Мотивации в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации
зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.

Содержание

Введение ……………………………………………………….……..3
Глава 1. Понятие и сущность мотивации
1.1. Общая характеристика мотивации…………………………...5
1.2. Теории мотивации……………………………………………10
1.3. Сущность основных теорий мотивации…………………….12
1.4. Система мотивации в организации………………………….16
Глава 2. Анализ организации ООО «Ням-Ням»
2.1. Характеристика организации………………………………….18
2.2. Определение степени удовлетворенности персонала той или иной стороной трудовой деятельности ……………………………20
Глава 3. Рекомендуемые способы мотивирования работников по совершенствованию системы мотивации на предприятии……….24
Заключение…………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовик осн.менеджмента.doc

— 329.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету: основы менеджмента

на тему: Мотивации в системе менеджмента

студентки 3 курса группы МД (периферия)

факультета: менеджмента и маркетинга

Шашко Юлии Александровны

Личное дело № 06ММБ02627

 

 

 

 

 

Преподаватель                         Шиповалов А.Г.                                                                            

 

 

 

 

 

Омск - 2008

Содержание

 

Введение ……………………………………………………….……..3

Глава 1. Понятие и сущность мотивации

    1. Общая характеристика мотивации…………………………...5
    2. Теории мотивации……………………………………………10
    3. Сущность основных теорий мотивации…………………….12
    4. Система мотивации в организации………………………….16

Глава 2. Анализ организации ООО  «Ням-Ням»

2.1. Характеристика организации………………………………….18

2.2. Определение степени удовлетворенности  персонала той или                   иной стороной трудовой деятельности  ……………………………20

Глава 3. Рекомендуемые способы  мотивирования работников по совершенствованию системы мотивации на предприятии……….24

Заключение…………………………………………………………..28

Список литературы………………………………………………….30

Приложения………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном  менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты.  Основная цель процесса мотивации -  это  получение  максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет  повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Эволюция применения различных методов мотивации показала  как

положительные,  так  и  отрицательные   аспекты   их   применения,   и   это

естественный  процесс, так как в теории и  практике управления  нет  идеальной

модели  стимулирования,  которая  отвечала  бы  разнообразным   требованиям.

Существующие модели мотивации весьма различны  по  своей  направленности  и эффективности.

Существует   множество   проблем,   связанных   с мотивационной   политикой:   проблема   взаимоотношений    с    руководством неудовлетворенность размером заработной платы,  условиями быта  и труда в

целом на предприятии.

Актуальность  проблем  мотивации  не  оспаривается  ни  наукой,  ни практикой, так  как  от  четкой  разработки  эффективной  системы  мотивации

зависит не только повышение социальной и творческой  активности  конкретного работника (менеджера,  рабочего),  но  и  конечные  результаты  деятельности предприятий   различных    организационно-правовых    форм    собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Предметом исследования в данной работе являются системы мотивации.

Объект исследования: система мотивации на примере организации ООО «Ням-Ням».

Я считаю тему мотивации  в системе менеджмента актуальной, так как на сегодняшний день каждая компания стремится получить максимум прибыли при минимуме издержек, а  это невозможно без грамотно подобранных кадров. Но даже при правильном подборе персонала необходимо не только вызвать интерес у работников, но и  суметь поддержать и развить его. Такой подход, я уверена, при прочих равных дает максимальный результат.

Целью данной курсовой работы является исследование вопросов мотивации в системе менеджмента, а также рассмотрение вопросов формирования системы мотивации персонала на примере организации ООО «Ням-Ням». Для этого я собираюсь изучить и проанализировать то, что уже наработано по этой теме, именно эти (изучение, анализ, синтез), а также и некоторые другие методы я использовала при написании своей курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и сущность мотивации

    1. Общая характеристика мотивации

Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, то есть любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.

В самом общем виде мотивация  понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий. Эти силы находятся как внутри, так и вне человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

К основным понятиям мотивации относятся:

  • Потребности – то, что возникает и находится внутри человека, что можно считать достаточно общим для всех людей (но имеет индивидуальное проявления для каждой личности). Это то, от чего человек пытается освободиться, так как пока потребность существует, она напоминает о себе и требует своего удовлетворения. Люди могут по разному реагировать на потребности – удовлетворять их (опять же по-разному), подавлять или игнорировать
  • Мотивы – то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится внутри человека и имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть отличны, даже в отношении одинаковой потребности.
  • Мотивационная структура – совокупность мотивов, находящихся в определенном взаимодействии. Рассматривается как основа осуществления человеком определенных действий.
  • Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование – основа и суть управления человеком. Оно, в зависимости от решаемых с его помощью задач, условно делится на два типа:

1. Путем внешних воздействий на человека, вызываются к действию мотивы, которые побуждают человека совершить желаемые инициатором действия. При данном типе мотивирования необходимо знать какие мотивы могут побуждать человека к желаемым действиям и как вызвать эти мотивы в человеке. Однако, если у сторон нет взаимных интересов, то это тип мотивирования нереализуем.

