Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:58, курс лекций
Система качества (СК) образовательного учреждения (ОУ), как один из важнейших механизмов внутренних гарантий качества образования, в настоящее время входит в число показателей государственной аккредитации ОУ, определяющих их статус для следующих типов учреждений:
«высшее учебное заведение» (ВУЗ)
«образовательное учреждение среднего специального профессионального образования» (ССУЗ).
Введение
1. Оценка ОУ на соответствие стандартам ENQA и оценка развития СК ОУ по шкале зрелости.
1.1. Принципы оценки СК ОУ экспертами -аудиторами при проведении государственной аккредитации и аттестационной экспертизы ОУ.
1.2. Методика работы экспертов при оценке выполнения показателя 1.2.3 при аккредитации ОУ
2.Чек-листы ENQA
2.1. Чек-лист ENQA «Политика и процедуры» (п.1.1)
2.2. Чек-лист ENQA «Утверждение, мониторинг и периодическая проверка программ и квалификаций» (п.1.2)
2.3. Чек-лист ENQA «Оценка студентов» (п.1.3)
2.4. Чек-лист ENQA «Гарантия качества преподавательского состава» (п.1.4)
2.5. Чек-лист ENQA «Ресурсы обучения и поддержки студентов» (п.1.5)
2.6. Чек лист ENQA «Информационные системы» (п.1.6)
2.7. Чек-лист ENQA «Информирование общества» (п.1.7)
3. Развернутая характеристика уровней зрелости СК ОУ
3.1. Уровень 0. Неопределенный (начальный)
3.2. Уровень 1. Определенный
3.3. Уровень 2. Воспроизводимый
3.4. Уровень 3. Способный
3.5. Уровень 4. Эффективный
4. Чек-листы оценки уровня зрелости процесса
Список литературы
Приложение
В ОУ установлены стандарты характеристик деятельности и предоставляемых образовательных услуг. Система измерений связана с корректирующими действиями, которые осуществляются в случае выхода показателей за установленные границы. Участники процесса наделены полномочиями и ресурсами для поддержания результирующих показателей в границах требований. Результирующие показатели процесса находятся в установленных потребителем границах - воспроизводимость процесса, создающего качество для потребителя.
Тем не менее, управление результатами процесса производится на основе результирующих показателей, имеющих, как правило, долгосрочную природу. Недостатком такой стратегии является применение управляющих воздействий только в случае появления несоответствий.
Если корректирующие действия проводятся неформально, и в их рамках действительно находятся и устраняются причины отклонений, то выходные показатели процесса находятся в установленных потребителем границах и таким образом демонстрируется воспроизводимость процесса, создающего качество для потребителя;
Участники процесса осуществляют идентификацию несоответствий с целью защиты от них потребителей и других заинтересованных сторон.
3.4. Уровень 3. Способный
По результатам проводимых неформально корректирующих действий и внутренних аудитов определены факторы (входные и внутренние показатели процесса), влияющие на выходные (результирующие) показатели процессов. Эти влияющие факторы могли быть определены и иным способом, например, в рамках какого-либо проекта улучшения деятельности процесса, когда применялись различные инструменты менеджмента, например «7 простых и 7 новых инструментов» менеджмента.
Внутренние и входные показатели процесса, влияющие на его выходные показатели, формализованы, измеряются и анализируются.
На практике реализуется стратегия предупреждения несоответствий. Это характеризуется тем, что управление процессом, то есть поддержание его выходных (результирующих) показателей в границах требований, осуществляются на основе измерения и анализа входных и внутренних показателей процесса; а также целенаправленным изменением значений этих показателей с помощью мероприятий, которые в данном случае являются предупреждающими. Таким образом, к корректирующим мероприятиям по результирующим показателям (долгосрочным) добавляется управление внутренними показателями (краткосрочными), которые являются факторами, влияющими на результирующие показатели.
Участники процесса наделены полномочиями и ресурсами для мероприятий по изменению результирующих показателей в соответствии с целями качества.
Улучшение процесса осуществляется мероприятиями в отношении факторов, влияющих на выходные показатели процессов – способность процесса к улучшению качества (реализуются цели в области качества)
На этом уровне - становится видимой внутренняя структура процессов. Это внутренняя структура отражает стандарты основных и вспомогательных процессов образовательного учреждения.
Регистрируется заметная тенденция роста удовлетворенности потребителей процессов их результирующими характеристиками.
