Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в условиях социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории. Тем самым характеризует современную социокультурную ситуацию, поскольку созидательная творческая энергия масс позволяет преодолевать всевозможные трудности, начать новые, неожиданные цели, обеспечивает большую свободу выбора. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что и успешность социальные прогресс, во многом зависит от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек творческим мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит неординарные решения любых возникающих проблем. Надо отметить, что именно в период детства закладывается основа для дальнейшего развития личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения социально-культурной
деятельности и основных форм работы культурно-досуговых
учреждений с детьми………………………………………………………..
I.1. Основные базовые понятия социально-культурной деятельности, история становления .………………………………………………………………………………………..
I.2. Культурно-досуговые учреждения как социально-культурный институт
по работе с детьми и подростками………………………………………………..

Глава II. Теоретические основы изучения детской одаренности и
стимулирование этих процессов в условиях социально-
культурных учреждений…………………………………………………
II.1. Детская одаренность: основные понятия, виды и варианты раскрытия
детской одаренности……………………………………………………………
II.2. Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в
условиях социально-культурной деятельности………………………………
II.3. Условия обогащения обучения одаренных детей…………………………….

Заключение…………………………………………………………………………..
Глоссарий ……………………………………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая Цыреновой Кати.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

   В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое

  • Давыдов   В.  15.  Проблемы  развивающего обучения.— М.,  1986.— С. 55—83.
  • Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.

продвижение к высшим познавательным уровням  в области избранного предмета,  и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

   Важное  значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся. Здесь находят свое отражение основные психологические подходы к применению интеллекта и познавательной деятельности. Принято считать, что одни факторы интеллекта характеризуют выполняемые умственные операции (запоминание, оценочные операции), другие особенности материала (образного, символического),  третьи — получаемый продукт,  или результат, мышления (классификация, определение последствий). Это «трехмерная» модель вдохновила на разработку соответствующих методов обучения. Психологи очень много внимания уделяют процессу решения задач, проблемному обучению. Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения: выявить проблему; проанализировать различные варианты ее решения; оценить достоинство каждого варианта; обобщить все найденное и т.д. Развитие этих умений связано как с исследовательским умениями, так и с умениями критически мыслить. Умения  

  • Рензулли  Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей //Современные концепции одаренности и ворчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
 

решения задач могут даваться и вне  конкретных дисциплин, вводится как бы в

чистом  виде. Такое усвоение общего отношения  к задаче предполагает и особую подготовку к переносу выработанных умений на конкретные ситуации и учебные предметы.

   Когнитивная психология, объясняющая человеческое познание через процессы обработки информации, аналогичные компьютерным, вселила надежду на развитее новых   сторон мышления.

   Учебные программы, рассчитанные на развитие познавательных процессов, включают разные виды игровой активности: шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр.

   Вывод: Обогащение обучения может быть специально направленно на развитие творческого  мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов, могут включаться упражнения на релаксацию, медитацию визуализацию и т.п. Сопоставление стратегии ускорения и обогащения показывает, что они могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач однако их выделение помогает яснее понять, чего мы хотим добиться. Важно также осознавать достоинства и недостатки разнообразных форм воплощения стратегии.  

  • Рензулли  Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997
  • Давыдов   В.  15.  Проблемы  развивающего обучения.— М.,  1986.— С. 55—83.
  • Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.

   Заключение

 

   Знание  социально-культурной деятельности необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

   Сеть  учреждений культуры для детей и  подростков широко развита в нашей стране. К ним относятся Дома детского творчества, Дома и Дворцы молодежи, Центры эстетического воспитания. Основной их целью является создание необходимых условий для организации свободного времени школьников. Для этого в культурно-досуговых учреждений для детей и школьников функционируют кружки и студии различных направлений – художественной самодеятельности, художественного творчества, технические.

     Создавая   благоприятную   обстановку,   нужно быть внимательным к интересам ребенка, помогая ему в исследовании всех возможностей интеллектуального и творческого развития. Но и здесь необходимо чувство меры. Одаренных детей интересует практически все, но первоначальное очарование может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Чувствуя себя обязанным сделать все для удовлетворения потребностей ребенка в его самовыражении, родители часто не жалеют ни времени, ни денег. Нередко их ждет разочарование и раздражение, когда энтузиазм ребенка увядает, а дорогой инвентарь пылится в углу. Проявляйте благоразумие, не торопитесь бросаться в омут расходов, прежде чем ребенок действительно почувствует вкус к новому занятию.

   Обогащение  обучения может быть специально направленно  на развитие творческого  мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов, могут включаться упражнения на релаксацию, медитацию визуализацию и т.п. Сопоставление стратегии ускорения и обогащения показывает, что они могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач однако их выделение помогает яснее понять, чего мы хотим добиться. Важно также осознавать достоинства и недостатки разнообразных форм воплощения стратегии.

   Воспитание  и обучение одаренных детей - трудная  и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители, не имеющие никаких интересов, вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования); тут и соответствующая подготовка учителей — подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми: многие заболевания, особенно так называемые психосоматические, у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.

   И конечно, одаренные дети должны стать предметом специального интереса науки — не только психологии и педагогики, это очевидно, но и генетики и эндокринологии (у одаренных детей другое соотношение мужских и женских гормонов, чем у «обыкновенных»).

   Внимание  к одаренному ребенку не должно исчерпываться  лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде  профессионального самоопределения,  и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами таланту нужна постоянная забота всего общества.

   И начинать нужно с общепсихологической  грамотности. Нужны специальные  школы для одаренных детей, специально подготовленные учителя, специальные учебники — но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть и что они другие — не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям но и личностным особенностям. Ведь одаренность — не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание. 

