование |
2003г |
2004г |
2005г |
2005г к 2003г (+, –) |
1. Средний разряд рабочих на начало года |
3,44 |
3,5 |
3,56 |
0,12 |
2. Средний разряд рабочих на конец года |
3,5 |
3,56 |
3,68 |
0,18 |
3. Средний разряд рабочих |
3,47 |
3,53 |
3,62 |
0,15 |
4. Средний разряд
работ по основному |
3,59 |
3,64 |
3,7 |
0,11 |
5. Коэффициент квалификации (стр3 : стр4) |
0,97 |
0,97 |
0,98 |
- |
Основываясь на
где Чр.к – численность рабочих, которым надо повысить квалификацию;
Чр.о.п – общая численность рабочих по предприятию;
Рработ – средний разряд работ;
Ррабочих – средний разряд рабочих.
Чр.к 2003 = (3,59-3,47) · 1566 =188 человек
Чр.к 2004 = (3,64-3,53) · 1662 = 183 человека
Чр.к 2005 = (3,7-3,62) · 1460 = 117 человек.
Таким образом, к 2005 году количество
рабочих основного и
Средний разряд работ и рабочих в цехах 101, 110 и 114 завода
Цех № |
Средний разряд работ |
Средний разряд рабочих |
Коэффициент квалификации |
101 |
3,7 |
4,1 |
1,11 |
110 |
3,05 |
3,7 |
1,21 |
114 |
3,54 |
3,9 |
1,1 |