Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:54, курсовая работа
Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории. Тем самым характеризует современную социокультурную ситуацию, поскольку созидательная творческая энергия масс позволяет преодолевать всевозможные трудности, начать новые, неожиданные цели, обеспечивает большую свободу выбора. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что и успешность социальные прогресс, во многом зависит от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек творческим мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит неординарные решения любых возникающих проблем. Надо отметить, что именно в период детства закладывается основа для дальнейшего развития личности.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения социально-культурной
деятельности и основных форм работы культурно-досуговых
учреждений с детьми………………………………………………………..
I.1. Основные базовые понятия социально-культурной деятельности, история становления .………………………………………………………………………………………..
I.2. Культурно-досуговые учреждения как социально-культурный институт
по работе с детьми и подростками………………………………………………..
Глава II. Теоретические основы изучения детской одаренности и
стимулирование этих процессов в условиях социально-
культурных учреждений…………………………………………………
II.1. Детская одаренность: основные понятия, виды и варианты раскрытия
детской одаренности……………………………………………………………
II.2. Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в
условиях социально-культурной деятельности………………………………
II.3. Условия обогащения обучения одаренных детей…………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Глоссарий ……………………………………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………………….
ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
Факультет Социокультурной деятельности
Кафедра
Менеджмента социально-
Центр дополнительных
образовательных услуг
Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в условиях социально-культурной деятельности
Курсовая
работа
Выполнила:
Студентка группы СКД 09-07
заочного ускоренного обучения
Цыренова Екатерина
Научный руководитель:
Старший преподаватель
кафедры МСКД
Сергеева
Елена Борисовна
Улан-Удэ
2008
Содержание
I.1. Основные
базовые понятия социально-культурной
деятельности, история становления
.……………………………………………………………………………
II.2. Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в
условиях социально-культурной деятельности………………………………
II.3. Условия обогащения
обучения одаренных детей…………………………….
Заключение……………………………………………………
Глоссарий ……………………………………………………………………………
Библиография
……………………………………………………………………….
Введение
Актуальность проблемы. Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории. Тем самым характеризует современную социокультурную ситуацию, поскольку созидательная творческая энергия масс позволяет преодолевать всевозможные трудности, начать новые, неожиданные цели, обеспечивает большую свободу выбора. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что и успешность социальные прогресс, во многом зависит от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек творческим мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит неординарные решения любых возникающих проблем. Надо отметить, что именно в период детства закладывается основа для дальнейшего развития личности.
Влияние детского творчества в развитии ребенка как личности очень велико.Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Многих сейчас волнует, что средства массовой информации несут поток разрушительной информации, пропагандируют бескультурье, разврат. Что будет с нашим поколением, кто будет продолжать и сохранять ценности культуры? Ведь дети – будущее страны. Культура и искусство способны воздействовать на всесторонне развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. А это в наше время становится все менее явным для современных детей. Мы считаем, что творческая деятельность – это неотъемлемая часть жизни человека. Любое творчество на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека. Именно в детстве человек обладает наибольшей восприимчивостью, которая и определяет его способности. Чем он старше, тем менее открытым и восприимчивым становится. Треугольник сужается , и его вершина это уже нечто иное, как характер взрослого человека, который приобрел абсолютную законченность, утратив при этом восприимчивость и гибкость. Чтобы этого не случилось, необходимо поддерживать и развивать внутреннюю свободу ребенка. Тогда, даже став взрослым, человек сохраняет детский уровень восприятия, способность к творчеству, и треугольник не замыкается в вершине. Средства для этого могут быть разными. Подходит все, что так или иначе затрагивает душу ребенка. Красота музыкальных созвучий, пластичность тела, выразительность речи питают и лепят творца-новатора.
Степень разработанности проблемы. Обзор и анализ литературы, в области изучения процесса развития творческого потенциала детской личности показывают, что исследования этой проблемы относятся к категории сложных, многомерных, находящихся на стыке различных наук.
Необходимость сохранения индивидуальности человека и ее развитие всегда были предметом осмысления. Многие ученые подчеркивали, что уникальность личности, ее свобода, реализуется через творчество, значение которого в жизни трудно переоценить (Мелик-Пошаев А.А. «Педагогика искусства и творческие способности», Солодухин В.И. «Развитие творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора», Савенков А. И. «Коллективное творчество младших школьников»). Изучением творческих способностей занимались такие выдающиеся ученые, как Божович Л.И. (Личность и ее формирование в детском возрасте) Каргин А. (Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе) и др. Одной из главных задач творческого развития учащихся является формирование творческих способностей. В их исследование значительный вклад внесли Б.Г. Ананьев, В.И. Кириенко, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Б.М. Теплов и др.
Творческое развитие личности активнее протекает в познавательной деятельности. Изучением влияния познавательной деятельности на творческое развитие личности ребенка занимались многие ученые. Большой вклад в изучение роли обучения в развитии личности ребенка внесли В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.
Привлекают внимание исследования по формированию по Исследование носит теоретико-практический характер. При разработке теоретических аспектов проблемы мы опирались на труды авторов и ученых, как Выготского Л.С.( Воображение и творчество в детском возрасте), Крайг Г. (Психология развития.), Немова Р.С., Ветлугиной Н.А., Лыткиной И. и других.
Цель исследования: изучить особенности и механизмы Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в условиях социально-культурной деятельности
Задачи исследования:
1.Изучить основные базовые понятия социально-культурной деятельности, история становления.
4.Выявить Развитие
детской одаренности и
условиях социально-культурной деятельности.
5.Раскрыть условия обогащения обучения одаренных детей
Гипотеза исследования: творческое начало личности ребенка будет развиваться более успешно при условии, если: будут учитываться индивидуальные особенности детской личности; деятельность КДУ будет направлена на реализацию творческих интересов и потребностей младших школьников; в содержании деятельности КДУ будут использованы формы работы инновационного социокультурного характера; будут осуществляться СК мероприятия, направленные на развитие детского творчества; с детьми будут работать высоко квалифицированные специалисты.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста
Предмет исследования: процесс развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста в условиях КДУ.
База исследования:
Для решения намеченных задач нами использовались следующие
методы исследования:
- анализ специальной литературы по проблеме;
- наблюдение;
- беседа;
Методологическая основа исследования строилась на сложившейся в педагогике, психологии концепции целостных подходов к творческой деятельности, активности подрастающих поколений, на идее органического единства, личностного развития ребенка. Развитие личности осуществляется в разнообразной практической деятельности, преобразующей природу и самого человека. Источником изучения природы человека, движущих сил его творческой активности явилась теория личности, получившая развитие в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Анциферовой, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.С. Макаренко, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского и др. Ученые отмечали, что именно категория личности позволяет раскрыть внутренние движущие силы человека в деятельности, поведении, отношениях к окружающему миру. Развитие личности осуществляется в разнообразной практической деятельности, преобразующей природу и самого человека. Основные положения теории деятельности развивают Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.
В
работах Д.Б. Богоявленской, Л.
Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в изучении и развитии творческого потенциала детей младшего школьного возраста; в разработке программы социологического исследования по выявлению форм и методов работы педагогов с детьми, потенциала детей младшего школьного возраста.
Положения,
выносимые на защиту:
Структура
курсовой работы: введение, две главы,
заключение, библиография, глоссарий.
Глава I. Теоретические основы изучения социально-культурной
В разные исторические периоды социально-культурной деятельностью назывались: внешкольное образование (до 1920 г.), политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.), культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.), культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов), социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов).
До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность культурно-досуговых учреждений стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – социально-культурная деятельность.
Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность культурно-досуговых учреждений в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д. Основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные