Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:17, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе оценки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ» разработать технологию совершенствования обучения кадров, обеспечивающую гибкое соответствие профессиональных знаний и практических навыков работников завода изменяющимся и усложняющимся требованиям производства, а также обосновать экономическую эффективность и социальную значимость предлагаемых мероприятий.
Введение………………………………………………………………………..….8
Обучение и повышение квалификации персонала как условие эффективной работы предприятия: теоретико-методологическое обоснование………...12
Характеристика понятийного аппарата: обучение и составляющие образовательного процесса…………………………………………….…12
Методологические основы создания системы непрерывного профессионального образования. Обоснование роли опережающей профессиональной переподготовки рабочих кадров……………………14
Организация видов профессионального производственного обучения…19
1.3.1 Подготовка и переподготовка рабочих………………………………20
1.3.2 Обучение вторым профессиям и повышение квалификации………24
1.3.3 Повышение квалификации руководителей, специалистов и
служащих…………………………………………………………………....27
Управление профессиональным обучением кадров…………….…29
Анализ системы обучения кадров на ОАО «Вологодский оптико-механический завод»………………………………………………………….…34
Краткая технико-экономическая и организационная характеристика предприятия………………………………………………………………..34
Организация процесса обучения кадров на предприятии…….……..…37
Анализ количественного и качественного состава работников завода..43
2.4 Перспективы и основные направления работы в сфере подготовки и переподготовки кадров. Оценка системы обучения ОАО «ВОМЗ»…...51
Технология совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ»……………………………………….57
Совершенствование механизма управления качеством рабочей силы на заводе: предложения и мероприятия…………………………………….57
Рекомендации по развитию профессионально-технического обучения с учетом специфики предприятия…………………………………………..70
Использование зарубежного опыта при организации обучения персонала………………………………………………………………………72
Приоритет качественной составляющей рабочей силы при оценке экономической эффективности обучения персонала ОАО «ВОМЗ»…...…75
Заключение………………………………………………………………………..86
Список использованных источников……………………………………………91
Стоит подчеркнуть, что в развитии внутрифирменного обучения за рубежом имеется тесная зависимость между уровнем образования, профессиональным статусом и уровнем жизни (оплатой) работника. Широкое распространение в крупных фирмах получила так называемая «оплата за квалификацию», «оплата за знания», согласно которой начисление заработка производится с учетом числа освоенных профессий. У лиц, получивших образование на производстве, зарплата возрастает почти на 25%, не говоря уже о возможности продвижения по службе или получения более выгодной работы.
Положительно себя зарекомендовала в практике деятельности западных компаний такая форма обучения на рабочем месте, как кружки качества, целью которых является повышение квалификации, ознакомление с передовыми методами производства. Руководители кружков дают профессиональные советы, консультируют, ведут отдельные занятия по темам. Особое внимание обучению непосредственно на производстве уделяется при профессиональной подготовке молодых рабочих будущих руководителей. Молодые выпускники японских университетов, прежде чем получить назначение на управленческую должность, несколько лет работают в заводских цехах, что повышает техническую компетентность, облегчает понимание будущими специалистами – руководителями реальных проблем производства. Отдельно стоит отметить практику ротации, распространенную в компаниях США и Японии.
Кроме того, может быть полезным опыт развитых стран с точки зрения создания новой финансовой модели непрерывного профессионального образования. Общим моментом является децентрализация использования средств федерального бюджета на образование, их перераспределение по уровням управления. Вклад работодателя превосходит долю государства (в Германии – 44%, в Нидерландах – 40%), при этом в процесс финансирования вовлекаются и сами обучаемые (23% общих затрат). Более того, ряд российских экономистов поддерживают идею введения в РФ (как во Франции) т. н. налога на квалификацию, согласно которому фирма должна затратить определенный процент (от 0,5 до 4%) ФОТ на профессиональное обучение, переподготовку работников. В случае отказа выполнять данное обязательство работодатель выплачивает соответствующую сумму налога Фонду содействия профессиональной подготовке, который курируется правительством названных стран.
До середины
50-х годов ни отечественные,
ни зарубежные экономисты
Основная причина, по которой организация должна оценивать эффективность учебных программ, – выяснение того, в какой степени в итоге были достигнуты цели обучения. В приложении К приведены пять критериев, часто используемых при оценке результатов реализации программы.
В третьей главе
дипломной работы основной
Чтобы
говорить об экономической
Тем не менее, расчет эффективности обучения кадров связан со значительными методологическими трудностями. Как следствие, стоит учитывать два обстоятельства: 1) подходов к ее определению существует множество; 2) эффективность обучения персонала предприятия может быть рассчитана лишь косвенным путем, достаточно приблизительно.
