Система стимулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара. Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать. Ведь все тоже самое может быть и у конкурентов. И тогда остается
последнее, человеческие ресурсы. Способность человека к рационализации и
творчеству может проявиться в оптимизации издержек производства,
нестандартного подхода к решению проблем, в кардинальной мере изменить
приложение труда и построить новые схемы функционирования предприятия, это всвою очередь и определяет уникальность человеческого фактора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала 4
1.1. Теории мотивации.4
1.2. Виды мотивации. 8
2. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА НА РЫНКЕ ТРУДА. 10
2.1 Роль мотивации и стимулирования на рынке труда. 10
2.2 Рынок труда и субекты рынка труда. 15
3. МОТИВАЦИЯ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ персоналом 24
3.1 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы. 24
3.2 Стадии процесса мотивации. 26
3.3 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях. 34
4. СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ. 37
4.1. Понятие и сущность системы стимулирования. 37
4.2. Виды стимулирования. 43
4.3. Формы стимулирования. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 57

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 581.00 Кб (Скачать)

Моральные стимулы различаются набором  элементов, которые формируют

пространственную  и временную определенность оценочной информации о человеке и которые называется элементами стимулирующего механизма. Эти элементы наполняют форму и содержание вручения поощрения, создают кураж и праздничное настроение.

К внутренним элементам относятся: содержание, текст  о заслугах и вид носителя

– трудовая книжка, свидетельство, удостоверение, бланк; фотография; значок.

К внешним: название стимула, официальный статус, процедура вручения, частота

применения, эстетические достоинства. Они влияют на авторитет, значимость,

фактический статус.

    

4.3. Формы стимулирования 

Важное значение в управлении поведения социальных объектов в сфере труда

имеют формы  организационного стимулирования, выделенные по способу

взаимосвязанному  результаты деятельности и стимулов.

    

  

 
 

                Рис. 3.3. Формы организации стимулирования     

         

Раскроем каждую из форм:

    

 

Опережающие и подкрепляющие  формы стимулирования 

Различие между  опережающими и подкрепляющими  формами организации

стимулирования  состоит в степени информированности объекта управления и

взаимосвязи стимулирования и результатов деятельности.

В опережающей  объект стимулирования еще до начала деятельности информируется о том, какие необходимо достичь результаты и что можно за них получить. Ему сообщают, как будет измеряться его труд, каким образом он будет оцениваться и какова будет функция стимулирования.

При подкрепляющей, объект стимулирования узнает о том, что оказался ценным,

признанным и  поощренным в его труде только после завершения деятельности.

Стимулирование  в этом случае подкрепляет уже  осуществленные действия.

К достоинствам отнесем возможности достижения быстрого стимулирующего

эффекта, четкую целевую направленность, высокую  приспособленность для

побуждения разовых  действий исполнителя, возможность в отдельных случаях

выбора ясных  принципов построения. Недостатком  является необходимость

создания детальной  системы измерения и оценки труда, разработка конкретной и

приемлемой для  объекта управления разновидностей работ, проявление

несовпадений  целей субъекта и объекта управления, провоцирование конфликта

между долгом и  выгодой.

Преимущества  подкрепляющей формы не требует  специальных нормативной базы стимулирования, делает все работы равноценными, переводит акцент на итоговую значимость работ, на достижение конечных целей. Ее применение возможно там, где затруднено измерение результатов труда, или в случаях, когда недопустимо введение расчетных отношений и поиска выгоды. Недостатками  являются неспособность дать быстрый побуждающий эффект, рассчитан на многоцикличность самого процесса стимулирования, требует высокой зрелости социальных отношений, доверие к субъекту управления, единство ценностных ориентаций.

    

 

Индивидуальная  и коллективная формы  стимулирования 

Деление форм организации  стимулирования на индивидуальную и  коллективную

зависит от того, по результатам какого труда осуществляется стимулирование

конкретных исполнителей. Если в основе лежат результаты труда

непосредственного работника, то это индивидуальная форма  организации

стимулирования, а если результат деятельности трудов коллектива в целом – то

коллективная  форма.

Достоинством  индивидуальной формы стимулирования является то, что четко

прослеживается  связь между эффективностью деятельности конкретного

исполнителя и  ее поощрениями. Недостатками являются значительные сложности в установлении показателей для оценки результата работы отдельного исполнителя, происходит концентрация их внимания только на выполненных конкретных производственных операциях в отрыве от целей коллектива. Такая ситуация будет сказываться на психологическом климате и на экономических результатах деятельности предприятия.

Стимулирование  по результатам деятельности коллектива в целом способствует

конвергенции  интересов отдельных исполнителей с интересами коллектива,

позволяет каждому  работнику ощутить себя частичкой единого целеустремленного коллектива, ответственным за судьбу своего предприятия

Главные трудности  коллективной формы стимулирования заключается в определении вклада конкретного исполнителя в конечные результаты деятельности трудового коллектива и соответственно их доли в общем объеме полученных в зависимости от эффективности этой деятельности материальных и духовных благ.

