Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:58, курс лекций
Система качества (СК) образовательного учреждения (ОУ), как один из важнейших механизмов внутренних гарантий качества образования, в настоящее время входит в число показателей государственной аккредитации ОУ, определяющих их статус для следующих типов учреждений:
«высшее учебное заведение» (ВУЗ)
«образовательное учреждение среднего специального профессионального образования» (ССУЗ).
Введение
1. Оценка ОУ на соответствие стандартам ENQA и оценка развития СК ОУ по шкале зрелости.
1.1. Принципы оценки СК ОУ экспертами -аудиторами при проведении государственной аккредитации и аттестационной экспертизы ОУ.
1.2. Методика работы экспертов при оценке выполнения показателя 1.2.3 при аккредитации ОУ
2.Чек-листы ENQA
2.1. Чек-лист ENQA «Политика и процедуры» (п.1.1)
2.2. Чек-лист ENQA «Утверждение, мониторинг и периодическая проверка программ и квалификаций» (п.1.2)
2.3. Чек-лист ENQA «Оценка студентов» (п.1.3)
2.4. Чек-лист ENQA «Гарантия качества преподавательского состава» (п.1.4)
2.5. Чек-лист ENQA «Ресурсы обучения и поддержки студентов» (п.1.5)
2.6. Чек лист ENQA «Информационные системы» (п.1.6)
2.7. Чек-лист ENQA «Информирование общества» (п.1.7)
3. Развернутая характеристика уровней зрелости СК ОУ
3.1. Уровень 0. Неопределенный (начальный)
3.2. Уровень 1. Определенный
3.3. Уровень 2. Воспроизводимый
3.4. Уровень 3. Способный
3.5. Уровень 4. Эффективный
4. Чек-листы оценки уровня зрелости процесса
Список литературы
Приложение
Результаты оценки информационной системы ОУ |
|
|
|
|
| |
Оценка | Число баллов | | Выполнено | 3 | ФИО эксперта |
|
<15 | ОУ неконкурентоспособно | | Выполнено частично | 1 |
|
|
От 16 до 30 | ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA, возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации. | | Не выполнено | 0 | Подпись: |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| Дата: |
|
2.7. Чек-лист ENQA «Информирование общества» (п.1.7)
Название ОУ: РГУИТП | Директива ENQA: В осуществлении своей общественной роли, учебные заведения несут ответственность за предоставление информации о предлагаемых программах, об ожидаемых результатах этих программ, квалификациях, которые они присваивают, используемых обучающих и оценочных процедурах и об образовательных возможностях, доступных студентам. |
Балл, полученный на предыдущей проверке: |
Проверяемые положения ENQA п. 1.7 | | | | Представленные ОУ объективные доказательства выполнения положений ENQA п. 1.7 |
1. ОУ регулярно публикует актуальную, беспристрастную и объективную информацию (количественную и качественную), о предлагаемых им образовательных программах и квалификациях. |
|
| 3 |
|
2. Публикуемая информация содержит описание достижений выпускников и характеристику студентов, обучающихся на данный момент. |
| 1 |
|
|
3. Публикуемая информация содержит информацию о возможностях академической мобильности, траекториях обучения и других образовательных возможностях. |
|
| 3 |
|
4. Информация о достижениях выпускников и характеристика студентов, обучающихся на данный момент, является точной, беспристрастной, объективной и доступной. |
| 1 |
|
|
5. *Информация, указанная в п.3. не используется только как маркетинговая акция; |
| 1 |
|
|
6. *Информирование общества о важной для него информации, связанной с деятельностью ОУ, реализовано в рамках процессного похода к СК ОУ. |
| 1 |
|
|
Оценка Σ = 10 |
|
|
|
|
Результаты оценки |
|
|
|
|
| |
Оценка | Число баллов | | Выполнено | 3 | ФИО эксперта |
|
< 8 | ОУ неконкурентоспособно | | Выполнено частично | 1 |
|
|
От 9 до 18 | ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA, возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации. | | Не выполнено | 0 | Подпись: |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| Дата: |
|
3.1. Уровень 0. Неопределенный (начальный)
На этом уровне в ОУ не определены ни целевая группа потребителей процессов, ни методы работы. Управление результатами деятельности не производится. Деятельность характеризуется хаотичностью, реактивностью, непредсказуемостью. Тем не менее, ОУ, находящиеся на данном этапе развития, зачастую реализуют образовательный процесс на приемлемом уровне. Однако качество результатов обеспечивается не за счет устойчивых и отлаженных процессов, а благодаря компетентности и энтузиазму отдельных сотрудников и профессорско-
Представление о процессах ОУ очень ограниченное, чрезмерно много усилий тратится на выяснение текущего хода работ.
Ожидаемые результаты деятельности также сложно предсказать. Это является следствием постоянных изменений деятельности по мере выполнения работ (т. е. процесс каждый раз создается заново). Планы и сроки их выполнения, как правило, не соблюдаются. Потребители и заинтересованные стороны ОУ, а также их требования не определены. Методы работы не документированы и результаты деятельности ОУ, включая их качество, не гарантируются.
3.2. Уровень 1. Определенный
Предполагается, что на данном уровне руководитель процесса однозначно различает процессный подход в управлении подразделениями, входящими в процесс, и функциональное управление этими подразделениями. Этими же знаниями обладают и руководители подразделений.
Коренное отличие функционального подхода от процессного заключается в следующем:
Деятельность в рамках процесса производит результат, характеристики которого полностью определены внутренним или внешним потребителем, и эти характеристики непрерывно измеряются. Т.е. процесс в своей деятельности полностью ориентирован на потребителя, постоянно оценивая его удовлетворенность.
Функциональное же подразделение в своей деятельности, реализует сформулированную для него функцию, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчитывается перед своим руководством.
На данном уровне зрелости определены потребители процесса, их требования формализованы и известны участникам процесса;
На основе формализованных требований определен согласованный с потребителем результат/выход процесса. Иногда формализованные требования потребителя трансформированы в выходные показатели процесса, однако это не является характерным для этого уровня зрелости.
Наибольшая вероятность того, что планируемые результаты будут достигнуты, возникает в ситуациях, когда подобная деятельность уже выполнялась в прошлом.
Для данного уровня характерно, что у руководства ОУ существует представление о процессах, но лишь фрагментарное, так как измерение и анализ деятельности на этом уровне носит несистематический характер и не имеет явно выраженной ориентации на потребителей и другие заинтересованные стороны. Зачастую можно наблюдать подмену процессного подхода функциональным управлением структурными подразделениями. При этом на систему качества возлагаются функции административного управления ОУ, не свойственные деятельности по гарантии качества образования.
Процессы и деятельность ОУ описаны, в частности, на основе процедур и инструкций, и эти описания используются многократно, при этом стандартизация работ на практике, как правило, осуществляется.
Реализуется обратная связь с потребителем процесса, однако эти действия, как правило, не стандартизованы и носят эпизодический и нерегулярный характер.
3.3. Уровень 2. Воспроизводимый
На данном уровне зрелости формализованные на предыдущем уровне требования трансформированы в выходные процессные показатели, характеризующие тот результат, который получит потребитель процесса.
Разработана документация процесса, определяющая порядок сбора и анализа данных о результирующих показателях процесса;
Измерения и анализ выходных показателей процессов введены в постоянную практику ОУ, при этом измеряются характеристики реализуемых образовательных программ, научно-технической продукции и других видов услуг. При анализе показателей используются различные методы менеджмента, начиная от простейшего анализа трендов показателей, до применения методов оценки стабильности процессов.
Управление процессом, то есть поддержание выходных показателей процесса в границах требований осуществляется на основе измерения и анализа выходных показателей процесса и применения по отношению к нему корректирующих действий - устранение причин отклонений процесса; Для реализации корректирующих действий участники процесса имеют полномочия и ресурсы для поддержания результирующих показателей в границах требований; Поиск причин отклонений процесса от требований носит системный характер с применением различных инструментов менеджмента, например «7 простых и 7 новых инструментов» менеджмента.
На этом уровне у руководителей ОУ существует представление о процессах, но лишь фрагментарное. Процессы можно представить последовательностью «черных ящиков» и фактическое состояние деятельности доступно лишь на промежуточных этапах, т.е. на выходах процессов. Это обусловлено тем, что измерение внутренних и входных показателей процессов на этом уровне осуществляется лишь фрагментарно.