Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:54, курсовая работа
Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории. Тем самым характеризует современную социокультурную ситуацию, поскольку созидательная творческая энергия масс позволяет преодолевать всевозможные трудности, начать новые, неожиданные цели, обеспечивает большую свободу выбора. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что и успешность социальные прогресс, во многом зависит от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек творческим мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит неординарные решения любых возникающих проблем. Надо отметить, что именно в период детства закладывается основа для дальнейшего развития личности.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения социально-культурной
деятельности и основных форм работы культурно-досуговых
учреждений с детьми………………………………………………………..
I.1. Основные базовые понятия социально-культурной деятельности, история становления .………………………………………………………………………………………..
I.2. Культурно-досуговые учреждения как социально-культурный институт
по работе с детьми и подростками………………………………………………..
Глава II. Теоретические основы изучения детской одаренности и
стимулирование этих процессов в условиях социально-
культурных учреждений…………………………………………………
II.1. Детская одаренность: основные понятия, виды и варианты раскрытия
детской одаренности……………………………………………………………
II.2. Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в
условиях социально-культурной деятельности………………………………
II.3. Условия обогащения обучения одаренных детей…………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Глоссарий ……………………………………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………………….
В четыре года Вольфганг Моцарт пытался сочинить концерт для клавесина. А в возрасте около шести лет однажды попросил отца записать сочиненную пьеску. «Это была небольшая, незамысловатая вещица с простеньким ритмическим рисунком и нехитрым аккомпанементом. Но это был менуэт. Хотя в нем ощущалось подражание чужим образцам — произведениям отца и другим композиторам, — все же это было никем не игранное, сочиненное. Мальчик еще не умел записывать свои мысли, но он уже музыкально мыслил».
Что же значит для одаренного ребенка музыкально мыслить? По-видимому, учиться выражать свои переживания, свой внутренний мир через гамму звуков. Это соотносимо с поиском решения проблем. Но это особые проблемы, которые открываются на уровне чувств и почти непереводимы на уровень слов. Они как бы томятся в душе ребенка, находя выход в детских импровизациях. Ранние сочинения Моцарта, Гайдна, Прокофьева и других композиторов, чей музыкальный талант проявился рано, имеют большое значение не из-«за их вклада в Мировую сокровищницу культуры. Их качественные характеристики не столь блистательны, как у более поздних сочинений, — но они свидетельствуют о высоком творческом потенциале, проявившемся уже в период раннего детства. Без этих первых импровизаций невозможно было бы появление прекрасных сочинений более позднего периода, так как развитие музыкального таланта предполагает последовательное прохождение всех этапов раскрытия творческого потенциала.
Художественная одаренность
Похожая
картина наблюдается при
впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго.
Улыбчивая Сашенька поражает взрослых своей увлеченностью рисованием. В свои неполные пять лет, она может рисовать долго и много. Рисунки ее отличают богатство цветовой гаммы, оригинальность замысла. Они по исполнению превосходят работы детей старше ее на два-три года. Родители же не могут вспомнить, когда девочка стала рисовать. «Наверное, когда смогла карандаш в руках держать, — говорит папа. — Сначала наблюдала, как я рисую, потом сама стала пробовать. Например, я рисую кошку, она смотрит, а потом рядом свою подрисовывает. Поначалу просто каракули получались, потом все лучше, лучше. И вдруг перестала на одном листе со мной рисовать. Возьмет мой рисунок, отойдет к своему столику, рассматривает, потом отложит мой рисунок и начинает рисовать, но только так, чтобы ее рисунки от моих отличались. И такая серьезная в тот момент становится». «Помочь?» — спрашиваю. «Нет, я сама!» Конечно, сама, кто же еще может уловить тот образ, который живет в душе, и найти нужную для него внешнюю форму, чтобы сделать его видимым, доступным другим людям.
Большинство детей дошкольного возраста с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, воплощая свою богатую, фантазию в рисунках, поделках, постройках. К пяти—семи годам бурный творческий процесс достигает максимума (для этого возрастного периода).
