Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:19, дипломная работа
Цель данной работы – предложение рекомендаций по отбору и подбору персонала на примере Центра социального обслуживания населения.
В соответствии с названной целью выдвинуты следующие задачи:
- изучение теоретических и методологических основ процесса подбора и отбора персонала в рамках системного подхода;
- выявление особенностей и специфики поиска и отбора персонала;
- разработка рекомендаций по отбору и подбору персонала.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системы отбора и подбора кадров 6
1.1 Основные принципы и содержания системы отбора и подбора кадров 6
1.2 Виды и методы системы отбора и подбора кадров учреждения 22
Глава 2. Общее состояние деятельности системы отбора и подбора кадров 33
2.1 Анализ деятельности по системе отбора и подбора кадров 33
2.2 Рекомендации по отбору и подбору кадров 43
Заключение 50
Список литературы 54
Приложение 57
-
выявление соответствия
- формирование группы соискателей соответствующих квалификационным требованиям к должности, для проведения экспертной оценки знаний и навыков, изучения личностных характеристик.
Данные задачи решаются путем:
-
заполнения соискателем
- проведения структурированного интервью и наблюдения (диагностируются мотивационные характеристики, эрудиция, внешние данные, уверенность, коммуникабельность, адекватность реакций, представления о будущей работе и сотрудниках, ожидания, необходимые навыки и т. п.);
-
определения соискателей,
-
сбор и изучение независимой
информации о кандидате (
На данном этапе производится изучение и сличение требований, предъявляемых к кандидату, для данной должности (приложение 4) и результатов анкетирования кандидатов на должность (приложение 5).
Для выяснения мнения о системе отбора и подбора кадров в данной организации, сотрудникам было предложено ответить на вопросы анкеты и внести свои предложения по усовершенствованию системы отбора и подбора кадров на предприятии. В опросе приняли участие 30 работников, что говорит о репрезентативности социологического исследования (табл. 2.3).
Ответы на первый вопрос анкеты о том, «Как вы устроились на данную должность?» представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
|
Ответили
а) через центр занятости
На второй вопрос анкеты «Какие требования предъявлялись к вам при приеме на работу?»
|
На третий вопрос анкеты «Какие данные требовали при устройстве вас на должность?» были получены следующие ответы таблица 2.3.
Таблица 2.3
Варианты ответа | Кол-во чел. | % |
данные трудовой книжки | 30 | 100 |
дипломы и свидетельства об образовании | 28 | 93,3 |
данные по прошлому месту работы | 16 | 53,3 |
данные медицинского обследования | 16 | 53,3 |
Тестирование: профессиональных знаний и навыков | 8 | 26,6 |
Тестирование: личностных психологических характеристик | 4 | 13,3 |
При отборе кадров, как следует из табл.2.3, наибольшее значение уделяется формальным подтверждениям квалификации и опыта работы кандидатов, которые компании черпают из трудовых книжек (100%), дипломов и свидетельств о полученном образовании (93%). при отборе 12% респондентов использовались различные виды тестирования.
На четвертый вопрос анкеты «Проводилось ли с Вами собеседование при приеме на работу?» были получены следующие ответы, таблица 2.4
Таблица 2.4
Варианты ответа | Кол-во чел. | % |
да | 12 | 40,0 |
нет | 18 | 60,0 |
Свой вариант ответа | - | - |
Ответили «да» 12 респондентов или 40% от общего числа опрашиваемых. Ответили «нет» 18 респондентов или 60% опрашиваемых. Отсюда можно сделать вывод о том, что с большинством потенциальных сотрудников Центра социальной защиты населения собеседование не проводилось. В основном собеседование проводили только с подбором руководящего состава.
На пятый вопрос анкеты «Хотели бы Вы, чтобы в собеседовании участвовал психолог?» таблица 2.5
Таблица 2.5
Варианты ответа | Кол-во чел. | % |
да | 27 | 90,0 |
нет | 2 | 6,6 |
Свой вариант ответа | 1 | 3,4 |
На пятый вопрос анкеты 27 респондентов ответили «да» или 90%, 2 респондента или 6,6% ответили «нет» и предложили свой вариант ответа 1 респондент или 3,4%. Отсюда можно сделать вывод, что сами работники предприятия желают, чтобы при собеседовании при устройстве на работу участвовал психолог.
На шестой вопрос анкеты «Кто занимался вашей адаптацией на новом рабочем месте?» таблица 2.6
Таблица 2.6
Варианты ответа | Кол-во чел. | % |
Руководитель отдела (в который вы устроились) | 27 | 90 |
Руководитель кадровой службы, управляющий персоналом | 12 | 40 |
Руководитель предприятия | 3 | 10 |
На вопрос анкеты «Кто занимался вашей адаптацией на новом рабочем месте?» ответили «руководитель отдела в который вас приняли», 27 респондентов или 90%, «руководитель кадровой службы» ответило 12 респондентов или 40%, «руководитель предприятия» 3 респондента или 10% от общего числа опрашиваемых. Отсюда можно сделать вывод, что эффективность участия должностного лица в адаптации вновь нанятых падает с количеством иерархических уровней между новым сотрудником и лицом, отвечающим за адаптацию (табл. 2.6).
На
предприятии можно выделить ряд недостатков
в процессах найма, отбора, подбора персонала
и расстановке по рабочим местам. Отметим
их и попробуем устранить путем
усовершенствований и предложений,
представленных в пункте 2.2.
2.2 Рекомендации
по отбору и подбору кадров
На основе рассмотренных ранее положений по найму, отбору, подбору кадров предложить ряд усовершенствований c целью снижения затрат на привлечение кадров и получения более целевого набора персонала.
На предприятии недостаточно используется внутренний резерв (таблица 2.1), я предлагаю уделить внимание повышению уже работающих кадров на предприятии. Предлагается замещение вакантной должности с использованием процедуры внутреннего конкурса, либо из внутреннего резерва, путем отбора сотрудников соответствующих требованиям к должности, имеющих положительные результаты деятельности. Информирование о таких вакансиях разместить в виде объявления на информационной доске предприятия, доступной каждому работнику или объявляется на общем собрании коллектива. В объявлении для внутреннего конкурса помимо содержания работы, отражаются квалификационные требования к кандидату на вакансию. Итоги конкурса подводятся через две недели после его объявления.
В Центр социального обслуживания населения необходимы специалисты хорошо знающие особенности связей с общественностью и имеющие высшее образование по связям с общественностью. Поэтому, предлагается делать акцент на студентов ВУЗов выпускных курсов, а именно: сотрудничать с Томским политехническим университетом, Кемеровским государственным университетом, где занимаются подготовкой специалистов в области связей с общественностью. Проводить предварительную работу, начиная с середины предпоследнего семестра.
Методы работы со студентами:
- возможное материальное стимулирование лучших студентов для сотрудничества с предприятием;
-
предоставление прохождения
-
предложение тем дипломных
-
проведение конкурса среди
Так как необходимо соответствие личных качеств кандидата требованиям к должности, мною предлагается при найме кандидата на вакантную должность пользоваться услугами профессионального психолога. Наличие на предприятии психолога также облегчает разрешение различных внутрифирменных конфликтов, возникающих при производственном процессе.
При отборе кандидата также необходимо использовать профессиограммы должностей.
В
качестве основы можно взять профессиограммы
приведенные В.А. Поляковым в книге
«Технология карьеры».1 В данной
профессиограмме свойства личности для
каждой профессии оценивается по трехбальной
шкале (++ требуется в ярко выраженной форме,
+ требуется, 0 не является необходимым).
Таблица
2.7
Свойства личности | Руководитель предприятия | Руководящий работник | Главный бухгалтер | Специалист по связям с общественностью | Психолог |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Терпимость | + | + | 0 | + | ++ |
2. Искренность | + | + | 0 | + | ++ |
3. Самоконтроль | ++ | ++ | ++ | + | ++ |
4. Педантизм | + | + | ++ | 0 | + |
5. Воля | ++ | ++ | + | + | + |
6. Любознательность | + | + | + | ++ | ++ |
7. Интуиция | ++ | ++ | + | + | + |
8. Аналитический склад ума | + | + | ++ | + | + |
9. Способность к выполнению рутинной работы | 0 | + | ++ | ++ | + |
10. Экономической чутье | ++ | ++ | + | 0 | 0 |
11. Способность к лидерству | ++ | + | + | 0 | 0 |
12. Коммуникабельность | ++ | ++ | + | ++ | ++ |
13. Самообладание | ++ | ++ | + | ++ | ++ |
14. Внимательность | ++ | ++ | ++ | ++ | + |
15. Память | + | + | ++ | + | ++ |
16. Богатство воображения | + | + | 0 | + | + |
Информация о работе Система подбора и отбора кадров СоЦ упРавл 4000