Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:54, курсовая работа
Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории. Тем самым характеризует современную социокультурную ситуацию, поскольку созидательная творческая энергия масс позволяет преодолевать всевозможные трудности, начать новые, неожиданные цели, обеспечивает большую свободу выбора. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что и успешность социальные прогресс, во многом зависит от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек творческим мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит неординарные решения любых возникающих проблем. Надо отметить, что именно в период детства закладывается основа для дальнейшего развития личности.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения социально-культурной
деятельности и основных форм работы культурно-досуговых
учреждений с детьми………………………………………………………..
I.1. Основные базовые понятия социально-культурной деятельности, история становления .………………………………………………………………………………………..
I.2. Культурно-досуговые учреждения как социально-культурный институт
по работе с детьми и подростками………………………………………………..
Глава II. Теоретические основы изучения детской одаренности и
стимулирование этих процессов в условиях социально-
культурных учреждений…………………………………………………
II.1. Детская одаренность: основные понятия, виды и варианты раскрытия
детской одаренности……………………………………………………………
II.2. Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в
условиях социально-культурной деятельности………………………………
II.3. Условия обогащения обучения одаренных детей…………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Глоссарий ……………………………………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………………….
Разнообразны
типы одаренности в физической организации,
нередко сочетающиеся с теми или иными
типами интеллектуальной одаренности.
Среди
них такие типы, как двигательно-физический, нервно-пластический, интеллектуально-физический. Физическая одаренность важна для каждого человека, но совершенно необходима для исполнения рабочих, крестьянских, космических, воинских профессий, а также для танцовщиков, актеров, физкультурников и спортсменов.
Одаренность различных направлений и типов как качественное новообразование в человеке проявляется в результате разнообразных комбинаций всех сущностных сил. Развитию ее в ребенке способствует информация о возрастных проявлениях талантливости, степени, силе и форме ее выражения. Направленность некоторых способностей ребенка может проявляться ярко уже в раннем, дошкольном возрасте. Одаренность в двигательно-физической сфере, придающая телу особую пластичность, открывающая перспективу занятий балетом и спортом, подлежит развитию, едва завершится первоначальный этап становления организма. Раннее проявление талантливости обнаруживается в области теоретико-интеллектуального и художественного творчества. Включение в активную деятельность соответствующих сущностных сил дошкольников (слуха, зрения, осязания, психических процессов, нервной системы, дыхания) решающее условие приобретения ими специальных навыков, успеха в достижении в будущем мастерства.
Вместе
с тем у многих ребят может
и не быть яркого проявления способностей
в раннем возрасте. Их увлечения изменчивы
и неустойчивы, они достигают средней
успешности как в учебе, так и в свободно
избранных занятиях. Однако это не значит,
что такие дети вообще бездарны. Одни из
них еще не нашли себя в повседневных обыденных
делах, не попадали в ситуацию, наиболее
благоприятную для проявления своих индивидуальных
способностей. Процесс
созревания сущностных сил других несколько замедлен, требует значительных временных затрат и большей работоспособности в избранном направлении деятельности. Наконец, одаренность ребенка может не обнаружиться очень долго, либо остаться нераскрытой вовсе. Чаще всего это зависит от того, что в среде обитания школьник так и не находит себя, не сталкивается с деятельностью, которая бы разбудила в нем дремлющие творческие силы, привела их в движение и образовала талантливую личность. Подросток, живущий на селе, в глубинке, увлекающийся техникой, не имеет возможности освоить более совершенные машины, чем трактор или автомобиль. А школьник в городе, испытывающий любовь к животным, интересующийся проблемами экологии, ограничен общением лишь с домашними животными, рыбками в аквариуме, птицами в клетке. Очевидно, что решающим условием проявления массовой одаренности детей является шпрота всеобщего среднего образования и разнообразие возможностей практической творческой деятельности. Закон случайного спонтанного проявления разнообразных человеческих способностей подтверждается тем чаще, чем более широки и многообразны возможности практического приложения детьми своих творческих сущностных сил. Одновременно в этом случае уменьшается элемент случайности в становлении ребенка способным человеком.