   Глоссарий

  1. Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр.
  2. Воображение - психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
  3. Воспитание - 1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.
  4. Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений
  5. Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.
  6. Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности. В деятельности с точки зрения ее структуры принято выделять движения и действия.
  7. Диагностика (от греч. diagnostikos - способный распознавать) - учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза.
  8. Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.
  9. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки формирования и развития способностей.
  10. Знание - отражение в голове ребенка свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, понятия, термины, определения, законы, теории) и способов действий с ними (правила, приемы, способы, методы, предписания).
  11. Индивид (от лат. individuum - неделимое) - 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.); 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами
  12. Интеллект (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
  13. Интеллектуальные возможности - мыслительные способности; см. Интеллект, Интеллектуальный.
  14. Интеллектуальный - духовный, умственый, разумный (противопол. - вещественый, плотской, телесный, чувственный).
  15. Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
  16. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе культурно-досуговых учреждений, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни.
  17. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
  18. Личность - 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
  19. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая ступень человеческого познания
  20. Навык - способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.
  21. Наглядность - 1) свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; 2) один из принципов обучения.
  22. Обучение - в широком смысле - совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними; в узком смысле, - совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.
  23. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
  24. Одаренность - 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности, 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
  25. Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.
  26. Опыт - общественно-выработанные способы осуществления основных видов деятельности человека - труд, познание (в т.ч. и учение), общение, игра, саморазвитие, а также эталоны межличностных отношений и нравственных ценностей.
  27. Оценка - отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.). Определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека.
  28. Ощущение - простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.
  29. Поведение - присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы).
  30. Познание - воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности.
  31. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
  32. Преподавание - деятельность учителя, направленная на организацию деятельности учения школьников.
  33. Принцип - руководящая идея, основное правило поведения.
  34. Процесс (лат. processus - прохождение, продвижение) - 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения к.-л. результата.
  35. Развитие - качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
  36. Развлекательные функции – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы).
  37. Социология (от лат. societas - общество и …логия) - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.
  38. Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
  39. Стимулирование творческой активности проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.
  40. Умение - способность осознанно выполнить определенное действие.
  41. Усвоение - овладение ребенком общественно выработанным опытом (т.е. значениями предметов, способами действия с ними, нормами межличностных отношений). В усвоении человек может двигаться от активной переработки общественного опыта к улучшению и преобразованию накопленного до него социального опыта (творчество). Усвоение осуществляется в учении, игре, труде и т.д. Усвоение может проходить стихийно в широком социальном опыте путем проб и ошибок и в ходе организованного обучения через поиск обобщенных ориентиров, овладение рациональными способами действия.
  42. Учение - деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.
  43. Физкультурно–оздоровительные функции организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом.
  44. Формирование - целенаправленное воздействие на ребенка с целью создания условий для возникновения у него новых психологических образований, качеств.
  45. Формы обучения - внешняя сторона организации процесса обучения, определяющая когда, где, кто и как обучается. Обычно выделяются следующие формы обучения: индивидуальные, коллективные, групповые; классные и внеклассные; школьные и внешкольные
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Библиография

  1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
  2. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.-992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  3. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд. МГУ, 1979.
  4. Лейтес Н.С. «Способности и одаренность в детские годы» М., 1984.
  5. Лейтес Н.С. «Психология одаренности детей и подростков» М., AcademiA, 1996.
  6. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных» М., 1991.
  7. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – 8-е междунар. изд. – СПБ.: Питер, 2002.             – 640 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
  8. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. «Одаренность: дар или испытание», М. Знание
  9. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать (пособие для воспитателей и родителей) М.: Издательство «Флинка», 1998. – 144с.
  10. Бурменская Г.В., Слуцкий М.В. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991. – 376с.
  11. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. – Орел: ОГИИК, 1997. – 172с.
  12. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
  13. Дьяченко О.М.  «Одаренный ребенок» - М; 1997 г.
  14. Лейтеса Н.С. «Психология одаренности детей и подростков»– М; 2000 г.
  15. Бабаева Ю.Д., Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина «Психология одаренности детей и подростков»– М; 2000 г.
  16. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.
  17. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
  18. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.
  19. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.
  20. Божович   Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968.
  21. Давыдов   В.  15.  Проблемы  развивающего обучения.— М.,  1986.— С. 55—83.
  22. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУК, 1998.
  23. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М.  Культурно-досуговая деятельность. Учебник. М.: МГУК, 1998.
  24. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997
  25. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей. М., 1991. С. 7—21.
  26. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
  27. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности //Вопр. психол. 1989. № 6. С. 29—33.
  28. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления. М., 1965. С. 433—456
  29. Мейман Э. Экспериментальная педагогика. СПб., 1910.
  30. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.
  31. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. М.: МГИК, 1992.
  32. Быховская И.М., Е.М. Миронов.  Методология исследований и формирования социально-культурных практик: Материалы семинара молодых ученых 2000/2001 учеб. год. М., 2001. – 142 с.
  33. Мосалев Б.Г. Социология досуга. М., 1995.
  34. Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное.-М.,1997.
  35. Гордон Д. , Камерон-Бэндлер Л., Лебо М. Эмпринт-метод. Руководство по воспроизведению способностей.-Воронеж, 1997.
  36. Кон   И. С. Психология  юношеского возраста.— А1.,  1979.
  37. Сухомлинский   В. Л.  Рождение гражданина.— М.,  1071.
  38. Якобсон   П. М. Эмоциональная  жизнь школьника.— М.,  1906.

Информация о работе Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в условиях социально-культурной деятельности