Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в условиях социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории. Тем самым характеризует современную социокультурную ситуацию, поскольку созидательная творческая энергия масс позволяет преодолевать всевозможные трудности, начать новые, неожиданные цели, обеспечивает большую свободу выбора. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что и успешность социальные прогресс, во многом зависит от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек творческим мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит неординарные решения любых возникающих проблем. Надо отметить, что именно в период детства закладывается основа для дальнейшего развития личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения социально-культурной
деятельности и основных форм работы культурно-досуговых
учреждений с детьми………………………………………………………..
I.1. Основные базовые понятия социально-культурной деятельности, история становления .………………………………………………………………………………………..
I.2. Культурно-досуговые учреждения как социально-культурный институт
по работе с детьми и подростками………………………………………………..

Глава II. Теоретические основы изучения детской одаренности и
стимулирование этих процессов в условиях социально-
культурных учреждений…………………………………………………
II.1. Детская одаренность: основные понятия, виды и варианты раскрытия
детской одаренности……………………………………………………………
II.2. Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в
условиях социально-культурной деятельности………………………………
II.3. Условия обогащения обучения одаренных детей…………………………….

Заключение…………………………………………………………………………..
Глоссарий ……………………………………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая Цыреновой Кати.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

   Разнообразны  типы одаренности в физической организации, нередко сочетающиеся с теми или иными типами интеллектуальной одаренности. Среди  

  • Лейтес  Н.С. «Способности и одаренность  в детские годы» М., 1984.
  • Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – 8-е междунар. изд. – СПБ.: Питер, 2002.             – 640 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

них такие  типы, как двигательно-физический, нервно-пластический, интеллектуально-физический. Физическая одаренность важна для каждого человека, но совершенно необходима для исполнения рабочих, крестьянских, космических, воинских профессий, а также для танцовщиков, актеров, физкультурников и спортсменов.

   Одаренность различных направлений и типов  как качественное новообразование  в человеке проявляется в результате разнообразных комбинаций всех сущностных сил. Развитию ее в ребенке способствует информация о возрастных проявлениях талантливости, степени, силе и форме ее выражения. Направленность некоторых способностей ребенка может проявляться ярко уже в раннем, дошкольном возрасте. Одаренность в двигательно-физической сфере, придающая телу особую пластичность, открывающая перспективу занятий балетом и спортом, подлежит развитию, едва завершится первоначальный этап становления организма. Раннее проявление талантливости обнаруживается в области теоретико-интеллектуального и художественного творчества. Включение в активную деятельность соответствующих сущностных сил дошкольников (слуха, зрения, осязания, психических процессов, нервной системы, дыхания) решающее условие приобретения ими специальных навыков, успеха в достижении в будущем мастерства.

   Вместе  с тем у многих ребят может  и не быть яркого проявления способностей в раннем возрасте. Их увлечения изменчивы и неустойчивы, они достигают средней успешности как в учебе, так и в свободно избранных занятиях. Однако это не значит, что такие дети вообще бездарны. Одни из них еще не нашли себя в повседневных обыденных делах, не попадали в ситуацию, наиболее благоприятную для проявления своих индивидуальных способностей. Процесс  

  • Чудновский  В.Э., Юркевич В.С. «Одаренность: дар или испытание», М. Знание
  • Бурменская Г.В., Слуцкий М.В. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991. – 376с.
 

созревания  сущностных сил других несколько  замедлен, требует значительных временных затрат и большей работоспособности в избранном направлении деятельности. Наконец, одаренность ребенка может не обнаружиться очень долго, либо остаться нераскрытой вовсе. Чаще всего это зависит от того, что в среде обитания школьник так и не находит себя, не сталкивается с деятельностью, которая бы разбудила в нем дремлющие творческие силы, привела их в движение и образовала талантливую личность. Подросток, живущий на селе, в глубинке, увлекающийся техникой, не имеет возможности освоить более совершенные машины, чем трактор или автомобиль. А школьник в  городе, испытывающий любовь к животным, интересующийся проблемами экологии, ограничен общением лишь с домашними животными, рыбками в аквариуме, птицами в клетке. Очевидно, что решающим условием проявления массовой одаренности детей является шпрота всеобщего среднего образования и разнообразие возможностей практической творческой деятельности. Закон случайного спонтанного проявления разнообразных человеческих способностей подтверждается тем чаще, чем более широки и многообразны возможности практического приложения детьми своих творческих сущностных сил. Одновременно в этом случае уменьшается элемент случайности в становлении ребенка способным человеком.  

 На  сегодняшний день большинство  психологов признает, что уровень,  качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в  

  • Бурменская  Г.В., Слуцкий М.В. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991. – 376с.
  • Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.
  • Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
 

основе  формирования и реализации индивидуального  дарования.   

