Система менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблем, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможней для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Содержание

1. Введение 3стр.
2.Общая характеристика стратегического управления 5стр.
2.1 Сущность стратегического управления 5стр.
2.2 Система стратегического управления 9стр.
3. Анализ среды 13стр.
3.1 Анализ внешней среды 14стр.
3.2. Анализ внутренней среды 22стр.
4. Миссия и цели организации 26стр.
4.1. Миссия организации 26стр.
4.2 Цели организации 31стр.
5. Стратегия фирмы 37стр.
6. Заключение 43стр.
7. Список использованной литературы 44стр.

Работа содержит 1 файл

Система менеджмента.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    Выбор той или иной организационной  структуры зависит от целого ряда факторов. Наиболее существенными по значимости и степени являются следующие  факторы: размер и степень разнообразия деятельности, присущие организации; географическое размещение организации; технология; отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников организации; динамизм внешней среды; стратегия, реализуемая организацией.

    Организационная структура должна соответствовать  размеру организации и не быть более сложной, чем это необходимо при имеющемся размере организации. Обычно влияние размера организации  на ее организационную структуру  проявляется в виде увеличения числа  уровней иерархии управления организацией. Если организация небольшая и руководитель может один управлять деятельностью сотрудников, то применяется несложная организационная структура. Если же число сотрудников увеличивается до такого размера, что ими уже трудно управлять одному руководителю, или возникают отдельные специализированные виды деятельности, то в организации появляются промежуточный уровень в управлении и начинает применяться функциональная структура управления. Дальнейший рост организации может привести к появлению новых уровней в управленческой иерархии. В результате могут быть применены такие организационные структуры, как дивизиональная, или структура, отражающая создание стратегических единиц бизнеса. Возникновение в организации необходимости выполнения комплексных проектов приводит к тому, что начинает применяться матричная структура.

    Географическое  размещение организации в случае, если регионы достаточно изолированы, приводит к делегированию филиалам определенных прав в принятии решений  и соответственно к появлению в организационной структуре региональных подразделений. Если права не очень большие, то это приводит к увеличению числа ячеек в функциональной организационной структуре. Если же территориальное подразделение наделяется статусом относительной самостоятельности, то происходит переход к дивизиональной организационной структуре.

    Влияние технологии на организационную структуру  проявляется в следующем. Во-первых, организационная структура привязана  к той технологии, которая используется в организации. Число структурных единиц и их взаимное расположение сильно зависят от того, какая технология используется в организации. Во-вторых, организационная структура должна быть построена таким образом, чтобы она позволяла проводить технологическое обновление. В частности, организационная структура должна способствовать возникновению и распространению идей технологического развития и проведению процессов технологического обновления.

    Организационная структура в значительной мере зависит  от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организаций. Часто менеджеры склонны к сбору традиционной, функциональной формы организационной структуры: она им более ясна и привычна. Также на то, какая организационная структура формируется в организации, оказывают влияние расположение и отношение к работе; которые характерны для работников организации. Высококвалифицированные работники, а так же работники, труд которых имеет творческую направленность, предпочитают организационные структуры, дающие им больше свободы и самостоятельности. Работники же, выполняющие рутинные операции, более ориентированы на простые и традиционные организационные структуры.

    Динамизм  внешней среды является очень сильным фактором, определяющим то, какую организационную структуру должна выбирать организация. Если внешняя среда стабильна, в ней наблюдаются незначительные изменения, то организация может с успехом применять механистические организационные структуры, обладающие малой гибкостью и требующие больших усилий для их изменения. В том же случае, если внешняя среда очень динамична, организационная структура должна быть органичной, обладающей гибкостью и способностью быстро реагировать на внешние изменения. В частности, такая структура должна предполагать высокий уровень децентрализации, наличие больших прав у структурных подразделений в принятии решений.

    Стратегия оказывает заметное влияние на выбор  организационной структуры. Совсем необязательно менять организационную структуру каждый раз, когда организация переходит к реализации новой стратегии. Однако совершенно необходимо установить то, насколько существующая организационная структура соответствует стратегии, а уже потом, если это необходимо, провести соответствующие изменения.