На
сегодняшний день большинство
психологов признает, что уровень,
качественное своеобразие и характер
развития одаренности — это всегда результат
сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков) и социокультурной
среды, опосредованного деятельностью
ребенка (игровой, учебной, трудовой). При
этом особое значение имеют собственная
активность ребенка, а также психологические
механизмы саморазвития личности, лежащие
в
основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одним из наиболее
Одаренность часто проявляется
в успешности деятельности, имеющей
стихийный, самодеятельный
Таким образом, судить об
тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Оценка конкретного ребенка
Исходя из этого, в
Варианты раскрытия одаренности.
Познавательная мотивация и исследовательская активность ребенка,
выражаются
в высокой избирательности малыша
по отношению к исследуемому
новому, в предпочтении, которое он оказывает звукам, формам, цветам. Устойчивая избирательность, возможно, составляет одно из оснований развития специальных видов одаренности, проявляющихся в отдельных областях деятельности (художественной, социальной и т.д.).
Музыкальная одаренность
Сравнительно рано проявляются признаки одаренности в области музыки. Высокая избирательность выражается здесь в том, что самые сильные впечатления и переживания ребенка связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем. До двух-трех лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, у него на лице появляется улыбка, если мелодия нравится, он активно «гулит», как бы подпевая. Иногда впечатлительность, проявляемая к звукам музыки, столь необычайна, что может показаться болезненной. Например, стоило только кому-нибудь заиграть на фортепиано, как маленький Фридерик Шопен начинал плакать. Мать даже стала предполагать у него врожденное отвращение к музыке. На самом деле обильные слезы выражали волнение и трепет, которые испытывал при звуках музыки впечатлительный малыш.
С раннего возраста у музыкально одаренного ребенка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трем годам такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. Особая настроенность на музыку заставляет ребенка забывать все занятия и игрушки, как только прозвучат первые аккорды.
«Только
что играла в другой комнате с
бабушкой, — рассказывает мама полуторалетней
Катюши, — но только я села за инструмент,
она тут как тут, а улыбка во весь рот: «Ять».
«Играть» — слово не выговаривает. Но
знает, что я
сердиться буду, если начнет мне мешать. Бабушка ее уговаривает уйти в другую
комнату, но она ни в какую. Бабушка берет на руки и уносит: рев на всю квартиру. Приходится принести обратно в комнату. Пока играю, сидит у бабушки на коленях, но недолго. Вырывается и летит к инструменту; как магнит, он ее притягивает. Вижу, как хочется дотронуться до клавиш, иногда разрешаю. Буря восторга. Но недавно мне надо было готовиться к серьезному концерту, тут уже не до Кати. Но она почти все время в этой комнате была. Я долго, часами играла. Она устанет, у ног моих сядет, однажды так даже уснула под Бетховена...». Маленькому Моцарту не было еще двух лет, когда звуки музыки, которую исполнял отец, заставляли его отбросить игрушки и слушать. Однажды он прибежал в кабинет отца. «Тебе что здесь надо? Иди, не мешай!» Горькие слезы. Мать вынесла его во двор, и только вновь услышав музыку, доносящуюся из кабинета отца через окно, мальчик успокоился и заулыбался.
Познавательная активность
Примерно в три—пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально малыш имитирует жесты, манеру пения, игры на музыкальных инструментах — все, что видит у взрослых.
Когда отец играл на фортепиано, маленький Коля Римский-Корсаков бил в такт в игрушечный барабан. Отец нарочно менял темп и ритм, и малыш тотчас перестраивался. Вскоре стал верно напевать все, что играл отец. А через некоторое время уже подбирал на фортепиано, слышанные от отца пьесы.
Подражание
— это уже ступенька к
развития одаренности ребенка.