     Одним из наиболее дискуссионных  вопросов, касающихся проблемы одаренных  детей, является вопрос о частоте  проявления детской одаренности.  Существуют две крайние точки  зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.   

     Одаренность часто проявляется  в успешности деятельности, имеющей  стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим  конструированием ребенок может  дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.   

     Таким образом, судить об одаренности  ребенка следует не только  по его школьным или внешкольным  делам, но по инициированным  им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная  

  • Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
  • Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.-992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

тревожность, конфликтный характер общения и  т.п. При оказании такому ребенку  психолого-педагогической поддержки  эти барьеры могут быть сняты.   

     Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.   

     Оценка конкретного ребенка как  одаренного в значительной мере  условна. Самые замечательные  способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.   

     Исходя из этого, в практической  работе с детьми вместо понятия  «одаренный ребенок» следует  использовать понятие «признаки  одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

   Варианты  раскрытия одаренности.

        Познавательная мотивация и исследовательская активность ребенка,

выражаются  в высокой избирательности малыша по отношению к исследуемому  

  • Бурменская  Г.В., Слуцкий М.В. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991. – 376с.
  • Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать (пособие для воспитателей и родителей) М.: Издательство «Флинка», 1998. – 144с.

новому, в предпочтении, которое он оказывает звукам, формам, цветам. Устойчивая избирательность, возможно, составляет одно из оснований развития специальных видов одаренности, проявляющихся в отдельных областях деятельности (художественной, социальной и т.д.). 

    Музыкальная одаренность 

    Сравнительно  рано проявляются признаки одаренности  в области музыки. Высокая избирательность выражается здесь  в том, что самые сильные впечатления и переживания ребенка связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем. До двух-трех лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, у него на лице появляется улыбка, если мелодия нравится, он активно «гулит», как бы подпевая. Иногда впечатлительность, проявляемая к звукам музыки, столь необычайна, что может показаться болезненной. Например, стоило только кому-нибудь заиграть на фортепиано, как маленький Фридерик Шопен начинал плакать. Мать даже стала предполагать у него врожденное отвращение к музыке. На самом деле обильные слезы выражали волнение и трепет, которые испытывал при звуках музыки впечатлительный малыш.

    С раннего возраста у музыкально одаренного ребенка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трем годам такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. Особая настроенность на музыку заставляет ребенка забывать все занятия и игрушки, как только прозвучат первые аккорды.

    «Только что играла в другой комнате с  бабушкой, — рассказывает мама полуторалетней Катюши, — но только я села за инструмент, она тут как тут, а улыбка во весь рот: «Ять». «Играть» — слово не выговаривает. Но знает, что я  

  • Белова  Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать (пособие для оспитателей  и родителей) М.: Издательство «Флинка», 1998. – 144с.
 

сердиться буду, если начнет мне мешать. Бабушка  ее уговаривает уйти в другую

комнату, но она ни в какую. Бабушка берет  на руки и уносит: рев на всю квартиру. Приходится принести обратно в комнату. Пока играю, сидит у бабушки на коленях, но недолго. Вырывается и летит к инструменту; как магнит, он ее притягивает. Вижу, как хочется дотронуться до клавиш, иногда разрешаю. Буря восторга. Но недавно мне надо было готовиться к серьезному концерту, тут уже не до Кати. Но она почти все время в этой комнате была. Я долго, часами играла. Она устанет, у ног моих сядет, однажды так даже уснула под Бетховена...». Маленькому Моцарту не было еще двух лет, когда звуки музыки, которую исполнял отец, заставляли его отбросить игрушки и слушать. Однажды он прибежал в кабинет отца. «Тебе что здесь надо? Иди, не мешай!» Горькие слезы. Мать вынесла его во двор, и только вновь услышав музыку, доносящуюся из кабинета отца через окно, мальчик успокоился и заулыбался.

      Познавательная активность выражается в форме восприятия  музыки.

    Примерно  в три—пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально малыш имитирует жесты, манеру пения, игры на музыкальных инструментах — все, что видит у взрослых.

    Когда отец играл на фортепиано, маленький Коля Римский-Корсаков бил в такт в игрушечный барабан. Отец нарочно менял темп и ритм, и малыш тотчас перестраивался. Вскоре стал верно напевать все, что играл отец. А через некоторое время уже подбирал на фортепиано, слышанные от отца пьесы.

    Подражание  — это уже ступенька к творчеству. Дальнейшее' его развитие приведет к первым попыткам (в пять-шесть лет) придумать что-то свое. Возможно, это будет незатейливая мелодия или простенькая песенка. Но так или иначе появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень  

  • Белова  Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать (пособие для воспитателей и родителей) М.: Издательство «Флинка», 1998. – 144с.
  • Лейтес Н.С. «Психология одаренности детей и подростков» М., AcademiA, 1996.

развития одаренности  ребенка.

Информация о работе Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в условиях социально-культурной деятельности