Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:43, шпаргалка
1. Сущность менеджмента.
Упр-е – сложный многофункц-ый процесс, в основе кот. лежит теория социологии, психологии, математики, геологии, исследования операции, в связи с чем сущ-ет большое кол-во определений понятия «упр-е», кот. отражает те или иные его грани.
Осн. опред-я:
1 – это умение добиваться поставленных целей, используя тр. и умения др. люд.
2 – это процесс принятия реш. в случае возникн-я каких-л. проблем.
3 – это процесс организации сис-мы и механизмов ее функцион-я.
1)Планирование; 2)Координация; 3)Принцип полноты.
Закон композиции очень тесно связан с законом подчинению частей целому, а закон пропорц-ти опр-ет осн. требования к формированию орг-ой структуры упр-ия пред-ем.
Закон информированности и упорядоченности, в соот. с кот. эфф-ая деят-ть любой орг-ии кроме всего прочего обеспечивается четкой и рациональной системой обмена инф-ии в орг-ии (связан с сущностью эфф-ти упр-ия как процессом).
Закон единства анализа и синтеза. Анализ или декомпозиция состоит в разделении орг-ии на отдельные элементы (службы, отделы)-депортаментализация. Синтез (объединение) состоит в опр-ии порядка и хар-ра взаимодействия между этими частями (на основе регламентации прав, обязанностей и ответ-ти частей).
Закон дифференциализации и универсализации функций. Суть – в орг-ых сис-ах действуют противоположно направленные процессы (специализация функций с одной стороны и их интеграция, универсализация с др. стороны).
47.
Общие динамические
1. Закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. В соответствие с ним для того, чтобы уменьшить неопределённость в поведении управляемого объкта необходимо увеличить разнообразие управленческих функций в управляющей системе.
2. Закон приоритета целого над частью или закон совместимости и согласованности локальных критериев деятельности и подразделений организации общему критерию деятельности всей организации.
3. Закон синергии,
в соответствии с кот. в
4. Закон самосохранения, в соотв. с ним каждая орг-ия стремится выживать, используя для этого весь потенциал своих ресурсов. В основе самосохранения лежат такие понятия как устойчивость, адаптация, равновесие.
Устойчивость орг-ии рассматривается в 2 видах:
В практической деятельности устойчивость орг-ии оценивается такими фин. коэффициентами, как ликвидность, платёжеспособность, оборачиваемость ср-в,
уровень рентабельности, прибыльность и т.д. В социально-эк-их с-мах неустойчивость представляет начало банкротства и ликвидации предприятия.
Адаптация, как один из критериев самосохранения, способность орг-ии приспосабливаться к внешним и внутренним воздействиям, изменять своё состояние, не теряя при этом свое целесообразности. Виды адаптации: кратковременная и долговременная, структурная и функциональная. Структурная адаптация (статическая) может быть связана с реорганизацией организационной стр-ры управления, созданием или ликвидацией отделов и служб орг-ии. функциональная (динамическая) может быть связана с перераспределением функциональных обязанностей, прав и ответственности в аппарате управления орг-ии, введением новых функций либо упразднении ненужных.
Закон самосохранения наиболее наглядно прослеживается при анализе жизненного цикла орг-ии.
5. Закон развития,
кот. характеризует переход с-
48. Частные законы организации.
ЧЗО-законы, кот. действуют в отдельной сфере деятельности или отрасли экономики.
Закон непрерывности, ритмичности в движении производ-ых фондов относится к орг-ям, функцион-им в произв. сфере и отражает непрерывность и ритмичность произв. процесса и постоянное обновление осн. фондов предп-ия. Для эффе-ого функц-ия на рынке в условиях жесткой конкурентной среды, орг-ия должна направлять часть своей прибыли на приобретение новых технологий, оборудования и т.д.
Закон состязательности кадров управления, в соот. с кот. в каждой орг-ии должен быть создан четкий механизм оценки, отбора, повышения квалификации и мотивции упр-их кадров. В основе этого закона лежан современные теории мотивации.
50.
1-я классификация принципов
4 группы принципов:
1)Общие принципы орг-ии
Все эти принципы можно класс. след. образом:
51.
2-я класиф-ия принципов
1) Структурные принципы, к кот. относятся:
-разделение труда
-единство целей и руководства
-рац. соотнош-е централизации и децентрализации, власти и ответсвенности
и кот. обеспечивают эфф-ое построение структуры аппарата управления, правильный подбор кадров руков-ей и закрепление за ними соот. полномочий и ответ-ти.
2) Принципы процессов, к кот. относят.: -дисциплину, -справедливость, -корпоративный дух, -подчинение главной цели, кот-ые обеспечивают установление стабильных отношений между организациями и различными группами сотрудников.
3) Принцип конечного результата, т.е. инициатива, порядок, стабильность, кот. обеспечивают эфф-ую деят-ть всех сотрудников с точки зрения достижения осн. целей. Кроме этого в данной класс-ии рассм. так называемые общие и частные принципы орг-ии. Общие: принцип обратной связи, кот. должна быть оперативной и достоверной; принцип конкуренции, в соот. с кот. эфф-ое функц-ие любой сис-мы в знач. степени зависит от наличия конкуренции, кот. заставляет исп. новые технологии, методы упр-ия и т.д.; принцип развития, принцип целостности, принцип совместимости элементов целого, в соот. с кот. эфф-ое функц-ие сис-мы возможно только при наличии связей между элементами.
4) Принцип вероятностных оценок, в соот. с кот. природа фукц-ия всех сис-м, в деят-ти кот. учавст-ет чел. явл. вероятностной, т.е. невозможно спрогнозировать однозначно поведение этих сис-ем, что приводит к след-му принципу.
