Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:36, шпаргалка
1.Понятие кач-ва и социально-экономическое значение
Менеджмент с точки зрения качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организации. Менеджмент качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией приминительно к качеству. Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.
Опыт Соединенных Штатов Америки. После Второй мировой войны серьезной проблемой для промышленности Америки стали огромные затраты, причиной которых был низкий уровень качества производимой продукции. До 25% всех текущих затрат американских предприятий шло на выявление и устранение дефектов продукции. Проблемы качества американцы решали протекционистскими мерами: таможенными тарифами, квотами и т.д. Однако управляющие прогрессивных американских фирм выбрали стратегию повышения качества своих товаров. В качестве основных мероприятий были выбраны кружки качества, учет затрат на качество, мотивация персонала и т.д.
В 80-е годы ХХ века в Америке стали четче представлять проблемы качества. В 1987 году была учреждена национальная премия качества имени Малкольма Болдриджа, ежегодно присуждаемая трем лучшим фирмам.
К началу ХХI века разрыв в уровне качества американских и японских товаров существенно сократился.
7. Гуру в обл кач-ва и их концепции
Вклад в развитие менеджмента качества внесли ученые разных стран, заложившие фундамент современной концепции всеобщего менеджмента качества. TQM можно рассматривать как обобщение нескольких концепций, предложенных выдающимися учеными и специалистами, которых впоследствии назвали «учителями», «наставниками качества» и даже «гуру».
Основными фигурами в менеджменте качества считаются двое японцев и четверо американцев:
К. Исикава Г. Тагути Э. Деминг Д. Джуран Ф. Кросби А. Фейгенбаум
Эдвард Деминг. Э. Деминг – наиболее известный «наставник по качеству», оказавший огромное влияние на развитие менеджмента качества в Японии после Второй мировой войны и в США в 1980-е годы.
В конце 1940-х годов обучал японцев статистическим методам, одновременно уделяя внимание системному подходу - применению цикла PDCA (план – осуществление – проверка – корректирующее действие), который часто называют «циклом Деминга».
В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга для японских фирм за качество продукции. В 1960 году император наградил Деминга орденом Священного сокровища второй степени.
Э. Деминг – автор теории глубинных знаний, основу которой составляют:
Теория систем ,Психология, Когнитивная теория, Теория вариабельности.
Деминг уделял много внимания менеджменту компании, сформулировав знаменитые 14 принципов совершенствования качества.
Каору Исикава. Методами менеджмента качества занимался с 1949 года до конца своей жизни (1990 г.). К. Исикава – автор японской версии комплексного управления качеством, базирующейся на четырех принципах:
Вовлеченности персонала;Непрерывности обучения персонала;Регулярности внутренних аудитов системы качества;Широкого применения статистических методов контроля.
К. Исикава
в начале 1950-х годов начал в
Японии кампанию по обучению руководителей
фирм методам статистического контро
К Исикава ввел в практику контроля качества графический способ представления причинно-следственных связей, известный сегодня как диаграмма Исикавы («Рыбий скелет»).
Генити Тагути. С конца 1940-х годов занимался проблемами совершенствования производственных процессов и продукции. Г. Тагути – автор концепции «инжиниринга качества», основу которой составляют следующие положения:Анализ качества должен производиться совместно с анализом издержек;Качество и издержки связаны функцией потерь;Потери несут как производители, так и потребители продукции;Функция потерь качества является параболой с вершиной в точке наилучшего значения (при отсутствии потерь); на границах поля допуска потери достигают максимума (при замене изделия);
Г Тагути
сумел сформулировать способы планирования
эксперимента в области обеспечения
качества. Его идеи более 30 лет являлись
основой инженерного образовани
Джозеф Джуран. Д. Джуран – автор пространственной вневременной модели «Спираль качества», а также – концепции ежегодного совершенствования качества AQI (Annual Quality Improvement), базирующейся на следующих принципах: Планирование совершенствования качества во всех сферах деятельности организации и на всех ее уровнях;Разработка превентивных мероприятий;Отказ от жесткого администрирования в пользу планомерного управления всей деятельности организации в области качества.
Джуран предложил ввести экономический подход к обеспечению качества.В 1979 году Д. Джуран организовал в США Институт качества.
Филипп Кросби. Ф. Кросби – американский специалист, автор 14 принципов совершенствования качества («абсолютов»), системы «нулевых дефектов»; ему принадлежит афоризм «Качество – бесплатно». Кросби был предложен метод оценки уровня компетентности организации в области решения проблем качества. Этот метод базируется на балльной оценке шести параметров: Отношения к проблеме руководства организации;Статуса подразделения по управлению качеством;Способов рассмотрения проблем качества;Уровня расходов на качество (в процентах от оборотного капитала);Мероприятий по повышению качества;Реального текущего положения с качеством в организации.
Кросби
была разработана «модель
Арманд Фейгенбаум. А. Фейгенбаум – американский специалист, автор теории комплексного управления качеством TQC (Total Quality Control), один из основателей Международной академии качества. TQC породило новую культуру управления организациями, базирующуюся на следующих постулатах:
Управление качеством должно охватывать все стадии жизненного цикла изделия и все уровниуправления организации при решении технических, экономических, организационных и социально-психологических задач;
Качество необходимо проектировать на ранних стадиях жизненного цикла изделия;
Требования
к выполнению работ целесообразно
устанавливать в фирменных
Необходим строгий учет затрат на качество в организации;
8. Деят-ть междунар орг-и по стандарт-и ИСО в обл обесп-я кач-ва.
Название ИСО от греч слова «исос» - равные.
В 1906г. Было создано междунар электротехнич комиссия (МЭК)
В 1946г. Делегаты из 25 стран встретились в Лондоне и создали ИСО, кот-е офиц-но приступило к работе 23 февраля 1947г. В наст время туда входит 140 орг-ий-членов. В составе ИСО 6 комитетов (например, технич комитет ТК-176), заним-ся вопросами кач-ва. РБ участвует в работе почти всех комитетов.
Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высш орган), Совет, техническое руководящее бюро. Рабочие органы: технические комитеты (7 шт), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).
Генеральная ассамблея - собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более 3х делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели.
Совету подчин 7 комитетов: 1) ПЛАКО (техническое бюро) 2)СТАКО (комитет по изуч науч-х принципов стандартизации), 3) КАСКО (комитет по оценкам соответствия), 4)ИНФКО (комитет по науч-техн инфо),5)ДЕВКО (комитет по оказан помощи развивающимся странам),6) КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей), 7) РЕМКО (комитет по стандартам образца)
Крупнейший партнер ИСО – м/ународная электротехническая комиссия (МЭК)
9. Стандарты ИСО 9000:2000.
Эти стандарты имели 3 версии издания:
1. ИСО 9000-87 «Общее
руков-во кач-м и стандарты
по обеспечению кач-ва. Руковод-е
указание по выбору и
2. ИСО 9001-87 «Система
кач-ва. Модель для обеспечения
при проектир-и и (или)
3. ИСО 9002-87 «Сис кач-ва. Модель для обесп-я кач-ва при пр-ве и монтаже».
4. ИСО 9003-87 «Сис кач-ва. Модель для обесп-я кач-ва при окончат контроле и испытании».
5. ИСО 9004-87 «Общее рукаоводство кач-м и элементы сис-мы кач-ва. Руковод-е указание».
ИСО 84-02 Кач-во. Словарь.
Т.к срок действия междунар стандар-та рассчитан на 5 лет ТК-176 принял решение о разраб-ке ИСО 9000-2000 в 2 этапа:
1. 1994 г наработанные
стандарты были расширены и
больш степени потерпели
2. К 2000г. Было окнчательно доработана новая версия ИСО 9000-2000, кот вкл 4 базов стан-ты: 1) ISO 9000 (СТБ ИСО 9000-2000)
Этот стандарт содержит в себе основные положения и является словарем СМК.
Устанавливает
основные требования, необходимые для
сертификации СМК, а также области
распространения СМК
Содержит рекомендации по улучшению деятельности организации и разъясняет обязательные требования ISO 9001.
Устанавливает требования к аудиту сис-мы мен-та кач-ва и(или) аудиту эколог мен-та.
10. Новые версии СТБ ИСО 9000-2000.
1) СТБ ISO 9000 (СТБ ИСО 9000-2006)
Этот стандарт содержит в себе основные положения и является словарем СМК.
Устанавливает
основные требования, необходимые для
сертификации СМК, а также области
распространения СМК
Содержит рекомендации по улучшению деятельности организации и разъясняет обязательные требования ISO 9001.
Устанавливает требования к аудиту сис-мы мен-та кач-ва и(или) аудиту эколог мен-та.
11. Принципы мен-та кач-ва: ориентация на потребителя.
Организации
зависят от своих потребителей и
поэтому должны понять настоящие
и будущие запросы
Результатом применения этого принципа
явл: 1)увелечение как правило годового дохода и
дали сектора р-ка достигаемая благодаря
гибкому и быстрому реагированию на изменяющие
требования рынка.2) повышение эффективности
использования ресурсов при безусловном
удовлетворении треб-й потребителя,3)улучшение
форм и методов работы с потреб-м, что способ-ет
выполнению внутр задач организации.
Применение принципа 1 приводит к активному
исследованию, анализу и пониманию запросов
ожидания потреб-й, обеспечению гармонизации
целей организации с потреб-ми и ожиданиями
потреб-й; постоянному мониторингу.
12. Принципы мен-та кач-ва: Лидерство руководителя.
Ни одно серьезное дело не может быть выполнено, если человек, который его возглавляет, не будет играть роль лидера.
Руководитель – лидер – это непременное условие успеха любого дела.
Применение этого принципа предполагает:
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
13. Принципы мен-та кач-ва: Вовлечение персонала.
Чем
больше люди, работающие в организации,
действуют во благо этой организации,
тем большие перспективы