3.5. Уровень 4. Эффективный
ОУ выявляет и минимизирует деятельность, не добавляющую ценность для внешних и внутренних потребителей. При этом, деятельность, не добавляющая ценность для потребителя процесса, но необходимая ОУ минимизирована с помощью мероприятий. Деятельность, не добавляющая ценность ни для потребителя процесса и ни для ОУ, устранена или минимизирована с помощью мероприятий. На рис. 9 приведен алгоритм выявления действий, не создающих ценность для потребителя ОУ и заинтересованных сторон. В соответствии с этим алгоритмом каждое действие или работа в рамках процесса анализируется с точки зрения добавленной ценности для потребителя или ОУ.
Например, такой процедуре можно подвергнуть любую процедуру процесса, последовательно анализируя каждую работу или операцию, составляющих проверяемую процедуру. В результате анализа для всех работ процедуры можно определить их статус в контексте создания ценности для потребителя процесса.
Проблемные и узкие места процесса, которые не добавляют ценности, но определяют производительность процесса, после минимизации находятся под управлением, с помощью процедур, в том числе и корректирующих, осуществляемых на основе измерения и анализа слабых мест.
Участники процесса способны количественно (в денежном, временном, или ином выражении) оценивать влияние изменений процесса на его эффективность. В ОУ разработаны и внедряются программы по повышению эффективности процессов (минимизации деятельности, не создающей ценности для потребителя).
Существует практика быстрого распространения информации внутри процесса об изменениях требований потребителей, что обеспечивает быстрое реагирование на изменяющуюся ситуацию.
Внедрена постоянно действующая система обучения участников процесса новым перспективным направлениям в образовании и связанным с ними технологиями, повышающими качество.
4. Чек-листы для оценки уровня зрелости процесса
I Чек-лист зрелости процесса на уровне - «Определенность» | Название ОУ: РГУИТП |
Уровень предыдущей проверки процесса: | Название процесса: Реализации ООП |
Балл, полученный процессом на предыдущей проверке: |
Признак зрелости процесса | | | | Представленные ОУ объективные доказательства выполнения признака зрелости процесса. |
1. Руководитель процесса однозначно идентифицирует разницу между процессным управлением подразделениями, входящими в процесс, и функциональным управлением этими подразделениями; |
|
| 3 |
|
2. Требования потребителей процесса формализованы и известны участникам процесса; |
| 1 |
|
|
3. На основе формализованных требований определены выходы для потребителя процесса (результаты процесса); |
| 1 |
|
|
4. Разработана документация, регламентирующая деятельность в рамках процесса (спецификации, карты, процедуры, инструкции, положения и т.д.); |
|
| 3 |
|
5. Существует эпизодическая обратная связь с потребителем процесса; |
|
| 3 |
|
6. В рамках процесса осуществляются измерения каких-либо показателей, связанных с потребителем процесса и есть их фрагментарный анализ;. |
|
| 3 |
|
Оценка Σ = 15 |
|
|
|
|
Результаты оценки процесса | | Выполнено | 3 |
|
| |
Оценка | Число баллов | | Выполнено частично | 1 | ФИО эксперта |
|
<13 | не соответствие уровню | | Не выполнено | 0 |
|
|
От 14 до 18 | Определенность процесса и его потребителей |
|
|
| Подпись: |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| Дата: |
|
II Чек-лист зрелости процесса на уровне - «Воспроизводимость» | Название ОУ: РГУИТП |
Уровень предыдущей проверки процесса: | Название процесса: Реализации ООП |
Балл, полученный процессом на предыдущей проверке: |
Признак зрелости | | | | Представленные ОУ объективные доказательства выполнения признака зрелости процесса |
1. Формализованные требования потребителя трансформированы в результирующие (выходные) показатели результата процесса, демонстрирующие выполнение этих требований; |
| 1 |
|
|
2. Разработана документация процесса, определяющая порядок сбора и анализа данных о результирующих показателях процесса; |
| 1 |
|
|
3. Измерение и анализ результирующих показателей процесса введены в постоянную практику; |
| 1 |
|
|
4. Управление процессом осуществляются на основе измерения и анализа результирующих показателей процесса - корректирующие действия; |
| 1 |
|
|
5. Участники процесса наделены полномочиями и ресурсами для поддержания результирующих показателей в границах требований; |
| 1 |
|
|
6. При осуществлении корректирующих действий используются статистические методы анализа для поиска причин несоответствий; |
| 1 |
|
|
7. Результирующие показатели процесса находятся в установленных потребителем границах - воспроизводимость процесса, создающего качество для потребителя; | 0 |
|
|
|
Оценка Σ = 6 |
|
|
|
|