Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:58, курс лекций
Система качества (СК) образовательного учреждения (ОУ), как один из важнейших механизмов внутренних гарантий качества образования, в настоящее время входит в число показателей государственной аккредитации ОУ, определяющих их статус для следующих типов учреждений:
«высшее учебное заведение» (ВУЗ)
«образовательное учреждение среднего специального профессионального образования» (ССУЗ).
Введение
1. Оценка ОУ на соответствие стандартам ENQA и оценка развития СК ОУ по шкале зрелости.
1.1. Принципы оценки СК ОУ экспертами -аудиторами при проведении государственной аккредитации и аттестационной экспертизы ОУ.
1.2. Методика работы экспертов при оценке выполнения показателя 1.2.3 при аккредитации ОУ
2.Чек-листы ENQA
2.1. Чек-лист ENQA «Политика и процедуры» (п.1.1)
2.2. Чек-лист ENQA «Утверждение, мониторинг и периодическая проверка программ и квалификаций» (п.1.2)
2.3. Чек-лист ENQA «Оценка студентов» (п.1.3)
2.4. Чек-лист ENQA «Гарантия качества преподавательского состава» (п.1.4)
2.5. Чек-лист ENQA «Ресурсы обучения и поддержки студентов» (п.1.5)
2.6. Чек лист ENQA «Информационные системы» (п.1.6)
2.7. Чек-лист ENQA «Информирование общества» (п.1.7)
3. Развернутая характеристика уровней зрелости СК ОУ
3.1. Уровень 0. Неопределенный (начальный)
3.2. Уровень 1. Определенный
3.3. Уровень 2. Воспроизводимый
3.4. Уровень 3. Способный
3.5. Уровень 4. Эффективный
4. Чек-листы оценки уровня зрелости процесса
Список литературы
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
Организация и проведение самооценки
системы качества РГУИТП на основе модели ENQA
( МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТАМИ-АУДИТОРАМИ
И ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОЦЕНКЕ НАЛИЧИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ )
(Отчет рабочей группы по совершенствованию деятельности РГУИТП)
Москва
2008 г.
Содержание
Введение
1. Оценка ОУ на соответствие стандартам ENQA и оценка развития СК ОУ по шкале зрелости.
2.Чек-листы ENQA
2.1. Чек-лист ENQA «Политика и процедуры» (п.1.1)
2.2. Чек-лист ENQA «Утверждение, мониторинг и периодическая проверка программ и квалификаций» (п.1.2)
2.3. Чек-лист ENQA «Оценка студентов» (п.1.3)
2.4. Чек-лист ENQA «Гарантия качества преподавательского состава» (п.1.4)
2.5. Чек-лист ENQA «Ресурсы обучения и поддержки студентов» (п.1.5)
2.6. Чек лист ENQA «Информационные системы» (п.1.6)
2.7. Чек-лист ENQA «Информирование общества» (п.1.7)
3. Развернутая характеристика уровней зрелости СК ОУ
3.1. Уровень 0. Неопределенный (начальный)
3.2. Уровень 1. Определенный
3.3. Уровень 2. Воспроизводимый
3.4. Уровень 3. Способный
3.5. Уровень 4. Эффективный
4. Чек-листы оценки уровня зрелости процесса
Список литературы
Приложение
Система качества (СК) образовательного учреждения (ОУ), как один из важнейших механизмов внутренних гарантий качества образования, в настоящее время входит в число показателей государственной аккредитации ОУ, определяющих их статус для следующих типов учреждений:
«высшее учебное заведение» (ВУЗ)
«образовательное учреждение среднего специального профессионального образования» (ССУЗ).
В соответствии с приказом Рособрнадзора № 1938 от 30 сентября 2005 г. этот показатель для ВУЗов формулируется как показатель 1.2.3 «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества».
Таким образом, перед экспертами-аудиторами по качеству, входящими в аккредитационную комиссию Рособрнадзора, при проведении аттестационной экспертизы и аккредитационного обследования ОУ стоит задача оценки наличия и эффективности СК в обследуемом образовательном учреждении.
При организации и проведении экспертизы, в качестве руководящих указаний по управлению программами экспертиз, по проведению экспертиз систем качества, а также по компетентности и оценке экспертов возможно применение международного стандарта ISO 19011:2002 (ГОСТ Р ИСО 19011-2003) [1].
В основу концепции оценки системы качества образовательного учреждения, представленной на рис.1, положена проверка степени соответствия СК ОУ требованиям «Стандартов и Директив для гарантии качества высшего образования в Европейском регионе» [2], разработанных ассоциацией ENQA (European Network for Quality Assurance in Higher Education (англ.)/ Европейская Ассоциация гарантии качества в высшем образовании) в соответствии с Берлинской декларацией [3].
