Система цели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент исторически возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Необходимость организации последовательности деятельности, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала управленческих решений. Практическая потребность повлекла за собой выработку общих понятий, принципов, рекомендаций. В древнеиндийском тракте «Артхашастра» (4-3 вв. до н. э.) возникают первые оценки управленческих действий: «верное» и «неверное», «польза» и «вред» и др.

Содержание

Введение 3
1 Система цели менеджмента 4
1.1 Сущность менеджмента 4
1.2 Система менеджмента 7
1.3 Цели менеджмента 11
2 Научные подходы и принципы менеджмента 13
2.1 Научные подходы менеджмента 13
2.2 Принципы менеджмента 14
3 Перспективы развития менеджмента 19
Заключение 21
Библиографический список 22

Работа содержит 1 файл

КР менеджмент.doc

— 135.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                3

1 Система цели менеджмента                                                                                                                              4

1.1 Сущность менеджмента                                                                                                                4

1.2 Система менеджмента                                                                                                                7

              1.3 Цели менеджмента                                                                                                                              11

2 Научные подходы и принципы  менеджмента                                                                                    13

2.1  Научные подходы               менеджмента                                                                                    13

2.2 Принципы  менеджмента                                                                                                                14

3 Перспективы развития менеджмента                                                                                                  19

   Заключение                                                                                                                                                          21

Библиографический список                 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


 

Менеджмент исторически возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Необходимость организации последовательности деятельности, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала управленческих решений. Практическая потребность повлекла за собой выработку общих понятий, принципов, рекомендаций. В древнеиндийском тракте «Артхашастра» (4-3 вв. до н. э.) возникают первые оценки управленческих действий: «верное» и «неверное», «польза» и «вред» и др.

Современные менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных дисциплин. Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во – первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведён на какой – либо другой язык, включая английский Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, её выполняющих, он указывает на социальное и должностное положение, но в тоже время является названием соответствующей учебной дисциплины и области научного исследования.… Именно менеджмент способствует экономическому и социальному развитию. Оно и есть его результат. Всюду, где заботились о развитии только экономических факторов производства, особенно капитала, не добивались развития. В немногих случаях, когда находила применение энергия менеджмента, возникало стремительное развитие. Иными словами, развитие – дело скорей человеческой энергии, чем результат экономического благополучия.

Целью данной работы является раскрыть понятия «система менеджмента». Ответить на вопрос о принципах менеджмента, для чего они служат, на какие группы разделяются, что в каждую из них входит. Дать понятие «цели», выделить общее для всех этих понятий.

 

 

1 СИСТЕМА ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

1.1 Сущность менеджмента

Существует множество определений менеджмента, приведем некоторые из них:

«Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующих в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента»[1]

«Менеджмент – это руководство не подчиненными и не институционной структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой, их отдельными подразделениями), а делом»[2]

Оксфордский словарь английского языка определяет термин «менеджмент» как способ, манеру обращения с людьми, власть и искусство управления, административные навыки, орган управления, административную единицу. Словарь иностранных слов переводит этот термин как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

Автор современной концепции менеджмента Питер Друкер (Peter F. Druker) так определяет значение менеджмента – «Генерирование человеческой энергии и придания ей направления есть задача менеджмента».

В переводе со староанглийского языка слово management означает искусство объезжать лошадей, но истоки его коренятся в латыни (лат. manus – рука). В оборот оно было введено в Англии в связи с промышленной революцией 18 – 19 вв., а затем распространилось по всему миру.  

Данный термин прочно вошёл в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т.п. В её рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются в её планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и прочее.

Но менеджмент – это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка, - управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами «сверху», а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты.

Противоположностью менеджменту является командное управление, которое было присуще отнюдь не только нашей стране (у нас оно охватывало все уровни экономики, а в остальном мире ограничивалось отношениями внутри фирмы).

Государственное управление не может считаться менеджментом. Оно не ориентируется на рынок, исключает инициативу, свободу  принятия решений. Наиболее яркий его пример – руководство военизированными подразделениями, где любой приказ должен безоговорочно выполняться, а в чрезвычайных условиях его нарушение может даже караться смертью.

Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено развитием рыночных отношений и появлением крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли квалифицированно руководить. Они были вынуждены нанимать для этого профессиональных управляющих, предоставлять им самыми широкими полномочиями и самостоятельность. Группы таких людей получили наименование «менеджеры» (русская аналогия – «руководство»).

Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи:

-                      тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех её элементов);

-                      стратегическая (развитие и перевод её в качественно новое состояние).

 Эти задачи решаются в рамках трёх видов менеджмента:

                   общего (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решения организационных вопросов, контроль);

                   линейного (руководство текущей работой основного и вспомогательных подразделений);

                   функционального (управление решений общефирменных задач, планирование, научные исследования и прочее).

В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность, выделяются текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент.

Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени.

Опережающий (перспективный) связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска.

Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление негативных последствий принятых в прошлом решений.

Менеджментом также называется система знаний об управлении, которая возникла в конце 19 века, а в начале 20 столетия сформировалась в самостоятельную науку, умеющую свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.

Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами. Это, например, отношения, связанные с организацией основной, вспомогательной и самой управленческой деятельности; постановкой целей и планированием; выдачей распоряжений; координацией работы; контролем над ней и результатами; оценкой, вознаграждением за успехи; преобразованием т т.п.

Менеджмент как наука описывает и анализирует эти отношения, выявляет факторы влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого труда, выявление условий его эффективности, установление причинноследственных связей в процессе принятия управленческих решений.

Познание закономерностей управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять её объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.

В то же время менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных на все случаи жизни, ибо условия хозяйственной деятельности, её  цели, задачи постоянно меняются. Они учат думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, формулировать основополагающие принципы управления и творчески применять к конкретным ситуациям.

Как наука менеджмент имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, привлекая теоретические положения и практические рекомендации экономики, социологии, права, психологии, теории организации и др.

1.2 Система менеджмента

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления.

«Система управления - это система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают  новые целостные свойства. Современная С.У. должна обладать высокой гибкость, оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды организации, обеспечивать высокую эффективность управления и функционирования ее»[3].

Следует вспомнить, что система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы:

                   целостности свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

                   структурности;

                   взаимозависимости структуры и среды;

                   иерархичности;

                   множественности описания каждой системы.

Возвращаясь к системе управления, следует заметить, что такая система обладает соответствующе структурой, т.е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов, специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым осуществляется процесс управления. Возникают новые целостные свойства, называемые эмерджентными.

Эмерджентность – наличие у системы свойств целостности (эмерджентных свойств) т.е. таких свойств, которые не присущи составляющим ее элементам.

Система управления современной организацией ( предприятием) должна отвечать следующим основным требованиям:

                   обладать высокой гибкостью;

                   быть адекватно сложной технологии производства, требующей соответствующих форм контроля, организации и разделения труда;

                   оперативно реагировать на изменение факторов внешней и внутренней среды предприятия, конъюнктуры рынка;

                   учитывать конкуренцию на соответствующем рынке товаров (услуг);

                   учитывать требования к качеству обслуживания потребителей и выполнения договоров;

                   обеспечивать высокую эффективность управления предприятием;

                   способствовать развитию организации;

                   обеспечивать внедрение достижения науки и передовой практики;

                   обладать способностью саморегулирования, чтобы любые отклонения от нормы (по стоимости, качеству, сроком и др.) быстро фиксировались ( в идеале - автоматически) и сразу же вырабатывались и предпринимались контрмеры возвращающие системы управления в прежнее нормальное состояние.

Непременным элементом любой системы управления является связь. Связь можно определить как важный для целей управления. Взаимодействие канал обмена между субъектами веществом, энергией, информацией. Единичным актом связи выступает взаимодействие.

Связи могут быть прямыми, обратными, вертикальными, горизонтальными и т.д.

Прямая связь- это воздействие субъекта управления на объект в виде управленческих команд. Решений, рекомендаций и т.д.

Обратная- это информация, исходящая от объекта управления к субъекту. Существование обратной связи означает, что результат функционирования объекта управления определенным образом влияет на поступающие на него воздействие. Как правило, обратная связь выступает важным регулятором в системе управления.

Информация о работе Система цели менеджмента