5) Принцип вероятности.
Частные принципы могут действовать только в отдельных видах систем и имеют ограниченное распространение.
52. 3-я класс-ия принципов функц-ия орг-ии.
Основана на жизненном цикле орг-ии и учитывает статическое состояние орг-ии, т.е. ее нахождение на конкретной стадии жизненного цикла, и динамическое состояние, т.е. прохождение орг-ии через все этапы жизненного цикла.
1)Принципы приоритета:
-приоритет цели
-приоритет функций над структурой при создании орг-ии
-приоритет стр-ры над функцией в действующих орг-иях
-приоритет субъекта управления над объектом при создании орг-ии
-приоритет объекта
упр-ия над субъектом в
2)Принципы соответствия:
-соответствие между поставленными целями и имеющимися ресурсами
-принцип распорядительности и подчинения, в соот. с кот. у каждого работника должен быть только 1 линейный рук-ль и может быть любое кол-во функциональных
-принцип прямоточности, в соот. с кот. все произв., инф-ые и др. процессы проходить по кратчайшему пути с миним. кол-вом вспомогательных ситуаций
-принцип ритмичности, в соот. с кот. эти процессы должны развиваться равномерно по заранее заданным временным интервалам, миним. возможных задержках и простоев.
53.
4-я класс-ия принципов функц-
1)Принцип единоначалия
2)Принцип макс-но
возможного делегирования
3)Принцип минимизации затрат на координацию
4)Принцип обеспечения согласия, в соот. с кот. рук-ль должен обеспечить такую систему контроля в орг-ии, кот. бы не унижала работников
5)Принцип соот.
структуры орг-ии структуре
6)Принцип равновесия орг-ии во внешнем окружении
7)Скалярный (иерархичный) принцип строения орг-ии.
59. Понятие группы, формальные и неформальные группы.
Группа – 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием. 3 типа формальных групп: группы руководителей, производственные, комитеты. Формальные группы созданы по воле руководства для организации производственного процесса. 1924 г. – проведены исследования на заводе Хаторна, основными открытиями были: важность поведенческих факторов во взаимоотношениях с руководителями и то, что называют сейчас «хаторнским эффектом» - условия в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводили к искажённому зачастую к слишком благоприятному результату. Неформальная – спонтанно созданная организация, состоящая из групп людей, вступающих в регулярное взаим-ие для достижения определённой цели. Причины вступления в неформальные орг-ции: принадлежность удовлетворение этой потребности, помощь, защита, общение, тесное общение и симпатия. Характеристики неформ-ых орг-ций: социальный контроль, сопротивление переменам, неформальные лидеры.
54.
Сущность организационного
Под организационной системой понимается соц-экон. сис-ма сознательно созданная человеком, эфф-ое функц-ие которой связано с чел. деят-тью. Под проектированием орг-их систем понимается деят-ть, связ. с созданием орг-ий, предприятий, построением их орг. стр-ры упр-ия, определением функций осн. элементов, численности и квалифик-ии персонала, регламентации деят-ти и т.д. Орг. проектирование – это постоянный поиск так называемых ситуационных переменных, обеспечив-их эфф-ое функц-ие орг-ии. К ним относятся такие параметры любой орг-ии как цели, технологии, размеры (мощность орг-ии), числ. работников, связи с внеш. средой и т.д.
Орг. проек-ие исп. на стадиях создания орг-ии, реструктуризации, в случае изменения направлений деят-ти, мощностей, освоения новых продуктов и существенных изм-ий параметров внеш. воздействий.
Можно выделить 2 этапа орг. проек-ия (виды):
1)Орг. макропроектирование, связанное с проектированием либо очень больших предп-ий, либо региональных общегосударственных отраслевых либо террит-ых систем.
2)Орг. микропроектирование связано с проектированием отдельных предприятий, либо их подразделений.
Орг. макропроектирование, как правило осущ-ся «сверху вниз», т.е. от глобальной цели большой сис-мы путем ее декомпозиции на цели более низкого порядка и формир-ие под эти цели в соот-их структурных единицах.
Орг. микропроектирование реал-ся «снизу вверх», т.е. от технологических процессов и операций до агрегирования их в самост-ые произв-ые элементы и формирование для реал. этих элементов групп исполнителей руководящих ими подразделений и т.д.
Большинство иссл-ий и практ. дей-ий в сфере орг. проектирования можно разделить на 2 направления:
1)Исходит из
основополагающего параметра-
2)Исходит из технол-их процессов.
Сторонники 1-го направления аргументируют свои действия проблемами управляемости их эффектами масштабами.
Сторонники 2-го направления при проектировании орг-ии в основу закладывают технол. процессы, и исходят из того, что только они опр-ют и упр-ую стр-ру пред-ия.
55.
Методология проектирования
Понятие орг-ой системы вкл. в себя самые разнообразные сферы и направления функцион-ия любой орг-ии: орг. стр-ра упр-ия, коммуникации или инф-ые потоки, распределение и регламентация функций, делегирование полномочий, нормирование труда, в связи с чем не сущ. единого метода, позволяющего эфф-но реализовать процесс орг. проект-ия.
Можно выделить след. осн. методы орг. проектирования:
1)Метод аналогии,
кот. предполагает анализ
2)Методы экспертные, основанные на исп-ии опыта спец-ов при проектировании
3)Метод структуризации целей основан на построении так называемого «дерева» целей и формирование для реал. каждой цели соот. структурного подразделения
4)Методы количественные (методы орг. моделирования) основаны на иссл-ии проектируемого объекта, анализе всех возможных направлений его функц-ия, прогнозировании количественных хар-ик проектируемых связей, установление на основе этого соот. закономерностей и разработки на этой основе экон-матер. моделей.