Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:44, курсовая работа
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблем, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможней для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
1. Введение 3стр.
2.Общая характеристика стратегического управления 5стр.
2.1 Сущность стратегического управления 5стр.
2.2 Система стратегического управления 9стр.
3. Анализ среды 13стр.
3.1 Анализ внешней среды 14стр.
3.2. Анализ внутренней среды 22стр.
4. Миссия и цели организации 26стр.
4.1. Миссия организации 26стр.
4.2 Цели организации 31стр.
5. Стратегия фирмы 37стр.
6. Заключение 43стр.
7. Список использованной литературы 44стр.
Для
успешного применения анализа окружения
организации важно уметь не только
вскрыть угрозы и возможности, но
и попытаться оценить их с точки
зрения того, сколь важным для организации
является учет в стратегии ее поведения
каждой из выявленных угроз и возможностей.
4. Миссия
и цели организации
Итак,
никакая организация не может
успешно выживать в конкурентной
среде, если она не имеет четко
определенных ориентиров, направлений,
которые задают то, к чему она стремится,
чего она хочет добиться в своей деятельности.
Целевое начало в деятельности организации
возникает отнюдь не только потому, что
ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть
в изменяющемся окружении. В первую очередь
целевое начало в деятельности организации
возникает потому, что организация- это
объединение людей, преследующих определенные
цели. Люди создают организации для того,
чтобы с их помощью решать свои проблемы.
Это значит, что с самого начала организации
имеют определенную целевую ориентацию.
Люди входят в организации для того, чтобы
за счет этого получать для себя определенный
результат. И это также придает организации
определенную целевую ориентацию. Наконец,
люди из внешнего окружения (покупатели,
общественность, деловые партнеры и т.п.)
так же, как и те, кто являются хозяевами
организации или работают в организации,
преследуя свои собственные цели при взаимодействии
с организацией, придают ее существованию
определенную направленность и тем самым
развивают целевое начало в деятельности
организации. Когда идет речь о целевом
начале в поведении организации и соответственно
о целевом начале в управлении организацией,
то обычно говорят о двух составляющих:
миссии и целях. Установление того и другого,
а также выработка стратегии поведения,
обеспечивающей выполнение миссии и достижение
организацией своих целей, является одной
из основных задач высшего руководства
и соответственно составляет очень важную
часть стратегического управления.
4.1. Миссия
организации
Существуют
широкое и узкое понимания
миссии. В случае широкого понимания
миссия рассматривается как
миссия,
хотя и имеет всегда общий философский
смысл, тем не менее, обязательно несет
в себе что-то, что делает ее уникальной
в своем роде, характеризующей именно
ту организацию, в которой она была выработана.
Далее в работе миссия будет пониматься
так, как она понимается, как рассматривается
в узком смысле.
Целевое
начало в деятельности организации
возникает как отражение целей
и интересов различных групп
людей, так или иначе связанных
с деятельностью Организации
и вовлеченных в процесс ее
функционирования. Основными группами
людей, чьи интересы оказывают влияние
на деятельность организации, а, следовательно,
должны быть учтены при определении ее
предназначения, являются:
• собственники
организации, создающие, приводящие в
действие и развивающие организацию
для того, чтобы за счет присвоения результатов
деятельности организации решать свои
жизненные проблемы;
• сотрудники
организации, своим трудом непосредственно
обеспечивающие деятельность организации,
создание и реализацию продукта, и
продвижение ресурсов извне, получающие
от организации за свой труд компенсацию
и решающие с помощью этой компенсации
свои жизненные проблемы;
• покупатели
продукта организации, отдающие ей свои
ресурсы (чаще всего деньги) в обмен
на продукт, предлагаемый им организацией,
и удовлетворяющие с помощью этого
продукта свои потребности;
• деловые
партнёры организации, находящиеся
с ней в формальных и неформальных
деловых отношениях, оказывающие
организации коммерческие и некоммерческие
услуги и получающие аналогичные
услуги со стороны организации;
• местное
сообщество, находящееся с организацией
во взаимодействии, имеющем многогранное
содержание, связанном в первую очередь
с формированием социальной и
экологической среды обитания организации;
• общество
в целом, первую очередь в лице
государственных институтов, взаимодействующее
с организацией в политической, правовой,
экономической и других сферах макроокружения,
получающее от организации часть создаваемого
ею богатства для обеспечения общественного
благополучия и развития, плодами которого
наряду с другими членами общества также
пользуется и организация.
Миссия
организации в большей или
меньшей мере должна отражать интересы
всех шести вышеназванных субъектов.
Степень проявления в миссии интересов
каждого из данных, шести субъектов
принципиально зависит от того, какие
размеры имеет организация, в каком она
состоит бизнесе, где расположена и т.п.
Наиболее устойчивое, сильное и специфичное
влияние на миссию организации не зависимо
оттого, что организация собой представляет,
оказывают интересы собственников» сотрудников
и покупателей. Поэтому миссия организации
должна быть сформулирована таким образом,
чтобы в ней обязательно находило проявление
сочетание интересов этих трех групп людей.
Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
* история
фирмы, в процессе которой
* существующий
стиль поведения и способ
* состояние среды обитания организации;
* ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
* отличительные
особенности, которыми
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
* целевые
ориентиры организации,
* сфера
деятельности организации,
* философия
организации, находящая
* возможности
и способы осуществления
Наряду с выше перечисленными характеристиками организации формировании миссии организации важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация.
Так для чего же все-таки формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремиться, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
* миссия делает ясными для сотрудников общую цель, предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;
* миссия
способствует тому, что сотрудники
могут легче установить
* миссия
способствует установлению
В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:
* является
базой для установления целей
организации, обеспечивает непротиворечивость
набора целей, а также помогает выработке
стратегии организации, устанавливая
направленность и допустимые границы
ее функционирования;
* обеспечивает
стандарты для распределения
ресурсов организации и
* расширяет
для работника смысл и
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне нее.
Очень
важно, чтобы миссия была сформулирована
предельно ясно для того, чтобы
она была легко понятна всем субъектам,
взаимодействующим с организацией, в особенности
всем членам организации. При этом миссия
должна быть сформулирована таким образом,
чтобы она исключала возможность разнотолков,
но в то же время оставляла простор для
творческого и гибкого развития организации.
4.2. Цели
организации
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. говоря иначе, цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Невозможно переоценить значимость целей для организации.Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система построения мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов конкретных работников, подразделений и организации в целом.
По установившемуся мнению, существует два типа целей с той точки зрения, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. В принципе, в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, - долгосрочные цели. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные промежутки для краткосрочных и долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два-три года.
Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации (желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются: