Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:43, шпаргалка
1. Сущность менеджмента.
Упр-е – сложный многофункц-ый процесс, в основе кот. лежит теория социологии, психологии, математики, геологии, исследования операции, в связи с чем сущ-ет большое кол-во определений понятия «упр-е», кот. отражает те или иные его грани.
Осн. опред-я:
1 – это умение добиваться поставленных целей, используя тр. и умения др. люд.
2 – это процесс принятия реш. в случае возникн-я каких-л. проблем.
3 – это процесс организации сис-мы и механизмов ее функцион-я.
Осн. задача - учет всех отклонений от год. планов и их ликвидация.
Оперативные планы разрабатывают менеджеры низшего звена упр-я; согласовываются с руководством предпр-я, и ежедневно корректируется в случае необходимости.
13.
Этапы стратегического планир-
Стратегич-ий план – комплексный план, охватывающий все стороны деят-ти предпр-я и разрабатываемый его высшим руководством.
Его разработка вкл-т след. этапы:
1. Выбор миссим орг-ции – гл. цель и причина ее существования или предназначение орг-ции во внешн. среде.
2. Определ-е целей - желаемые в определ. временной период рез-ты ее деят-ти, кот. должны иметь конкр. измерение. Цели: долгоср-е, краткоср., оперативные.
В теории упр-я сущ-ет принцип трансформации целей более высокого ур-ня в задачи и средства их достижения, кот. явл-ся целями более низкого уровня. На основании этого принципа разраб-ся дерево целей орг-ии. Схема
3. Анализ внеш. ср. - исследов-е прямых и косв. факторов с т.зр. возможных угроз для орг-ии.
4. анализ внутр. ср. (сильные и слабые стороны) с т.зр. ее возможностей в плане реализации ее поставленных целей, наиболее перспективно реализуется на основе информац. сис-мы орг-ии.
Информац. сис-ма – сов-ть механизмов, позволяющих эффективно реализовать такие информац. процессы как сбор, хранение, обработка, передача, анализ и восприятие орг-ии.
Формирование иформац. сис-мы включ. упорядочение всех целей, определяющихся на 2ой стадии стратегич. планир-я; опред-е всех основных действий, необходимых для реализации этих целей и док-ов, обозначающих эти действия, конечных потребителей этих док-ов и их разработчиков.
Одной из осн. подсистем информационной системы орг-ции явл-ся ее логико-информац. схемы. Использование информац. системы для анализа внутр. среды орг-ции позволяет достаточно четко и быстро устанавливать возможные угрозы для орг-ции при разных изменениях внутр. воздействий.
5. Анализ стратегич-х альтернатив т.е. возможных путей деят-ти орг-ии с т. зр. реального состояния и внешней и внутр. среды.
Сущ-ют след. осн. стратег. альтернативы:
*стратегия ускоренного роста (связана со значительным увелич-м объемов пр-ва, услуг, интенсивности деят-ти орг-ии и соответствующими измен-ями ее внутр. ср).
*стратегия роста (связана с уменьш-ем интенсивности функционир-я орг-ии и ее внутр. параметров)
*стратегия
снижения интенсивности деят-
*стратегия диверсификации - освоение и внедрение новых видов деят-ти, продуктов, рес, совершенно новых для данной орг-ции.
6. Выбор стратегии, т.е. определение наиб. приемлемой для данных внешних условий стратигич. альтернативы.
7. Реализация стратегии
8. Оценка стратегии, т.е. результатов деят-ти орг-ии и степени достижения поставл. целей.
14. Среднесрочное план-ие.
Заключ-ся в определении среднесрочных целей и распределении осн. рес, необх-х для достижения этих целей. В основе среднеср. план-ия лежит разработка баланса м/у потребностью в осн. рес. и возможностью их получения, а также распределении целей по осн. исполнителям с расчетами ресурсов. Т.е. среднеср. план-ие охватывает неск. лет; в нем устанавливаются осн. показатели по каждому году планируемого периода. Среднесрочные планы разраб-ся на базе укрупненных нормативов и определяют достаточно общие показатели деят-ти орг-ии. Как правило, при разработке среднеср. планов используются методы мат. стат-ки и линейное программирование (транспортные задачи). Эти планы разраб-ся по осн. направлениям деят-ти орг-ии: пр-во, персонал, соц-культ. развитие орг-ии, материально-техническое снабжение, финансир-е, технич. развитие, производственные мощности, инновац. развитие.
15. Краткосрочное план-ие.
Эти планы конкретизируют показатели среднесроч. планов; более конкретизированы и более точны и явл-ся основой для заключения контрактов на поставку всех видов материально-технич. рес и оборуд-я. Этот вид планир-ия вкл-т в себя: 1. план пр-ва 2. план мат-техн. обеспечения 3. план соц-культ. развития предпр-я 4. план инвестиций 5. план инноваций 6. план повыш-я квалификации и переподготовки кадров 7. планы роста произв-ти тр., з\п и т.д.
Осн. показатели этих планов явл-ся: 1. объем пр-ва в натур. показателях и ден. выражении с разбивкой по этапам работ и по технологич. заделам.
В основе расчета этих планов лежат показатели выполн-я плана за предшествующий год; коэфф-ты роста интенсивности пр-ва, устанавливаемые вышестоящими орг-ми; заключенные контракты с потребителями и рез-ты анализа рынка. В течение года эти планы могут корректироваться.
17.
Понятия «делегирования», «
Одной из осн-х задач (функций) орг-ии явл-ся проектирование организац. структуры упр-я предприятиями, кот. бы позволила наиболее эфф-но реализовать стратегич-е цели предпр-я.
Организационная структура упр-я – это строение предпр-я или его состав, вид и специализация отделов и служб, колич-ый их состав и хар-р взаимодействия м/у ними в процессе принятия различных решений. В основе проектирования опганизац-ой структуры упр-я лежит делегирование полномочий высшими уровнями упр-ия низшим.
Полномочия – право распоряжаться ограниченными рес. и, обязательно, ответственность за их эфф-е использование.
Делегирование – это передача этих прав, т.е. полномочий.
Полномочия делегируются не человеку, а соответствующей должности.
В организационной структуре упр-я сущ-ют уровни и звенья. Звенья – это отдельные службы и отделы, расположенные на одном уровне.
Уровни – это иерархические ступени в структуре упр-ия. В зависимости от специфики предпр-я организационная структура м\б двухуровневой или трехуровневой. Схема
18. Осн. принципы проектирования организационной структуры упр-я:
1. принцип единоначалия, в соответствие с кот. во главе предпр-я всегда стоит 1 чел, кот несет полную ответственность за всю деят-ть (ответственность не м\б делегирована, в отличие от полномочий);
2. принцип оптимальности: распределение ф-ций в структуре упр-ия и колич-ый состав отделов и служб д\б наиболее эффективны с т.зр. задач, стоящих п\д предпр-ем (эти ф-ции не должны дублироваться);
3. принцип экономичности: затраты, связанные с содержанием аппарата упр-ия д\б мин-ны;
4. принцип регламентации деят-ти прав, обязанностей и ответственности для каждой выделенной должности, реализуется на основе раздел-я труда или специализации по основным и спец. ф-циям предлож-я;
5. принцип единства целей: цель деят-ти всех подразделений и служб должна корреспондировать главную цель функционир-я предпр-я.
6. принцип
достаточной нормы
Как правило, проектир-е организац-ой структуры упр-я происходит сверху вниз в соответствии с деление целей более высокого ур-ня на цели более низкого ур-ня (принцип декомпозиции, т.е. разделение сис-мы на подсис-мы более низкого уровня, включ-е в себя эл-ты, схожие по принятому признаку или критерию). Этими признаками явл. управленческие ф-ции и решаемые задачи.
19. Основные типы организационных структур упр-я.
В настоящее вр, в зависимости от вида деят-ти, масштаба решаемых задач, исп-ся след. типы:
1. линейная структура
2. функциональная структура
3. линейно-функциональная
4. матричная
5. дивизиональная (на основе бизнес-единиц)
Наиболее распространенной явл-ся лин-функцион-я или штабная матричная структура. Используется при реализации крупных программ либо проектов. После завершения проекта она ликвидируется.
В последнее вр. широкое распространение получили, так называемые, виртуальные структуры, основанные на использ-и возможностей интернета.
Происход-е в последние 10илетия оч. быстрые измен-я в технологиях, продуктах, внедрение информац-ых технологий вызывает необх-ть соотв-го измен-я организац-ых структур упр-я. Т.е. структуры стан-ся гибкими и адаптивными.
26. Процесс контроля включ. след. 3 этапа:
1. Выработка стандартов и критериев
2. Провед-е измен-ий и сопоставл-е их рез-ов с плановыми пок-ми.
3. Реализация конкретных действий.
Стандарты и критерии опред-ся на основан-ии либо планов, если процесс явл-ся динамичным, либо на основании нормативов и технич. условий, если контролир-ся какие-л. изделия или статич-е процессы.
Процесс реализации конкретных действий может включ. в себя след. возможные сценарии:
20. Линейная, функциональная и линейно-
1. линейная структура
Достоинства: единоначалие, т.е. больш-во упр-их решений принимает 1 чел.
Недостатки связаны с тем, что при этом может приниматься недостаточно эффект-ые решения по отдельным управленческим ф-циям.
Используется в основном в небольших предпр-ях.
2. функциональная структура
Достоинства связаны с высокой эффективностью принятых решений, а недостатки связаны с отсутствием единства принимаемых решений относительно производственных подразделений. Это теоретич-я структура и в практике не исп-ся.
3. линейно-функциональная
Преимущества: *более глубокая подготовка к решению планов, связанных со специализацией работников;
*освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;
*возможность привлечения консультантов и экспертов.
Недостатки: *отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия м/у подразделениями по горизонтали;
*недостаточно
четкая ответственность, т.к.
*чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали.
21.
Дивизиональная и матричная
4. матричная Схема
Преимущества: *возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутр и внешн условиям орг-ии;
*повышение творческой активности АУП;
*рациональное использование кадров за счет специализации разл-ых видов трудовой деят-ти;
*повышение мотивации
деят-ти за счет децентрализаци
*усиление контроля за решением отдельных задач программы;
*уменьшение определенной части полномочий, нагрузки на руководителей высшего уровня за счет делегирования;
*повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составляющих эл-ов.
Недостатки: *сложная структура соподчинения;
*возможность нездорового соперничества м/у руководителями программы;
*необходимость
постоянного контроля за соотно
*трудность в
приобретении навыков, необходи
5. дивизиональная (на основе бизнес-единиц)
Используется при больших объемах работ, нескольких видах деят-ти, при большом радиусе действия. Корпоративный центр оставляет за собой право руководства для достиж-я общей стратегии (прим: банковская сис-ма).
Бизнес-единицы: коммерч-е банки, кот имеют филиалы по областям, а те, в свою очередь, по городам и районам. Схема
Данная структура вкл-т:
*специализацию рабочих заданий, т.е. разделение труда
*департаментализация, т.е. группировка отдельных рабочих процессов
*создание командной
цепочки; определение
*определение норм управляемости
*централизация и децентрализация при подготовке и принятии решения
*формализация – подготовка правил выполнения работ.
24.
Процессуальные теории
В них анализируется как чел. распределяет свои усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
I. Теория ожиданий основ-ся на том, что мотивы поведения чел. связ. с его ожиданиями от рез-ов деят-ти и прилаг-ых усилий.
Здесь анализируется след. ступени анализа взаимосвязи: