Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в условиях социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории. Тем самым характеризует современную социокультурную ситуацию, поскольку созидательная творческая энергия масс позволяет преодолевать всевозможные трудности, начать новые, неожиданные цели, обеспечивает большую свободу выбора. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что и успешность социальные прогресс, во многом зависит от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек творческим мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит неординарные решения любых возникающих проблем. Надо отметить, что именно в период детства закладывается основа для дальнейшего развития личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения социально-культурной
деятельности и основных форм работы культурно-досуговых
учреждений с детьми………………………………………………………..
I.1. Основные базовые понятия социально-культурной деятельности, история становления .………………………………………………………………………………………..
I.2. Культурно-досуговые учреждения как социально-культурный институт
по работе с детьми и подростками………………………………………………..

Глава II. Теоретические основы изучения детской одаренности и
стимулирование этих процессов в условиях социально-
культурных учреждений…………………………………………………
II.1. Детская одаренность: основные понятия, виды и варианты раскрытия
детской одаренности……………………………………………………………
II.2. Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в
условиях социально-культурной деятельности………………………………
II.3. Условия обогащения обучения одаренных детей…………………………….

Заключение…………………………………………………………………………..
Глоссарий ……………………………………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая Цыреновой Кати.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

     Когда ребенок достиг определенных результатов, он нуждается в более квалифицированном преподавателе. Сотрудничество родителей и нового наставника в развитии таланта приобретает менее равноправный характер. Преподаватель или тренер становится единственным арбитром в процессе обучения, а роль родителей сводится к моральной и материальной поддержке.

  • Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.
  • Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.-992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  • «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.

     На  третьей стадии всякого рода общественные события— конкурсы, концерты, соревнования—являются важными компонентами развития таланта, наиболее торжественные события происходят вне дома. Таким образом, родители оказываются в роли зрителей.

     На  первой стадии ребенок тянется за родителем. На второй—родители находятся в раноправном партнерстве с избранным ими учителем. На третьей стадии родители подчинены главному наставнику, который часто сам отбирает себе учеников и является для них единственным примером.

     На  четвертой стадии подросток, обладающий действительно выдающимися способностями, обгоняет лучших учителей и равняется лишь на немногих в избранной сфере.

     Но  этих заоблачных вершин достигают очень  немногие: мы все испытываем восхищение и уважение, наблюдая за ними. В связи с этим родителям следует подумать и о преимуществах, и о проблемах, как для самого ребенка, так и для всей семьи.

     Вывод: Создавая   благоприятную   обстановку,   нужно быть внимательным к интересам ребенка, помогая ему в исследовании всех возможностей интеллектуального и творческого развития. Но и здесь необходимо чувство меры. Одаренных детей интересует практически все, но первоначальное очарование может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Чувствуя себя обязанным сделать все для удовлетворения потребностей ребенка в его самовыражении, родители часто не жалеют ни времени, ни денег. Нередко их ждет разочарование и раздражение, когда энтузиазм ребенка увядает, а дорогой инвентарь пылится в углу. Проявляйте благоразумие, не торопитесь бросаться в омут расходов, прежде чем ребенок действительно почувствует вкус к новому занятию.  

  • Давыдов   В.  15.  Проблемы  развивающего обучения.— М.,  1986.— С. 55—83.
  • Лейтес Н.С. «Психология одаренности детей и подростков» М.,

II.3. Условия обогащения обучения одаренных детей.

  В результате многочисленных исследований развития детей, проводившихся в первой половине XX века, было установлено, что огромные психофизиологические возможности детства далеко не полностью используются в существующих системах дошкольного воспитания. Значит, при соответствующем раннем обучении можно значительно ускорить развитие каждого ребенка? Заманчивая перспектива акселерации — ускорения развития детей — привлекла многих ученых и практиков.

  М.Б.Мак-Гроу формировала некоторые физические навыки (плавания и др.) у одного ребенка из пары близнецов в возрасте от семи до двадцати четырех месяцев; тренинг с другим близнецом проводился в течение менее трех месяцев. В результате первый не только значительно превзошел брата в формируемых навыках, но стал также более уверенным и смелым. Превосходство результатов в прыжках, плавании, беге сохранилось и в шесть лет. Выводы исследовательницы были весьма оптимистичны: раннее обучение может приводить к значительным успехам.

  Х.Девидсон обучала трехлетних детей навыкам  чтения, занимаясь с ними по десять минут пять раз в неделю в течение четырех месяцев. У этих детей наблюдался больший прогресс в овладении чтением по сравнению с шестилетними детьми, которые занимались примерно то же количество дней, но по 90 минут ежедневно. Однако исследовательница отмечала, что раннее обучение более эффективно для детей.

  Некоторые исследователи получали подобные результаты, работая с маленькими детьми, имеющими средний уровень интеллектуального развития.

  Отдельные американские педагоги высказывались  за то, чтобы сократить детство,  

  • Бурменская  Г.В., Слуцкий М.В. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991. – 376с
  • Давыдов   В.  15.  Проблемы  развивающего обучения.— М.,  1986.— С. 55—83.
  • Лейтес Н.С. «Психология одаренности детей и подростков» М.,

начиная школьное обучение с четырех лет.

  В то же время попытки искусственной  акселерации вызывали и немало критических замечаний.

  Ученые, признававшие решающую роль фактора наследственности, считали, что если у ребенка нет врожденного таланта или высокого интеллекта, попытки раскрыть у него необыкновенные способности обречены на неудачу. Проводившиеся в 1925—1945 гг. А. Гезелом и его сотрудниками исследования эффективности акселерации ставили под сомнение их успешность: эффект раннего обучения наблюдался в течение небольшого времени, а затем проявлялась тенденция к постепенному его угасанию.

  Единого мнения по этому вопросу нет до сих пор. Периодически внимание к нему возрастает. Отчасти это объясняется расширением наших знаний о развитии человека. В настоящее время ведутся активные исследования внутриутробного развития. По мнению некоторых западных ученых, обучение можно начинать еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери: предполагаются большие возможности для освоения любым ребенком энциклопедических знаний и многого другого. Но пока это только предположения.

  Идея  обучения младенцев плаванию, столь  бурно обсуждавшаяся в свое время, сейчас уже реализуется на практике; во многих детских поликлиниках есть специальные бассейны.

  Сложнее обстоит дело с развитием интеллектуального  и творческого потенциала. Несомненно, можно начинать обучение счету, чтению и другим интеллектуальным навыкам чуть ли не с года. Некоторые взрослые пытаются как можно раньше приступить к обучению ребенка. Но нужно ли это?

  Каждый  возрастной период, в том числе  и дошкольное детство, имеет свое

  • Давыдов   В.  15.  Проблемы  развивающего обучения.— М.,  1986.— С. 55—83.
  • Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать (пособие для воспитателей и родителей) М.: Издательство «Флинка», 1998. – 144с.

качественное  своеобразие. Возрастное развитие не сводится только к усвоению отдельных знаний и умений. Оно состоит в образовании новых психофизиологических уровней, новых планов отражения действительности. Происходит перестройка системы отношений ребенка с предметным миром и окружающими людьми.

                     Каковы психологические  предпосылки  обращения к ускорению?

   Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда — быстрота в схватывании сущности, смысла, характерные для них. Как следствие, такие учащиеся способны усваивать учебную программу с высокой скоростью. Имеются основания считать, что когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию. Быстрое схватывание, великолепное запоминание информации, сила обобщения, любознательность и независимость суждений под влиянием уже освоенной скучной учебной программы тратятся в холостую. Следующая аналогия дает возможность почувствовать необходимость стратегии ускорения.

   Занятия одаренного ребенка в обычном  классе по стандартной учебной программе  похожи на тот случай, когда нормального ребенка по ошибке помечают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях, и спустя какое то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начинает подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под

  • «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.

соответствующее ожидание учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

   Приведенное описание — лишь аналогия. Как показывают многие исследования, существуют различия между ситуацией с обучением нормального ребенка в классе для детей с задержкой умственного развития и той, где одаренный ребенок учится в обычном классе. Дело  в том, что учитель, получивший специально подготовку с умственно отсталыми детьми, гораздо легче заметит нормального ребенка в своем классе, чем обычный учитель выделит одаренного в обычном классе.

   Значительная  часть проблем детей с высоким  интеллектом в обычном классе определяется тем, что они легко справляются с учением и поэтому могут не привлекать к себе внимания, создавая у учителя впечатление, интеллектуальные потребности удовлетворены. Однако неожиданный бунт ученика или жалобы родителей могут обнаружить, что это далеко не так.

   Все специалисты сходятся в том, что в каком либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Также единодушны они в том, что ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Очевидно, несопровождаемое какими-то ещё изменениями в программе, ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

   Многолетние исследования, проведенные рядом психологов, показали, что ускорение способствует развитию интеллекта и обычно не наносит вреда в сфере общения (отмечаемые иногда трудности во взаимоотношениях с окружающими, по мнению тех же психологов, могли быть и до ускорения, а без него, возможно,

  • «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
  • Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.
  • Давыдов   В.  15.  Проблемы  развивающего обучения.— М.,  1986.— С. 55—83.

были  бы еще более выражены).

   Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.  

   Существует  несколько организационных форм ускорения: ранее поступление в  школу; ускорение в обычном классе; занятия в другом классе; «перепрыгивание» через класс; профильные классы; радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе); частные школы; раннее поступление в высшее учебное заведение.

Исследователи, изучавшие эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах, единодушны в том, что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. «Чистое» ускорение в какой-то степени напоминает скорую медицинскую помощь, снимая некоторые «срочные» проблемы развития незаурядных детей, но не предоставляя возможности удовлетворить их основные познавательные потребности. Поэтому редко используется только ускорение. Как правило, учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий — ускорения и обогащения.

   Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать об обогащении  сохраняется у большинства современных специалистов.

Информация о работе Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в условиях социально-культурной деятельности