Автор: Lusine Dashyan, 09 Ноября 2010 в 14:01, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является рассмотрение технологий решения проблем повышения качества через пункты всеобщего управления качеством.
При этом предпочтение отдавалось более современным, хорошо зарекомендовавшим себя элементам.
В ходе исполнения работы решались следующие задачи:
◦ознакомление с нормативной документацией по управлению качеством;
◦исследование эволюции всеобщего менеджмента качества;
◦определения основных проблем повышения качества для российских предприятий;
◦проведение анализа системы управления качеством на примере регионального предприятия;
◦разработка модели оптимизации системы управления качеством на исследуемом предприятии;
◦определение влияния управления качеством на эффективность производства.
Введение 3
1.Система менеджмента качества 5
1.Возникновение системы управления качеством.
2.Технологии системы менеджмента качеством.
3.Развитие системы управления качеством в России.
2.Формирование технологии повышения качества продукции 18
1.Характеристика предприятия
2.Анализ системы управления качеством на предприятии
3.Основные модели повышения качества продукции на предприятии.
3.Влияние реализации технологий повышения качества на экономическую эффективность предприятия. 24
Заключение. 26
Список использованной литературы 28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Заключение. 26
Список
использованной литературы
28
Развитие рыночной экономики в России определило новые приоритеты развития национального производства: повышение конкурентоспособности национального товара; осуществление перехода от сырьедобывающей промышленности к перерабатывающей; удовлетворение растущих потребностей населения; создание национальной системы обеспечения безопасности потребляемой продукции и т.д.
В
связи с этим возникла необходимость
использования нового подхода к
решению вышеназванных задач: внедрение
системы управления качеством. Решение
проблем обеспечения
За рубежом уже давно интенсивная конкуренция и технологическое усложнение производства сделали наличие руководства по управлению качеством безусловно обязательным.
Поэтому целью представленной курсовой работы является рассмотрение технологий решения проблем повышения качества через пункты всеобщего управления качеством.
При этом предпочтение отдавалось более современным, хорошо зарекомендовавшим себя элементам.
В ходе исполнения работы решались следующие задачи:
Работа состоит из трех разделов. В 1разделе раскрывается содержание всеобщей системы управления качеством, история возникновения менеджмента качества, его составляющих элементов, приводится стандартная схема системы управления качеством, анализируются первые опыты использования системы на российских предприятиях.
Во втором разделе дается характеристика Южно-Сахалинского ликеро-водочного завода, оценка управления качеством продукции на данном предприятии. На основе анализа системы управления качеством разрабатывается модель управления качеством, где преобладает процессный подход и который ориентирован на потребителя алкогольной продукции.
В третьем разделе определяется взаимосвязь результативности менеджмента качества и прибыли предприятия через элемент затратности. При этом схематично определяются два варианта повышения прибыльности предприятия.
В ходе исполнения работы использовались учебные пособия по управлению качеством, статьи в журнале «Методы менеджмента качества», монографию японского ученого-экономиста Исикава К.
В условиях постоянно усиливающейся конкуренции одним из самых весомых аргументов в борьбе за заказчика является высокое качество производимой продукции. Для достижения этой цели в организации должна проводится систематическая работа, эта работа должна быть направлена на увеличение удовлетворенности потребителя, посредством выполнения всех его требований. Это работа может быть определена как СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК).
Пока действовали первая и вторая версии стандартов ISO серии 9000 (1987 и 1994гг.) система менеджмента качества базировалась на 20 стандартах, которые рассматривали бизнес не через процессы а функционально. Эти элементы разрезали организацию по вертикали , приписывали определенные требования определенным функциям, т.е структурным подразделения предприятия. Они не решали проблемы улучшения качества продукции и были рудиментом уходящей системы представлений об эффективности разделения труда в области управления.
Сейчас система управления качеством базируется на процессном подходе. Процесс, продолжая предыдущую аналогию «разрезает» организацию не «вдоль», а «поперек». Это создает ряд преимуществ по сравнению с функциональным подходом. Прежде всего процесс реализует одно из ключевых положений учения Э. Деминга о менеджменте, которое гласит « Ломайте барьеры между подразделениями».
Процессный подход к всеобщему менеджменту на основе качества был основан в США.
Американский рецепт для "японского чуда"- Total Quality Management (ТQM) или Всеобщее управление качеством, - это идеология, позволяющая компании постоянно улучшать качество работы и добиваться таким образом дополнительного конкурентного преимущества. Идеология TQM появилась в США. Однако впервые массовое применение она получила после Второй мировой войны в Японии. Туда она была завезена американцами, в частности, одним из основоположников науки управления качеством, Уильямом Демингом. По мнению самих японцев, управление качеством во многом помогло их стране потеснить американские и европейские промышленные товары.
TQM
можно представить с двух
Проблема
повышения качества производимой продукции
является глобальной проблемой и
существует международный стандарт,
который устанавливает требования к СМК
– ISO 9001:2000. Стандарт ISO 9001:2000 устанавливает
требования к СМК, состоящей из процессов,
определенных этим стандартом.
В таблице 1 представлены процессы СМК
в соответствии со стандартом ISO 9001.
Таблица 1
ПРОЦЕСС СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТОМ ISO 9001
№ | Элементы системы менеджмента качества |
1 | Ответственность руководителя |
2 | Менеджмент ресурсов |
3 | Выпуск продукта |
4 | Измерения, анализ и улучшение |
5 | Управление нормативной документацией и записями по качеству |
1.2. Технологии
всеобщей системы менеджмента
качества
В Японии одной из таких мотивирующих мер для персонала компаний стала организация кружков качества, в которых после работы занимались наиболее активные сотрудники. Это позволяло выделять среди работников энтузиастов, которые предлагали руководству свои решения по улучшению качества. Ощущение того, что их мнение может реально повлиять на работу компании, оказалось сильнейшим мотивирующим фактором. Японские топ-менеджеры стали активно проводить в жизнь идею о том, что даже самый простой рабочий на фабрике должен думать, что делает.
На базе идеологии TQM в Японии
появилась одна из наиболее
известных технологий
Например, компания Motorola разработала метод
неуклонного снижения количества рабочих
ошибок под названием 6 Sigma. Теперь эту
технологию помимо Motorola используют крупные
компании, работающие в разных отраслях:
General Electric, Du Pont, Citibank, Federal Express, J.P. На основе
идей TQM в конце 80-х - начале 90-х в Европе
появились международные стандарты управления
качеством ISO. Стандарт ISO 9000 и его модификации
(в т.ч. ISO 9001) получили широкое распространение
в Европе и США.
В последнее время в научно-технической литературе часто встречается понятие «многомерный статистический контроль процессов»(МSPC), который рассматривается как комплексная технология TQM. МSPC – это современный подход к моделированию многомерных (многофакторных) процессов, основанных на применении проекционных математических методов, позволяющих выделять в больших массивах данных скрытые (латентные) переменные и анализировать связи, существующие в изучаемой системе
Процедура применения МSPC проходит через следующие основные стадии:
Концепция
всеобщего менеджмента качества
предполагает достижение удовлетворенности
потребителя выпускаемой
Экспертная
оценка- это метод получения
Использование экспертной оценки при установлении обратной связи с потребителями сводится к тому, что по каждому выбранному объекту выставляется оценка эксперта по определенной шкале. Объектом может выступать сама продукция (услуга) в целом (простейший вариант) либо ряд значимых для потребителей свойств, характерных для нее и отраженных в нормативном документе на данную продукцию. Экспертные оценки должны рационально сочетаться дополняя и обогащая друг друга. Для получения комплексной оценки необходимо формировать несколько экспертных групп. Эксперты могут быть профессионалами и в пределах своих полномочий хорошо знать требования к объекту. Однако, необходимым условием проведения экспертной оценки качества продукции (услуг) является участие в ней группы потребителей, не обладающих специальными знаниями в отношении оцениваемого объекта. Ведь именно они – реальные покупатели выпускаемой продукции.