Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:54, курсовая работа
Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории. Тем самым характеризует современную социокультурную ситуацию, поскольку созидательная творческая энергия масс позволяет преодолевать всевозможные трудности, начать новые, неожиданные цели, обеспечивает большую свободу выбора. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что и успешность социальные прогресс, во многом зависит от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек творческим мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит неординарные решения любых возникающих проблем. Надо отметить, что именно в период детства закладывается основа для дальнейшего развития личности.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения социально-культурной
деятельности и основных форм работы культурно-досуговых
учреждений с детьми………………………………………………………..
I.1. Основные базовые понятия социально-культурной деятельности, история становления .………………………………………………………………………………………..
I.2. Культурно-досуговые учреждения как социально-культурный институт
по работе с детьми и подростками………………………………………………..
Глава II. Теоретические основы изучения детской одаренности и
стимулирование этих процессов в условиях социально-
культурных учреждений…………………………………………………
II.1. Детская одаренность: основные понятия, виды и варианты раскрытия
детской одаренности……………………………………………………………
II.2. Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в
условиях социально-культурной деятельности………………………………
II.3. Условия обогащения обучения одаренных детей…………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Глоссарий ……………………………………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………………….
Проблем с самообслуживанием у Юли никогда не было, значительно раньше
ровесников она научилась сама есть, одеваться, обуваться, умываться. И в детском
саду делала это в числе первых. Быстро одевшись на прогулку, помогала медлительным детям.
Юле, наверное, очень хочется быть похожей на воспитательницу. Если ребята расшумятся, она призывает их к порядку, делает замечания, если кто-то поступает или что-то делает неправильно. Но при этом всегда готова помочь, если кому-то из детей не удается хорошо заправить кровать или приклеить деталь, застегнуть пуговицы или найти нужную книжку.
Ни одна игра не обходится без Юли: никто лучше ее не распределит роли, справедливее не рассудит спорщиков. Поэтому дети зовут ее играть и с удовольствием играют с ней. Юля .—большая выдумщица на игры и развлечения, но предпочтение она отдает играм «в жизнь людей», как бы творчески воплощая в них все, что видит вокруг.
У Юли обнаруживается и высокая познавательная мотивация, но в большей степени она ориентирована на мир людей, на человеческие взаимоотношения. Ее познавательная активность выражается в наблюдении и усвоении норм и правил социальной жизни, но она не просто усваивает, а творчески применяет их в повседневном общении, в играх.
По социальному
развитию девочка заметно опережает
сверстников. Она более самостоятельна
и инициативна. Вполне естественно, что
в ее действиях есть большой элемент подражания
взрослым, в частности воспитателям. Но
подражает она им не столько затем, чтобы
казаться взрослой, сколько из потребности
быть причастной к организации жизни в
группе. Уже сейчас заметно, пусть и зачаточное,
растущее чувство ответственности за других. А это, по мнению специалистов, основное качество, отличающее реального лидера. Интуитивно девочка угадала и другой важный момент лидерства: знать и уметь нужно больше других. Можно не
сомневаться, что Юля успевает на занятиях. А как же иначе, если хочешь быть первой и помогать другим? Юля по-доброму относится к товарищам и заслуженно занимает ведущее положение в группе.
Вывод: Родители, воспитатели, педагоги чаще всего при оценке одаренности исходят из интуитивно выбранных критериев, ориентируясь при этом на хорошую память ребенка, быстрое физическое развитие, легкое усвоение знаний и навыков. Огромное многообразие проявлений одаренности и субъективность суждений о ней препятствуют выведению общих закономерностей.
Возрастные
особенности раскрытия
В
развитии этой интегральной личностной
характеристики образование выступает
как один из ведущих факторов. Исследование
специфики его воздействия на
процесс развития детской одаренности
традиционно рассматривается как одна
из важнейших задач психологии и педагогики.
Психолого-педагогическая теория и образовательная
практика, если рассуждать формально,
всегда провозглашали задачу заботы о
детской одаренности, о раннем
выявлении, всемерном развитии детских талантов и способностей, выражали стремление решать проблемы специального обучения одаренных детей.
Первой, фундаментальной является проблема концепции одаренности. Прежде чем решать вопрос о том, как проводить диагностику одаренности, как правильно построить прогноз эволюции интеллектуально-творческого потенциала личности, на каких основах строить процесс его развития в разных видах деятельности — надо определить одаренность на концептуальном уровне. Далее на этой основе разрабатывается общая схема психодиагностической работы и методический инструментарий. Результаты, полученные на этапе диагностики, становятся основанием для прогнозирования развития индивида. В конечном итоге все это служит базой для моделирования процесса развития, разработки теоретических основ и практики образования.
В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать выяснение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками, со взрослыми. Наличие или отсутствие различных форм дисбаланса (социального, эмоционального, моторного) в развитии психики ребенка и другие параметры
Помимо указанной прикладной психодиагностики специальную область составляют диагностические исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования могут включать весьма широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами, характеризующими
одаренность, и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды и т.п.
Современный уровень диагностики не исключает случаев недооценки потенциала ребенка, то есть ошибок, связанных, в частности с тем, что отрицательные результаты испытаний могут зависеть от временных факторов, маскирующих подлинные возможности. В этой связи принципиальное значение имеет разработка методов выявления «скрытой» одаренности. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями представляет собой сложную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей. Разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции: поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Эти разногласия – своеобразный отголосок спора о преимущественной роли наследственности и воспитания в развитии одаренности
Выявление
одаренных детей –
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам в системе дополнительного
образования, либо в процессе индивидуализированного образования.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
Специальную
область составляют экспериментально
психологические исследования одаренных,
которые проводятся с целью получения
новых теоретических и
Очень важно верить в способности ребенка. Из позитивного окружения, которое вы создаете, он возьмет то, что ему необходимо. Для него ваша вера в его силы-достойная уважения предпосылка.
Родители нередко совершают характерную ошибку, пытаясь навязать уже достаточно взрослому ребенку то занятие, которое когда-то увлекало их самих. Им иногда и в голову не приходит, что ребенку это может быть не только не интересно, но и неприятно. «Если мне так нравились занятия борьбой, неужели
моему сыну может быть неинтересно? Он просто пока не вошел во вкус. Но он очень способный. Постепенно привыкнет, а потом ему, может быть, и понравится. Он же не отказывается ходить на тренировки!» Это высказывание любящего, умного и спортивно ориентированного отца стоит сравнить с тем, что говорит мать в частной беседе: «Да, он очень старательно тренируется и участвует во всех турнирах, потому что знает, как много это значит для отца. Он очень хочет, чтобы отец гордился им». На самом же деле ребенок в этой семье проявлял наибольший интерес к научным исследованиям, где поддержка отца была гораздо менее активной.
Одаренные дети, обладающие разносторонними способностями, часто сталкиваются с трудностями в выборе будущей профессии, поскольку избрание одного пути, естественно, исключает все остальные. Но, так или иначе, ребенок должен делать выбор сам. Родителям не следует быть чрезмерно активными в направлении такого выбора. Биографии одаренных людей нередко дают нам примеры того, как, будучи взрослыми, они неоднократно брались за новое для себя дело, начиная свою карьеру с нуля. Возможно, что, делая самостоятельный выбор, ребенок впоследствии приблизится к сфере интересов родителей. Но это будет уже его собственный выбор. Как правило, отложенное решение не рождает больших проблем, но есть сферы, где достижение вершин требует раннего старта и узкой специализации.
Довольно
часто высокоодаренные дети сопротивляются
«всестороннему» развитию, с малых лет
проявляя большой интерес к какому-то
одному занятию (например, музыке, математике,
спорту), добровольно отдавая этому почти
все свое свободное время. Вероятно, их
талант сочетается со способностью находить
в этом занятии полное удовлетворение,
что характерно для очень немногих людей.
Когда ребенок становится школьником и поступает в секцию или кружок, у него появляются индивидуальные учителя и наставники, которые рассматривают каждого ученика как индивидуальность, а темпы и уровень обучения, как и награды за успехи, определяются самим развитием ребенка, находящимся под пристальным вниманием педагогов.
Для всего этого процесса характерно постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свой талант — в отличие от обычной практики, когда ребенок должен сам постоянно приспосабливаться к темпу и уровню одноклассников. Когда же под руководством педагога или тренера ребенок не делает заметных успехов, родители склонны усматривать причину в наставнике и пытаются его заменить. Таким образом, индивидуальный преподаватель играет центральную роль на второй стадии развития таланта, а семья осуществляет контроль за выполнением заданий и внешкольным развитием. Нередко наставники подчиняют распорядок всей семьи урокам и занятиям вундеркинда. (Так, сестре одной способной фигуристки вменялось в обязанность следить за ее костюмами.) Методы преподавателей весьма тесно увязываются с родительской стимуляцией. На этой, второй стадии ребенок, как правило, уже проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.