«Может быть, — пишет художник А.Самохвалов, — этот процесс накопления детских впечатлений не всегда осуществляется в творческом проявлении, но нередко он выливается в бурный творческий процесс, детской живописи и рисунка, в особенности бурный и результативный в случае разумной и умелой помощи взрослых. И, тем не менее, этот процесс неизбежно подавляется в той или
иной степени и не только извне, но и изнутри самим наивно вспыхнувшим интеллектом... Творчество попадает под контроль, выступает необходимость освоения элементарной грамоты. Начинающий художник переживает период мучительного или во всяком случае не утверждающего творческую личность эклектизма и подражания. Но появляются новые впечатления и определенный запас профессиональных навыков, и тогда происходит чудо: художник обретает лицо»1.
Что же обусловливает появление этого чуда? Существует мнение, что главное тут— природные задатки; художником нужно родиться, и дар этот редкий. Но только он позволяет творящему найти свое неповторимое лицо. Хотя не принимать во внимание внешние воздействия тоже невозможно.
Но
даже если внешние обстоятельства складываются
вполне благоприятно, большую роль играет
собственная активность ребенка, его стремление
к творческому поиску. На определенном
этапе творческого развития, иногда уже
в дошкольном возрасте, перед ребенком
встает серьезная проблема: как же добиваются
художники такой силы воздействия их работ.
Эта проблема заставляет внимательнее
вглядываться в жизнь и в ее отражение
на живописных полотнах, сравнивать, анализировать,
наблюдать и постоянно экспериментировать.
Но прекратить, бросить уже нельзя, потому
что эти поиски становятся смыслом жизни.
Математическая и шахматная одаренность
Как и музыкально-художественная, рано проявляет себя одаренность математическая и шахматная.
Некоторые
дети уже в три-четыре года увлеченно
играют с числами: сначала с радостью
отыскивают их на вывесках домов, на страницах
книг и журналов, на ценниках в магазинах,
потом пробуют составлять разные новые
комбинации.
Освоение простых арифметических действий происходит быстро и радостно: ведь открывается масса новых возможностей для числовых игр. В четыре-пять лет некоторые одаренные дети с легкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двузначные и трехзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.
Пете пять с половиной лет. На вид он обычный подвижный, жизнерадостный ребенок. Но на вопрос: «До скольких ты умеешь считать?» — хитро прищурившись, спросил: «А до скольких нужно? До ста? Это — легкотня. Я и до тысячи могу, и до миллиона». Оказалось, что примеры на вычитание и сложение двузначных чисел не вызывают у мальчика особых трудностей. Для их решения ему не нужны бумага и карандаш, все считает в уме. «А если посложнее?» — спрашиваю. Глаза мальчика загораются, он весь — внимание. Задаю пример на сложение трехзначных чисел. Мысленно сама считаю «в столбик». Ответ у меня и у Пети получается почти одновременно. «Когда мы с мамой так играем (он подсчеты в уме воспринимает как игру), она всегда калькулятор берет, чтобы меня проверить», — сообщает мальчик. «Ты любишь такие игры?» — «Когда делать нечего». — «Тогда какое же твое любимое делр?» — «Иксы считать. Ну, это когда мы с папой всякие задачки решаем».
Здесь мы видим проявление сильной познавательной потребности, но избирательность познавательной активности выражается в повышенном внимании к числам и действиям с ними, в сильном стремлении к арифметическому и математическому поиску.
Для других одаренных детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных композиций. Научившись в четыре-пять лет играть в
шахматы,
они потом большую часть
Шахматная игра - постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Казалось бы, для дошкольника почти недоступное занятие, но на самом деле оно может стать желаннее любой другой игры, если познавательная активность ребенка обусловливает раскрытие его одаренности в этой области.
Литературная одаренность
Литературное дарование, как правило, раскрывается позднее, по-видимому, оно больше зависит от опыта и знаний по сравнению с математическими и шахматными способностями и более абстрактными по своему характеру. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства.
Для ребенка естественно выражать себя, свои чувства, мысли посредством речи после того, как он начинает говорить. Но одаренными детьми это осознается и переживается иначе.