Итак,
основываясь на обнаруженных
недостатках системы
Как уже было отмечено, на «ВОМЗ», за исключением методики количественной оценки результативности процесса «Человеческие ресурсы», не практикуется использование каких-либо других методов расчета эффективности обучения. Предлагаемые варианты оценки отличаются от традиционного для «ВОМЗ» подхода следующим:
- в основе расчета лежит сравнение реальных производственных показателей до и после обучения (повышения квалификации);
- оценка эффективности через сравнение результатов обучения (отдачи) по различным категориям работников и для разных форм подготовки кадров;
- при расчете будут задействованы разнородные показатели (тарифные коэффициенты и разряды как показатели качества рабочей силы, увязка обучения с размером зарплаты рабочего);
- методы оценки позволяют не отойти от исходной установки на опережающий характер профессионального обучения, учитывающего перспективы развития завода.
Рассмотренные на примере
На 01.01.2005 в электромонтажной лаборатории ЦСП работало две бригады электромонтеров по 6 человек в 2 смены (всего 24 человека). Распределение рабочих по уровню квалификации приведено в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Распределение рабочих по уровню квалификации на 01.01.2005
Разряд рабочих | |||
III |
IV |
V | |
Численность рабочих |
5 |
14 |
5 |
Средний разряд рабочих на 01.01.2005 составлял:
P01 = (5·3+14·4+5·5) / 24 = 4.
По данным
экономической службы средний разряд
работ лаборатории, выполняемых
на аварийных участках ОАО «ВОМЗ»,
цеховых подстанциях и
Кк1 = 4 / 4,75 = 0,84.
Таким образом, разряд рабочих и уровень их квалификации недостаточны; в случае аварии работы будут занимать больше положенного времени, а основная нагрузка ложится на рабочих высокого разряда. До 01.06.2005 10 человек были направлены на курсы повышения квалификации, после чего троим был присвоен IV разряд, семерым рабочим – V разряд. В табл.4.2 представлено новое распределение рабочих ЦСП по уровню квалификации.
Таблица 4.2
Распределение рабочих по разрядам на 01.06.2005
Разряд рабочих | |||
III |
IV |
V | |
Численность рабочих |
2 |
10 |
12 |
Таким образом, средний разряд рабочих лаборатории составил уже 4,42 (или Р02 = 4,42). Тогда коэффициент квалификации на 01.06.2005 равен 0,93 (или Кк2 = 4,42 / 4,75 = 0,93). Следовательно, отклонение между средним разрядом рабочих и производимых работ уменьшилось, хотя это не исключает возможности дальнейшего их обучения.
Проведение в 2005 г. мероприятий по повышению разряда рабочих в ЦСП позволило сократить количество аварий путем частого и более качественного текущего осмотра и ремонта ЛЭП. В итоге потери электроэнергии в кислородно-конверторном цехе «ВОМЗ» сократились на 25 кВт/ч на 1 тонну продукции. Учитывая, что годовой объем производства ККЦ в 2005 г. равен 241182 т, а стоимость 1 кВт/ч электроэнергии в отчетный период составляла 1,14 руб., рассчитаем экономию уменьшения потерь электроэнергии в результате обучения персонала ЦСП:
ΔЭ = 25·1,14 ·241182 = 6873687 кВт/ч,
где ΔЭ – достигнутая годовая экономия электроэнергии.
Подобный расчет экономии (как числовой показатель эффективности обучения рабочих) можно произвести и по другим цехам завода, а также в целом по предприятию.
Попутно хотелось бы отметить, что повышение производственной квалификации оказывает положительное влияние на производственно-хозяй-ственную деятельность завода по многим направлениям. Все многообразие последствий обучения рабочих, например, на курсах повышения квалификации, практически можно свести к следующим технико-экономическим показателям:
При
этом непосредственной задачей
обучения чаще становится
Для расчета используем
численность рабочих, занятых на основном производстве - 600 чел
годовая совокупная
выработка
среднесписочная
численность работников завода
средний рост
выработки после обучения
Таким образом, норма выработки на одного рабочего основного производства до обучения составляла в среднем 3,83 нормо-часа (или 2300/600=3,83). Следовательно, после повышения квалификации величина индивидуальной выработки группы обученных рабочих составила примерно 4,6 нормо-часа (или 3,83·120% / 100%). Тогда их новая совокупная выработка составит:
Р2 = 4,6·150 =690 нормо-часов (вместо прежнего объема выработки группы рабочих Р1 = 3,83·150 = 575 нормо-часов)
Условное высвобождение
ΔВ = ΔР / W,
где ΔВ – условное высвобождение численности, чел;
ΔP – выработка на одного рабочего до обучения, нормо-часов;
W – прирост годового выпуска продукции (натур. единиц, нормо-часов)
ΔВ = (690 – 575) / 3,83 = 30 человек.
Таким образом, за счет обучения группы рабочих основного производства и, как следствие, прироста объемов производимой ими продукции, появилась возможность высвободить 30 человек (условное высвобождение).
Достигнутое
при этом повышение
А = ΔВ / (В – ΔВ),
где А – увеличение производительности труда в целом по заводу, %;
В – плановая
среднесписочная численность
Тогда об
эффективности обучающих
А = 30 / (2445 – 30) = 0, 012 (то есть рост примерно равен 1,2 %).
В случае испытываемого