Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:40, курсовая работа
Цель работы – провести анализ роли рекламы в развитии турбизнеса и изучить наиболее эффективные методы продвижения туристического продукта, применяемые в туризме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие рекламы, ее цели, и функции и выявить специфику и значение рекламы в туристическом бизнесе;
2) провести анализ рекламной деятельности туристических организаций;
3)определить влияние рекламы на продвижение туристического продукта.Цель работы – провести анализ роли рекламы в развитии турбизнеса и изучить наиболее эффективные методы продвижения туристического продукта, применяемые в туризме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие рекламы, ее цели, и функции и выявить специфику и значение рекламы в туристическом бизнесе;
2) провести анализ рекламной деятельности туристических организаций;
3)определить влияние рекламы на продвижение туристического продукта.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты рекламной деятельности в рекреации и туризме……………………………………………………………………………….5
1.1. Характеристика туристической деятельности………………………………..5
1.2. Применение рекламы в туризме…………………………………………….....7
1.3. Разработка и реализация рекламной кампании………………………………..11
1.4. Особенности рекламирования и стимулирования продаж туристских услуг………………………………………………………………………………...14
Глава 2. Методы и организация исследования…………………………………...28
2.1. Методы исследования…………………………………………………………28
2.2. Организация исследования……………………………………………………32
Глава 3. Изучение поведения потребителей в рекреации и туризме……………………..35
3.1. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение и спрос…………….35
3.2. Процесс принятия решения о покупке………………………………………………..41
3.3. Опрос студентов специальности рекреация и спортивно-оздоровительный туризм……………………………………………………………………………………..48
Заключение………………………………………………………………….………51
Список литературы……………………….………………………………………..53
5. Социологические опросы.
Сбор данных - важный этап в процессе научного исследования. Опрос - метод сбора социологической информации. Основные виды сбора информации в ходе исследования: анкетирование, интервью, тест. Опрос является наиболее часто используемым способом сбора информации в современных социологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают ответы. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе опросника актуален в том случае, когда вопросы составлены предварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей. В зависимости от того, каким образом формулируются ответы, опрос также может быть свободным - когда опрашиваемые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, «да» или «нет»). Чаще всего в опросах при исследовании рекламной деятельности в туризме используются такие методы, как анкетирование, интервью и тест, применение которых в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств. Анкетой называется список вопросов с возможными вариантами ответов или без них, который предлагается респонденту в печатной форме. Вопросником называется перечень вопросов, составленный не для опрашиваемого, а для интервьюера, который использует вопросник в соответствии с заранее установленными правилами: либо, как текст, прочитывается респонденту.
6. Психологически исследования.
Психологические исследования, имеют дело с механизмами восприятия, эмоциональными образами и впечатлениями. Эти механизмы образы и впечатления меньше различаются у разных групп людей и больше влияют на поведение, чем словесно формулируемые мнения, выявляемые в ходе прямых опросов. В силу этого они могут проводится с достаточной достоверностью, на небольших выборках ( от 40 человек) и гораздо более изощренными методами. Они не могут оценить масштаб распространения рекламы, зато могут дать подробный ответ на вопрос, как воспринимается туристическая организация в целом, ее эмблема, название, отдельные рекламные материалы на сознательном и подсознательном уровнях, какие эмоции и ассоциации вызывает, на сколько хорошо доносится до аудитории рекламная идею и на сколько четко воспринимаются те или другие элементы рекламного сообщения. Они позволяют оценить любой рекламный материал, до его окончательного выбора, утверждения и обнародования. Тем самым они с большой эффективностью могут применяться в процессе создания рекламы. С их помощью можно заблаговременно выбрать наиболее эффективные материалы, доработать достаточно эффективные и отбросить неэффективные.
2.2. Организация исследования.
Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ставящих целью исследование таких вопросов, как, изучение потребителя; исследование мотивов его поведения на рынке; анализ собственно рынка предприятия; исследование продукта (изделия или вида услуг); анализ форм и каналов сбыта; анализ объема товарооборота предприятия; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; исследование рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке; изучение «ниши» рынка.
У. Фокс, один из крупнейших американских специалистов по маркетингу, так суммировал вопросы, на которые руководство компании пытается получить ответы при проведении исследований: Кем? Где? Каким образом? Почему? Когда? В каком количестве? покупаются, продаются, применяются? изделия, выпускаемые компанией.
Любое исследование рекламы, в том числе в рекреации и туризме, это затратная часть бюджета, от эффективности проведения которого зависит дальнейшее направление развития и позиционирования организации на рынке. По этому во многих фирмах существуют собственные маркетинговые службы от которых зависит правильность проведения исследования.
Основных пять этапов маркетингового исследования.
1. Выявление проблем и формулирование целей исследования;
2. Отбор источников информации;
3. Сбор информации;
4. Анализ собранной информации;
5. Представление полученных результатов.