Стандарты и Директивы ассоциации ENQA положены в основу построения внутренних и внешних систем оценок качества ОУ. Помимо этого Стандарты и Директивы призваны гарантировать качество образования, а также служить основой для аккредитации ОУ и европейских агентств по оценке качества образования.
Во введении к Стандартам и Директивам по внутренней гарантии качества в ВУЗах отмечается, что «агентства, проводящие внешнюю оценку качества, руководствуются следующими целями:
защита национальных академических стандартов;
аккредитация программ и/или учебных заведений;
защита потребителя;
публичное распространение информации, в частности, о качестве, о программах, или учебных заведениях, прошедших независимую проверку;
улучшение и развитие качества».
«Директивы» представляют дополнительную информацию о положительном опыте и, в некоторых случаях, детально объясняют значение и важность «Стандартов». Хотя директивы не являются частью стандартов, стандарты должны рассматриваться в связи с ними.
1.Оценка ОУ на соответствие стандартам ENQA и оценка развития СК ОУ по шкале зрелости. | ||||||
Шкала ENQA | ОУ неконкуренто-способно | ОУ в целом удовлетворяет Стандартами и Директивами ENQA, возможно выполнение показателя 1.2.3 гос. аккредитации | ДОПУСК СК ОУ К АТТЕСТАЦИИ | |||
Стандарты ENQA | Баллы по результатам экспертизы на соответствие ENQA |
|
|
| ||
1.1 Политика и процедуры оценки качества | < 15 (< 11) | 16-30 (12-24) |
|
|
| |
1.2 Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций | < 15 (< 11) | 16-30 (12-24) |
|
|
| |
1.3 Оценка студентов | < 15 (< 10) | 16-30 (11-21) |
|
|
| |
1.4 Гарантия качества преподавательского состава | < 15 (< 9) | 16-30 (10-18) |
|
|
| |
1.5 Ресурсы обучения и поддержка студентов | < 8 (< 5) | 9-18 (6-12) |
|
|
| |
1.6 Информационные системы (ИС) | < 15 (< 11) | 16-30 (12-24) |
|
|
| |
1.7 Общественная информация | < 8 (< 5) | 9-18 (6-12) |
|
|
| |
Шкала зрелости СК ОУ Баллы по результатам экспертизы на зрелость для каждого уровня шкалы | 0 уровень Неопределенность СК ОУ < 13 (< 9) уровня I | I уровень Определенность СК ОУ 14-18 (10-18) баллов | II уровень Воспроизводимость СК ОУ 17-21 (13-21) балла | III уровень Способность СК ОУ 14-18 (12-18) баллов | IV уровень Эффективность СК ОУ 18-24 (16-24) балла | |
|
| Выполнение аккредитационного показателя 1.2.3 | ||||
| Аттестация СК ОУ в реестре Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки | |||||
Примечание: в скобках указаны значения баллов по состоянию на 7 мая 2008 г. |
| ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ В СВОЕМ КЛАССЕ |
Рисунок 1 – Концепция оценки системы качества образовательного учреждения
В основе концепции оценки СК ОУ заложены следующие принципы:
Возможность проверки СК ОУ на ее соответствие Стандартам и Директивам ENQA;
Возможность проверки показателя государственной аккредитации 1.2.3. - «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества»;
Возможность проверки СК ОУ с целью ее аттестации и последующего включения ОУ в «Реестр образовательных учреждений с аттестованной СК»;
Возможность предоставления образовательному учреждению информации о путях дальнейшего улучшения его системы качества.
Для реализации перечисленных принципов проверка СК ОУ проводится, в соответствии с концепцией, по двум шкалам, приведенным на рис. 1:
шкала, уровни которой связаны со степенью выполнения Стандартов и Директив ENQA;
шкала зрелости СК ОУ, которая полностью зависит от уровня развития (зрелости) процессов СК ОУ.
В процессе проверки для каждой шкалы используются соответствующие шкале чек-листы, приведенные в разделе 2 (шкала ENQA) и разделе 3 (шкала зрелости). Баллы, указанные на рис.1 для различных шкал, определяются в соответствии с правилами, которые содержаться непосредственно в чек-листах.
Шкала соответствия Стандартам и Директивам ENQA имеет два уровня:
ОУ неконкурентоспособно;
ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA, возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации.
Шкала зрелости СК ОУ имеет пять уровней: Неопределенность СК ОУ (нулевой уровень); Определенность СК ОУ (I уровень); Воспроизводимость СК ОУ (II уровень); Способность СК ОУ (III уровень); Эффективность СК ОУ (IV уровень)
При этом каждый последующий уровень зрелости (за исключением I – го уровня) включает признаки зрелости всех предыдущих уровней. Поэтому при экспертизе СК ОУ должны рассматриваться последовательно все уровни и выход на следующий, более высокий уровень допускается при документальном подтверждении образовательным учреждением выполнения требований предыдущего уровня.
