Система стимулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара. Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать. Ведь все тоже самое может быть и у конкурентов. И тогда остается
последнее, человеческие ресурсы. Способность человека к рационализации и
творчеству может проявиться в оптимизации издержек производства,
нестандартного подхода к решению проблем, в кардинальной мере изменить
приложение труда и построить новые схемы функционирования предприятия, это всвою очередь и определяет уникальность человеческого фактора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала 4
1.1. Теории мотивации.4
1.2. Виды мотивации. 8
2. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА НА РЫНКЕ ТРУДА. 10
2.1 Роль мотивации и стимулирования на рынке труда. 10
2.2 Рынок труда и субекты рынка труда. 15
3. МОТИВАЦИЯ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ персоналом 24
3.1 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы. 24
3.2 Стадии процесса мотивации. 26
3.3 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях. 34
4. СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ. 37
4.1. Понятие и сущность системы стимулирования. 37
4.2. Виды стимулирования. 43
4.3. Формы стимулирования. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 57

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 581.00 Кб (Скачать)

В-третьих, материально неденежные стимулы  не обладают важным свойством денег – делимостью. В то же время их и в своей совокупности трудно упорядочить в единой функции стимулирования в силу их естественной разнокачественности.

Качественное разнообразие удовлетворяемых с их помощью потребностей

затрудняет  их сравнение между собой и  иерархизацию. Теоретически возможно

лишь  некоторое косвенное, весьма приблизительное  упорядочение с помощью

других, более универсальных ценностей, такие как деньги, престиж, время.

В четвертых, материально неденежные стимулы, по видимому, больше чем денежные приспособлены в основной массе для использования в подкрепляющей форме организации стимулирования. Их невозможно традиционно связать с определенными видами деятельности, так как каждый из них имеет неодинаковую ценность для разных людей и эта вариация слишком велика, тем более что ценность многих благ не поддается точному измерению и однозначной оценке.

Материально неденежные блага могут быть использованы в качестве стимулов

потому, что получение любого из них можно  связать с результатами трудовой

деятельности  и социальной активности работников. Они, как и любые другие,

имеют морально-престижную, помимо содержательной ценности и обладают

свойством выделять поощряемого из среды. Оно привлекает внимание всех и

является  предметом оценок и обсуждения работников.

При этом общая тенденция такова, что чем  реже предмет (материальный предмет,

услуга, преимущество, льгота), выполняющий  функцию стимула, распространен в

среде, тем выше при прочих равных условиях его престижная составляющая.

Большинство материально неденежных благ имеют  свою денежную составляющую авторитета, то есть может быть измерена в рублях. С другой стороны, рассматриваемая группа стимулов универсальна в том смысле, что человеку всегда что-нибудь из материальных неденежных благ необходимо. В целом соответствующие потребности в благах материального неденежного характера насыщаемы, настоятельны и действенны. Проблема состоит в умелом их использовании как базы для стимулирования трудовой и социальной активности.

Особенности материально денежных стимулов стребуют специфическую форму

организации данного вида стимулирования. Прежде всего необходимо знание со

стороны субъекта управления актуальных потребностей работников.

Управленческим  идеалом было бы ежегодное представление  руководству

предприятия обзоров спроса на товары и услуги.

Другим  непременным требованием развития стимулирования труда является

проявление  инициативы и предприимчивости руководителей, каждого работника в выявлении потребностей последнего и построение на их основе индивидуальнойлогики его стимулирования. Эффективное использование огромного побудительного потенциала материальных неденежных благ буквально немыслимо без индивидуального подхода.

Использование ряда материальных неденежных благ в  качестве стимулов трудовой деятельности требует серьезного нравственного обоснования и в дальнейшем – большой работы по перестройке сознания. В интересах менеджмента создать такую обстановку, при которой человеку во всех смыслах выгодно работать хорошо и невыгодно работать плохо. Такой порядок удовлетворения потребностей вполне соответствующий принципу распределения по труду, представляется более справедливым, чем порядок простой очередности.

Необходимо сразу установить временной интервал после которого работник может поощряться. Он должен быть не менее двух месяцев работы. Исключения могут составлять особо активные и предприимчивые вновь прибывшие работники, которые могут предложить иные возможности, дающие не только повышение качества труда, но и эффективность всего производства. Они в первые же дни раскрывают и претворяют в действие свой потенциал, а их квалификация позволяет грамотно изложить свои наработки.

    

Моральное стимулирование 

Моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся

подсистемой духовного стимулирования труда  и основывается на специфических

духовных  ценностях человека.

     Моральные стимулы – это такие  стимулы, действие которые основывается  на

потребности человека в общественном признании.

Сущностью морального стимулирования является передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде. Оно имеет

информационную  природу, являясь информационным процессом. в котором

источником информации о заслугах работников выступает субъект управления;

приемником  – объект стимулирования, работник и коллектив, каналом связи –

средства  передачи информации. Поэтому, чем точнее передается такая

информация, тем лучше система выполняет  свою функцию.

В управленческом аспекте моральные стимулы выполняют  в отношении объектов

управления  роль сигналов со стороны субъектов  о том, в какой степени их

деятельность  соответствует интересам предприятия.

Моральные стимулы представляют собой такие  средства привлечения людей к

труду, которые основаны на отношении к  труду как высшей ценности, на

признание трудовых заслуг как главных. Они  не сводятся только к поощрениям и

наградам, применение их предусматривает создание такой атмосферы, такого

общественного мнения, морально-психологического климата, при которых в

трудовом  коллективе хорошо знают, кто и как  работает, и каждому воздается  по

заслугам. Такой подход требует обеспечения  уверенности в том, что

добросовестный  труд и примерное поведение всегда получает признание и

положительную оценку, принесут уважение и благодарность. И наоборот, плохая

работа, бездеятельность, безответственность должны неотвратимым образом

сказываться не только на уменьшении материального  вознаграждения, но и на

служебном положении и моральном авторитете работника.

Разработанное на предприятии моральное стимулирование работников должно

отвечать  следующим требованиям: 

  • предусматривать поощрения за конкретные показатели, на которые работники оказывают непосредственное воздействие и которое наиболее полно характеризует участие каждого работника в решении задач, стоящих перед ним;
  • устанавливать меры поощрения за успехи в труде так, чтобы за более высокие достижения применять более значимые меры поощрения;
  • обеспечивать уверенность в том, что при условии выполнения принятых повышенных обязательств участники будут поощрены в соответствии с достигнутыми результатами;
  • усилить заинтересованность каждого работника в постоянном улучшении его производственных показателей;
    • быть простым, доходчивым и понятным для работников;
  • учитывать возрастающее общественно-политическую активность и профессионально-техническое мастерство, устойчивость высоких результатов в труде;
    • недопущение обесценивания моральных стимулов. 

Для эффективного применения моральных стимулов необходимо: 

  • наличие положения  о статусах морального поощрения  и знание их работниками;
  • шире использовать разнообразные  формы морального поощрения в интересах развития творческой инициативы и активности;
  • моральное поощрение подкреплять мерами материального стимулирования, обеспечить правильное взаимодействие материальных и моральных стимулов, непрерывно их совершенствовать в соответствии с новыми задачами, изменением в содержании, организации и условиях труда;
  • о каждом моральном поощрении работника широко информировать трудовой коллектив;
  • вручать награды и объявлять благодарности в торжественной обстановке;
  • поощрять работников своевременно – сразу после достижения определенных  успехов в труде;
  • развивать новые формы поощрения и устанавливать строгую моральную ответственность каждого работника за порученное дело;
    • анализировать действенность стимулирования;
  • точно соблюдать установленный порядок внесения записей о поощрении в трудовые книжки работников.
 

Одним из основных условий высокой эффективности  морального стимулирования

является  обеспечение социальной справедливости, то есть точного учета и

объективной оценки трудового вклада каждого  работника. Убежденность в

обоснованности, справедливости признания трудовых заслуг работника, в

правильности  его поощрения поднимает моральный авторитет труда, возвышает

личность, формирует активную жизненную позицию.

Особое  значение имеет принцип гласности  морального поощрения, то есть широкой информированности всего коллектива. Всесторонняя информация о результатах, достигнутых работниками и торжественная обстановка при вручении наград. Для этого необходимо каждого работника информировать не только устно, но и выдать брошюру с моральными стимулами за качественную работу. И на видном месте, на предприятии, вывесить плакат – таблицу с занесением фамилии и баллов каждого работника, и доску почета с отличившимися.

При организации  морального стимулирования важно обеспечить сочетание мер

поощрения с усилением ответственности  за результаты труда. Что повлечет за

собой рост ответственности в коллективе.

Эффективным методом укрепления дисциплины труда  является поощрение за

добросовестный  труд.

Между формальным и неформальным статусом необходим минимальный разрыв.

Формальный  статус – это санкционированное положение морального стимула среди

других  моральных стимулов, его официальный  авторитет, значимость.

Неформальный – это фактическое положение стимула в иерархии стимулов в среде работников.

Чрезвычайно важный фактор, влияющий на эффективность  морального

стимулирования  является частота его применения. Так чем более выдающиеся

результаты  показывает человек, тем реже должен встречаться причитающийся ему стимул. Чем ближе к средним показатель, тем более распространен.

Количество  примененных поощрений еще не обеспечивает высокого авторитета и

действенности. Поэтому необходимо обращать внимание на качественный отбор

кандидатов  на поощрение. Поощряться должны в строгом  соответствии с

положением  о стимулах, лучшие люди коллектива. Моральные стимулы действенны в той степени, в какой их распределение оценивается работниками как справедливое. Справедливость зависит от того, с какой достоверностью они

отражают  уровень результатов работы.

Многочисленные  социологические исследования показали, что мотивы трудовой

деятельности, влияния моральных стимулов на работников во многом зависит от

возраста, пола, квалификации, образования, стажа  работы на предприятии,

уровня  сознательности. Необходимо учитывать  это, осуществляя разработку

условий поощрения.

Отличительной чертой морального стимулирования является то, что его функция,

связывающая стимулы с результатами деятельности, выражается дискретной формой соотношения стимулов. Взаимная упорядоченность различных стимулов повышает их совокупный стимулирующий эффект. Они по статусу располагаются да двух ступенях: менее значимые и более значимые. Достижение части поощренных работников, второй ступени, признается более высоким в сравнении с достижениями остальных.

Информация о работе Система стимулирования