После этого специалист должен сформулировать цели исследования. Цели могут быть:
· Поисковыми, то есть предусматривать сбор каких-либо предварительных данных, проливающих свет на проблему,
· Описательными, то есть предусматривать описание определенных явлений,
· Экспериментальными, то есть предусматривать проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи.
План исследования основывается на уже имеющейся информации описательного характера, при этом выбираются основные методы исследования. Определить критерии отбора, дать точные формулировки вопросов в интервью, время получения данных; рассчитать бюджет маркетингового исследования.
На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути её наиболее эффективного сбора.
Под маркетинговой информацией понимают цифры, факты, сведения, необходимые для обеспечения аналитических целей. Во избежание ошибок и неверных выводов необходимо проверить надежность и достоверность данных, а также обеспечить репрезентативность.
Исследователь может собирать первичные и вторичные данные, или те и другие одновременно.
Вторичные данные – информация, которая уже где-то существует, будучи собранной для других целей.
Первичные данные – информация, собранная впервые, для какой-то конкретной цели.
Глава 3. Изучении поведения потребителей в сфере рекреации и туризма.
3.1. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение и спрос.
В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков усложнил непосредственные контакты с клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию поведения потребителей.
Для ответа на вопрос, как реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить, отправной точкой является простая модель, представленная на рис. 1.3
В левом прямоугольнике - побудительные факторы маркетинга, включающие четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя, экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.
Задача маркетолога — понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением отклика на них. Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первая — характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая - процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат. Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка. В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны менеджера.
Любая культура включает более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, скажем ирландцев, поляков, итальянцев или пуэрториканцев, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы. Четко выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются расовые группы. Свои отличные от прочих субкультуры, со своим специфическим образом жизни в каждом отдельном случае имеют и географические районы.
Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы — сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. К таким группам, влияющим на поведение потребителя, могут быть отнесены: референтные группы, семья и т.д.
Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают референтные группы путем прямого (при личном контакте) или косвенного влияния на отношения или поведение человека.
Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные коллективы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональных ассоциаций и профсоюзов.
Сильное влияние на поведение покупателей могут оказывать члены его семьи. От родителей человек получает наставления о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его поведение может все еще оставаться весьма значительным. В странах, где родители и взрослые дети продолжают жить вместе, родительское влияние может быть определяющим.
Непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывает «порожденная» семья индивида, т.е. его супруга и дети. Семья - самая важная, в рамках общества, организация потребительских закупок, составляет предмет всестороннего изучения. Маркетологов интересуют роли мужа, жены, детей и то влияние, которое каждый из них оказывает на покупку разнообразных товаров и услуг.
На решениях покупателя сказываются факторы личного порядка и его внешние характеристики, особенно такие, как возраст; этап жизненного цикла семьи; род занятий; экономическое положение; тип личности; представление о самом себе.
Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род занятий.
Экономическое положение индивида сказывается на его товарном выборе и определяется размерами расходной части доходов, размерами сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами на расходование средств в противовес их накоплению. Менеджеры, предлагающие товары, сбыт которых зависит от уровня доходов потребителей, должны постоянно следить за тенденциями перемен в сфере личных доходов, сбережений и ставок учетного процента. Если экономические показатели говорят о спаде, деятель рынка должен принять меры к изменению конструкции, позиционирования и цены своего товара, сократить объемы производства и товарные запасы, а также сделать все необходимое для защиты себя с финансовой стороны. Лица, принадлежащие к одной и той же субкультуре, одному и тому же общественному классу и даже одному и тому же роду занятий, могут вести совершенно разный образ жизни.
На покупательский выбор индивида воздействуют также факторы психологического порядка: мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения.
Мотивация (или побуждение) — нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Удовлетворение нужды снижает испытываемую индивидом внутреннюю напряженность.
Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации. Самые популярные из них — теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу — предлагают совершенно разные выводы, касающиеся методов исследования потребителей и маркетинга.
Теория Фрейда основывается на том, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек взрослеет, подавляя при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем.
В теории Авраама Маслоу доказывается, почему в разное время людьми движут разные потребности. Человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости — от наиболее до наименее настоятельных : физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в общении, дружбе и пр., потребности в уважении и признании (т.е. статус) и потребности в самоутверждении (эмоции). Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.
Два разных человека, будучи одинаково мотивированными, в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, поскольку по-разному воспринимают эту ситуацию.
Восприятие можно определить как «процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира».
Восприятие зависит не только от характера физических раздражителей и реакции на них, но и от отношения этих раздражителей к окружающей среде и индивиду.
Человеческое поведение является в основном благоприобретенным, т.е. усвоенным. Усвоение считается результатом взаимодействия побуждений, сильных и слабых раздражителей, ответных реакций и подкрепления.
Усвоение — определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.
Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения (мысленную характеристику индивидом чего-либо), а они, в свою очередь, влияют на его покупательское поведение.
Информация о работе Реклама в системе маркетинговых коммуникаций