2. Процесс формирования (и корректировки) мотивационной структуры человека. При таком мотивировании основное внимание уделяется воспитанию человека. В общем случае процесс мотивирования второго уровня должен быть направлен на воспитание экономического человека, то есть воспитывать общечеловеческие ценности. Однако он может быть направлен на достижение целей субъекта мотивирования – в этом случае воспитание происходит только под имеющиеся в распоряжении субъекта средства и методы воздействия на объект, что зачастую может приводить к психической деформации личности объекта.

  • Стимулы – выполняют роль рычагов воздействия или носителей-раздражителей, вызывающих действия определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, возможности и т.п. Человек реагирует на многие стимулы необязательно сознательно (т.е. без сознательного контроля). Реакция людей на один и тот же стимул может быть разной, более того, стимулы не имеют абсолютного значения или смысла.
  • Стимулирование – процесс использования различных стимулов. Стимулирование – одно из средств, с помощью которых может быть осуществлено мотивирование.

Мотивационный процесс:

Мотивация, рассматриваемая как  процесс, в классическом варианте может  быть представлена в виде шести последовательных этапов (рис. 1).


Рис.1. Схема мотивационного процесса

Этап 1 – возникновение потребности. Потребность проявляется в виде ощущения, что чего-то не хватает. Она начинает требовать от человека, чтобы он предпринял какие-то действия для ее устранения.

Этап 2 – поиск путей устранения потребности. После того, как потребность возникла, существует необходимость что-то с ней сделать: удовлетворить, подавить, игнорировать, т.е. возникает необходимость что-либо сделать.

Этап 3 – определение направлений действий. Человек определяет, что и какими средствами нужно сделать, чтобы устранить потребность.

Этап 4 – осуществление действий. Человек затрачивает усилия для достижения желаемого результата. На этом этапе может произойти корректировка целей, т.к. процесс работы оказывает влияние на мотивацию.

Этап 5 – получение вознаграждения. По завершению работы, человек получает вознаграждение. На этом же этапе определяется на сколько верно были выбраны пути достижения желаемого результата, что приводит к корректированию мотивации к действию (ослабляется, усиливается или остается неизменной).

Этап 6 – устранение потребности. В зависимости от удовлетворенности потребности, человек либо прекращает деятельность (до наступления новой потребности), либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Знание логики процесса мотивации  не дает инструментов управления этим процессом. В первую очередь потому, что мотивы объекта неочевидны для субъекта управления – можно только догадываться о мотивах, но определить их в чистом виде невозможно. Даже если в результате длительных наблюдений удалось установить основные мотивы, изменчивость мотивационной структуры сведет на нет все усилия.

Однако мотивацией управлять можно, если обобщить различные мотивы в  определенные группы и сформулировать общие правила «обращения» с такими группами мотивов. Существует большое количество различных теорий, пытающихся найти подход к управлению мотивацией. Все существующие теории могут быть разбиты на две большие группы:

    • содержательные теории мотивации – концентрируются на выявлении и анализе факторов мотивации;
    • теории процесса мотивации – динамика взаимодействия различных мотивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теории мотивации

Воззрения на природу мотивации  развиваются достаточно интенсивно на протяжении последнего столетия. Можно выделить несколько направлений в этом процессе.

Исторически первым направлением, безусловно, может считаться тот раздел научного менеджмента, который посвящен стимулированию работников к повышенной производительности и предложен во всемирно известных методиках Ф. Тейлора. Исследования природы мотивации этого направления представлены довольно скудно, но они подкреплены богатой эмпирической базой материального стимулирования. Большая ориентация на психологические составляющие труда была провозглашена в психотехническом подходе (В. Штерн, Г. Мюнстерберг).

Второе направление в определенной мере близко тейлоризму в части ограниченности представлений о внутренней природе мотивации. Оно связано с традицией поведенческого подхода (У. Уотсон, Р. Скиннер, А. Эллис) и в разных модификациях активно развивается вплоть до настоящего времени, все более пополняясь данными о психологических составляющих мотивации. Его современный вариант вполне психологичен. Это так называемый когнитивный подход в менеджменте (Д. Норман, Д. Румельхарт, Р.Л. Солсо).

Третье направление в гораздо большей степени основывается на представлениях о природе мотивов, потребностей и ценностей человека. Его развитие сопровождало общемировые тенденции к повышению уровня гуманизма в общественных и производственных отношениях. Здесь во главу угла ставится гуманистический подход к человеку и его мотивации (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Шутц). В психологии получило развитие так называемое гуманистическое направление, а в менеджменте школа <человеческих отношений>.

Для выделения четвертого направления развития концепций мотивации может быть использован внешний по отношению к мотивации технологический критерий. Именно применение современных информационных технологий приводит к усиливающейся индивидуализации работы, при которой мотивация работника может быть также глубоко индивидуализирована (О. Тоффлер). Настало время постмодернизма (3. Бауман), не признающего общих схем и общих оценок и демонстрирующего, что каждый может быть полезен обществу ровно в той мере, в какой захочет этого сам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Сущность основных теорий мотивации

Систематическое изучение мотиваций  с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что  же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде даёт некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Результаты этих исследований рассматриваются в этом вопросе.

Информация о работе Мотивации в системе менеджмента