Ребенок настроен на музыку слов, его завораживает звучание, рифм. Всевозможные слова так интересно рифмуются, получаются то веселые, то грустные, то рычащие, то зовущие, а иногда совершенно фантастические сочетания.
В
шесть лет пробовал складывать стихи
Володя Маяковский. Родные часто замечали,
что он говорил в рифму. Особая настроенность
на речь, на слово выражалась в огромном
желании слушать, чтение матери, самому
выразительно читать наизусть понравившиеся
стихи, с удовольствием играть в игры на
придумывание слов, рифм. Было и необычное экспериментирование по развитию голоса: залезал в большие пустые кувшины, декламировал стихи и просил сестру отойти и послушать, как звучит его голос.
Александр Блок стал сочинять стихи с пятилетнего возраста. «Лиризм, не свойственный детям, проснулся в нем рано», — писала его тетя и биограф М.А.Бекетова.
Простенькие по форме и содержанию первые стихи, как правило, не сохранялись, как и сочиненные сказки-фантазии. Но они выполняли свою роль. Ребенку удавалось передать свои чувства, настроение.
По сравнению с работами ровесников сочинения одаренных детей более оригинальны и выразительны, хотя в целом несут еще печать подражательности, что вполне естественно для дошкольного возраста.
Социальная одаренность
Есть еще вид одаренности, отличный от всех выше описанных, — это одаренность в социальной области. Ее изучение и выделение более традиционно для зарубежной психологии. В отечественной дошкольной педагогике и психологии этот аспект проблемы практически не разработан, хотя к настоящему времени для его изучения имеются существенные предпосылки: много исследований проведено по проблемам общения у дошкольников, их взаимодействия со взрослым, развития сюжетно-ролевой игры, формирования самооценки и оценок других в дошкольном возрасте и т.д. Именно в этот период закладываются основы нравственности, культуры поведения. Дети овладевают элементарными представлениями о гуманном отношении к людям, а навыки нравственного поведения постепенно переходят в привычку.
Если
у ребенка творческий потенциал
раскрывается именно в социальной области,
особенно важно помочь ему построить
взаимоотношения с окружающими на основе
уважения, внимания к личности другого.
«Сильному и мудрому даны его дары не для того, чтобы угнетать, а чтобы руководить и поддерживать слабого». Эти слова Дж. Рескина очень точно отражают ту истину, которую необходимо усвоить ребенку.
Не заметить лидера (или стремящегося к лидерству) в группе детей невозможно, если только не замечать нарочно. Достаточно недолго понаблюдать за детьми на занятии или в игре, как быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный малыш. У него хорошо развита речь. Он не боится и не стесняется обратиться к другому ребенку, к взрослому. Если бы не такой небольшой возраст, можно было бы сказать, что у такого ребенка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность- такому ребенку до всего есть дело.
Юле
всего полгода ходит в детский сад, но
складывается впечатление, что это ее
родной дом, а все остальные дети — в нем
гости. Обычно процесс привыкания к детскому
саду в той или иной степени (у всех по-разному),
не всегда сложен. Юля — редкое исключение.
Она быстро со всеми перезнакомилась,
причем не только с ребятами в группе и
воспитателями. Юля вскоре знала и заведующую,
и методиста, и медсестру. Помнила всех
по именам. Некоторые дети значительно
дольше ее ходили в детский сад, но не знали,
где находятся кухня, прачечная и кто там
работает. Юля все это выяснила довольно
быстро, так же скоро она до мелочей знала
режим дня в детском саду, все требования
к детям. Как-то незаметно для всех хрупкая,
невысокая девочка завоевала уважение
всех ребят. Даже самые отъявленные забияки
- Васька с Алешкой - слушали ее. Удивительно,
как точно она определяла, что, как и кому
сказать. Никто ее этому не учил, никто
не подсказывал. С маленькой и боязливой
Танечкой она старалась говорить мягко
и ласково, к Ваське и Алешке она обращалась
уверенно и твердо, в ее голосе даже появлялись
командные нотки.