В международной практике оценки систем качества получил распространение подход к оценке таких систем и входящих в нее процессов с помощью оценки уровня развития, или зрелости систем качества. Такой подход вызван трудоемкостью создания систем качества и пониманием того, что невозможно сразу и быстро построить эффективную систему качества организации. Примерами подобных подходов к оценке систем качества могут служить:
международный стандарт качества в отрасли создания программных средств CMMI (The Capability Maturity Model Integration – модель зрелости процессов создания программного обеспечения, или эволюционная модель развития способности компании разрабатывать качественное программное обеспечение) [4]. Модель имеет пять уровней зрелости;
JIS/TR Q 0005:2005 Системы менеджмента качества – Руководящие указания по устойчивому росту. Японская модель устойчивого роста, имеющая пять уровней зрелости организации [5];
многочисленные зарубежные публикации, в частности, Resolving The Process Paradox // Quality Progress, march 2001, где автор статьи, Роберт Гарднер, известный специалист в области качества, рассматривает модель зрелости процессов, имеющую 6 уровней зрелости [6].
Уровень зрелости СК ОУ – степень, с которой деятельность ОУ и ее результаты определены, измеряемы и воспроизводимы, способны быть устойчивыми к нежелательным воздействиям, эффективны и гибки при изменении внешних условий и требований потребителей, а также других заинтересованных сторон. Предполагается, что ОУ должно постоянно и непрерывно улучшать свои показатели деятельности и процессов ОУ.
Алгоритм принятия решения о степени выполнения показателя 1.2.3 государственной аккредитации требует, чтобы до начала работы экспертов в ОУ был выполнен модуль в части наличия и эффективности СК ОУ.
Первичной является экспертиза ОУ на соответствие Стандартам и Директивам ENQA по соответствующей им шкале. При получении оценки по этой шкале - «ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA, возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации» (см. рис 1), ОУ допускается к проверке по шкале зрелости СК ОУ.
Помимо положений, содержащихся в чек-листах ENQA (см. раздел 2), эксперт в своей работе также должен руководствоваться оригинальным текстом Стандартов и Директив ENQA.
Соответствие или несоответствие СК ОУ Стандартам и Директивам ENQA определяется числом набранных баллов по каждому из разделов Стандарта.
2. Чек-листы ENQA
Экспертиза третьей стороной образовательного учреждения на соответствие Стандартам и Директивам ENQA осуществляется с помощью соответствующих этим стандартам чек-листов. Полностью чек-листы содержатся в разделе 2 (п.2.1-2.7).
Максимально возможное количество баллов, которое может набрать ОУ при экспертизе по разделу ENQA, определяется числом вопросов в чек-листе и максимально возможной оценкой за каждое положение чек-листа – 3 балла. Граничное значение в баллах, когда ОУ не соответствует Стандартам и Директивам ENQA приведено в соответствующих чек-листах и на рис. 1 «Концепция оценки СК ОУ».
Примечание: символом (*) обозначены проверяемые положения ENQA по состоянию на 7 мая 2008 г., которые были исключены
2.1. Чек-лист ENQA «Политика и процедуры» (п.1.1)
Название ОУ: РГУИТП | Политика ОУ в области качества – общие намерения и направления деятельности в области качества (образования), официально сформулированные высшим руководством образовательного учреждения. |
Балл, полученный на предыдущей проверке: |
Проверяемые положения ENQA п. 1.1 | | | | Представленные ОУ объективные доказательства выполнения положения ENQA п. 1.1 |
---|---|---|---|---|
1. При выборе направлений Политики учитываются Стандарты и Директивы ENQA. |
|
| 3 |
|
2. Политика ОУ в области качества разработана, официально утверждена руководством ОУ, доведена до профессорско- |
| 1 |
|
|
3. Политика ОУ находится в свободном доступе для профессорско- |
| 1 |
|
|
4. При формировании политики учитываются мнения студентов и других заинтересованных сторон. |
| 1 |
|
|
5. Политика направлена на полное, своевременное моральное и материальное поощрение тех работников ОУ, которые демонстрируют мастерство, компетентность и преданность делу. |
| 1 |
|
|
6. *В ОУ существует система качества, направленная на реализацию Политики качества, и состоящая из обладающих официальным статусом процедур, которые находятся в свободном доступе. |
| 1 |
|
|
7. Документация ОУ дает подробную информацию о методах и процедурах, с помощью которых реализуется политика. |
| 1 |
|
|
8. Политика отражает значимость научно-исследовательской деятельности для учебного процесса. |
|
| 3 |
|
9. Осуществляется анализ со стороны руководства того, как реализуется политика в области качества и дается оценка СК ОУ. |
| 1 |
|
|
10. *На практике применяется стратегия постоянного улучшения и совершенствования качества образования, предлагаемого студентам. Используется методики самооценки на основе Модели совершенствования деятельности. |
|
| 3 |
|
Оценка Σ = 16 |
|
|
|
|