    Если  организационная структура, устанавливая границы структурных подразделений  и задавая формальные связи между  ними, выступает как бы остовом, «скелетом» организации, то своего рода «душой»  организации, устанавливающей невидимые рычаги, направляющие действия членов организации, является организационная культура. Обычно в организации культура проявляется в виде разделяемых членами организации ценностей, принятых ими верований, норм поведения и т.п. Считается, что организационная культура складывается из следующих составляющих:

• философия, задающая смысл существования организации  и ее отношение к сотрудникам  и клиентам;

• преобладающие  ценности, на которых базируется организация  и которые относятся к целям  ее существования либо же к средствам достижения этих целей;

• нормы  поведения, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации;

• правила, по которым ведется «игра» в организации;

• климат, существующий в организации и  проявляющийся в том, какая существует атмосфера в организации и как члены организации взаимодействуют с внешними лицами;

• поведенческие  ритуалы, выражаемые в проведении в  организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т.п.

     Организационная культура формируется как реакция на две группы проблем, с которыми сталкивается организация. Первую группу составляют проблемы интеграции внутренних ресурсов и усилий. Сюда относятся такие проблемы, как:

1) создание  общего языка и единой, понятной для всех терминологии;

2) установление  границ группы и принципов  включения и исключения из  группы;

3)создание  механизма наделения властью  и лишения прав, а также закрепления  определенного статуса за отдельными  членами организации;

4) установление  норм, регулирующих неформальные отношения между лицами разного пола;

5) выработка оценок, касающихся того, что в поведении сотрудников желательно, а что нет.

     Ко  второй группе относятся те проблемы, которые приходится решать организации  в процессе взаимодействия с внешней средой. Это широкий круг проблем, связанных с выработкой миссии, целей и средств их достижения. 

Формирование  и изменение организационной  культуры происходит под влиянием многих факторов. Cуществуют пять первичных  и пять вторичных факторов, которые определяют формирование организационной культуры. В соответствии с концепцией к первичным факторам относятся следующие:

* точки  концентрации внимания высшего  руководства;

* реакция  руководства на критические ситуации, возникающие в организации;

* отношение к работе и стиль поведения руководителей;

* критериальная  база поощрения сотрудников;

* критериальная  база отбора, назначения, продвижения  и увольнения из организации.

     В группу вторичных факторов входят следующие:

* структура  организации;

* система  передачи информации и организационные процедуры;

* внешний  и внутренний дизайн и оформление  помещения, в котором располагается  организация;

* мифы  и историй о важных событиях  и лицах, игравших и играющих  ключевую роль в жизни организации;

* формализованные  положения о философии и смысле существования организации.

     Каждый  из вышеперечисленных десяти факторов формирования организационной культуры требует использования определенных приемов, позволяющих добиться успеха при сознательном формировании и  изменении организационной культуры. На стадии выполнения стратегии значительные усилия направляются на то, чтобы привести организационную культуру в соответствие с выбранной стратегией. Однако если организационная структура относительно легко может быть подвергнута изменениям, то они представляют собой очень сложную, а иногда и невыполнимую задачу. Поэтому на стадии определения стратегии необходимо, по возможности, максимально учитывать то, какие трудности с изменением организационной культуры могут возникнуть при выполнении стратегии, и стараться, если это возможно, выбирать такую стратегию, которая не потребует проведения заведомо невыполнимых действий по изменению организационной культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Заключение. 

     Как видно из данной работы, анализ среды – очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и усыновления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении, как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижения к своим целям.

     Эта работа, которая сейчас является лишь первой ступенью в комплексном изучении стратегического менеджмента, дает возможность:

* определить  приоритеты в дальнейшем изучении  стратегического менеджмента

* постичь  всю глубину науки управления

* помочь  в развитии автора как специалиста  в сфере научного управления

* применить  полученные теоретические наработки  на практике.

     В ходе работы, можно ответить на главные  вопросы (как понимать стратегическое управление, каковы его сущность и  содержание; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается), что:

· стратегическое управление является следствием миссии организации;

· стратегия  организации вырабатывается на основе детального анализа внутренней структуры  и внешнего окружения;

· стратегия является основой деятельности организации;

· в  рамках стратегии определяются приоритеты развития организации и основные направления деятельности. 
 
 

7. Список  использованной литературы. 
 

1. Виханский  О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.  – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.

2. Волкер  Г. Что и как нужно делать, чтобы стать предпринимателем. Практическое  руководство для начинающих. –  МИГ (Московская издательская  группа) ТПЦ «Полифакт». Минск –  Москва, 1991. – 128 с.

3. Уткин  Э.А. Управление компанией. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1997 – 304 с.

4. Виханский  О.С. - Стратегическое управление - М.: Гардарики, 2003.

5. Виханский  О.С. Наумов А.И. - Менеджмент - М.: Гардарики, 2003.

Информация о работе Система менеджмента