    

Позитивная  и негативная формы  стимулирования 

Позитивная и  негативная формы организации стимулирования основываются на

учете отклонений результатов деятельности от нормативных. Достижение и

превышение нормативных  показателей объектом стимулирования субъект управления поощряет путем увеличения степени удовлетворения потребностей объекта. И наоборот, недостижение, отставание от установленных показателей деятельности наказывается соответственно снижением степени удовлетворения потребностей объекта управления. Снижение уровня удовлетворения потребностей может быть абсолютным (штраф, понижение в должности, лишение каких-либо льгот), относительным по сравнению с ожидавшимся уровнем (снижение размера премии, изменение в очереди на получение благ) и относительным по сравнению с другими работниками (меньший размер премий, непоощрение каким-то благом).

Позитивное стимулирование способствует повышению престижности, авторитетности человека в глазах окружающих. Негативное стимулирование направлено на ущемление определенных потребностей работы, что ведет к снижению его престижа и авторитета. Негативное стимулирование больно задевает самолюбие человека, поэтому его использование в целях стимулирования трудовой активности требует учета многих психологических нюансов.

Негативное стимулирование имеет и достоинства. Оно является более экономичным по сравнению с позитивным, так как не требует для своего осуществления каких- то дополнительных благ, а зачастую даже увеличивает объем находящихся в распоряжении субъекта управления благ. Кроме того, негативное стимулирование принимается людьми значительно острее, чем позитивное.

 

Непосредственная, текущая и перспективная формы. 

Непосредственная, текущая и перспективная формы  организации стимулирования

выделены в  зависимости от разрыва во времени  между результатами деятельности и получением соответственного стимула. Такое деление в определенной степени дает возможность оценить эффективность стимулирования воздействием на объект управления с точки зрения решения стоящих перед трудовым коллективом.

Достоинством  непосредственной формы является его  оперативность и очень ясная и непосредственная взаимосвязь между действием и стимулом. В связи с этим она обладает очень высоким стимулирующим потенциалом и практически всегда дает ожидаемый позитивный экономический результат. К недостаткам относится не ориентация работника на достижение конечного результата для коллектива в целом, направлена на решение ежеминутных задач, оказывает негативное влияние на развитие взаимоотношений между отдельными исполнителями и коллективом, делая их конфликтными.

Текущая форма  может проявляться по итогам квартала, полугодия и года. Ее

стимулирующая суть очевидна, она создает у человека уверенность в награждении по результатам этих периодов. Что предпочтительно для фирмы, так как работник ориентируясь на конец этих сроков будет отдавать всецело себя результату.

Перспективная форма способствует формированию единого, сплоченного

коллектива, направляющего  свои усилия на достижение конечного  показателя

деятельности, которая  ориентирована на долговременную мотивацию  работников и способствует росту активности, образованности и квалификации в течении

трудовой жизни.

К недостаткам  ее относится то, что не каждый работник согласится и примет это

на себя. В  связи с тем, что возможные  изменения планов в жизни могут

перечеркнуть  все.

    

Общая и целевая формы 

В зависимости  от степени и характера конкретных условий получения стимула

следует выделить общую и целевую формы организации  стимулирования. Общая

форма распространяется на всех участников общественного производства.

Поощрение в  этом случае осуществляется в связи  с проведением общественных

компаний, с юбилейными датами в жизни отдельных работников или

государственных праздников. При этой форме учитывается  как продолжительность безупречного труда, так и разовые выдающиеся успехи и достижения.

Формулировка  условий их получения должна иметь принципиально общий характер, она должна носить характер подкрепления коллективно значимых действий.

При целевой  форме обязательным является разработка специальных положений.

Так, необходимо четко фиксировать абсолютные или  относительные показатели

результатов конкретной деятельности участников производства, достижение

которых являются условием присвоения соответственного звания.

    
 
 
 
 
 
 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Общий кризис в  России коснулся всех сфер деятельности,  лишь немногие

предприятия сохранили свой потенциал и продолжают развиваться  в этих

условиях. Одной  из причин их «выживаемости» является эффективное управление персоналом. Рынок труда в Росси еще не сложился, но именно на рынке мотивационные характеристики субъектов рынка  и определяют цену на рабочую силу.

Незаметный для  неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду,

его пассивность  приносит такие отрицательные результаты, как текучесть

кадров. Руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все

детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не

проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации  падает.

Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию,

ощущение личного  вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо

социальное, а  значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое

психологическое удовлетворение, оно так же позволяет  осознать себя как

личность.

В этом состоит  подход к мотивации, основанный на “Теории Y”, суть которого -

воздействие на психологическое состояние работника. Однако эффективность

этого подхода  будет крайне низкой, если работник испытывает нужды в

Информация о работе Система стимулирования