Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:54, курсовая работа
Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории. Тем самым характеризует современную социокультурную ситуацию, поскольку созидательная творческая энергия масс позволяет преодолевать всевозможные трудности, начать новые, неожиданные цели, обеспечивает большую свободу выбора. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что и успешность социальные прогресс, во многом зависит от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек творческим мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит неординарные решения любых возникающих проблем. Надо отметить, что именно в период детства закладывается основа для дальнейшего развития личности.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения социально-культурной
деятельности и основных форм работы культурно-досуговых
учреждений с детьми………………………………………………………..
I.1. Основные базовые понятия социально-культурной деятельности, история становления .………………………………………………………………………………………..
I.2. Культурно-досуговые учреждения как социально-культурный институт
по работе с детьми и подростками………………………………………………..
Глава II. Теоретические основы изучения детской одаренности и
стимулирование этих процессов в условиях социально-
культурных учреждений…………………………………………………
II.1. Детская одаренность: основные понятия, виды и варианты раскрытия
детской одаренности……………………………………………………………
II.2. Развитие детской одаренности и стимулирование интересов в
условиях социально-культурной деятельности………………………………
II.3. Условия обогащения обучения одаренных детей…………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Глоссарий ……………………………………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………………….
права граждан в области культурной деятельности.
Особенности социально-
видов, Российская Федерация располагает большим количеством институтов, создающих условия для социально-культурной деятельности (музей, библиотека, клуб и т.д.)
Отличительные черты социально-культурной деятельности: гуманистический характер, культурологический характер, развивающий характер.
Функции
социально-культурной: развивающая, информационно-
Вывод:
Знание социально-культурной деятельности
необходимо для совершенствования и улучшения
культурно-досуговой сферы.
I.2. Культурно-досуговые учреждения как социально-культурный институт по работе с детьми.
Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний.
Термином «социально-культурный институт» обозначаются: семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные организации, системы народного
образования, средства массовой информации, специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки и т.д.
Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.
Социально-культурные центры и Центры досуга - это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Их основными задачами являются: создание условий для активного отдыха населения, предоставление возможностей творческой самореализации, личности или коллектива художественной, самодеятельности, оказание услуг населению (в том числе платных), методическая помощь организаторам культурно-досуговой деятельности школ и клубов, других организаций, игровая и концертная деятельность.
Социально-культурные центры и Центры досуга выполняют следующие функции: развлекательные, физкультурно – оздоровительные, образовательные, стимулирование творческой активности, досуговое общение, информационные.
Виды досуговой деятельности: самообразование, общественная деятельность, потребление культурных ценностей, занятие спортом, туризм и путешествия, развлечения, общение с людьми, общение с природой, пассивный отдых, антисоциальные виды досуга.
Основными задачами культурно-досуговых учреждений являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона. Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы,
интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
Во многих детских и молодежных кудьтурно-досуговых учреждений основной формой работы в кружках и студиях является, прежде всего, образовательный процесс (дополнительное образование), ведутся занятия по образовательным и авторским программам, выдаются свидетельства об окончании. Занятия в таких культурно-досуговых учреждениях проводятся по четкому расписанию, отводятся часы на игровую и досуговую деятельность. Для проверки полученных кружковцами или студийцами знаний регулярно проводятся контрольные, зачеты, срезы знаний – творческие увлечения детей и подростков приобретают значение профессионального образования с возможной подготовкой к поступлению в средние учебные заведения и вузы.
Задачей
детских и юношеских культурно-
Активно развиваются игровые формы досуговой деятельности:
брифинги,
ток-шоу, конференции-споры), 3. Встречи
с интересными людьми (профессионально-
Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей).
Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными традициями в культурно-досуговых учреждениях проводятся детские недели (музыки, книги, театра).
На базе современных культурно-досуговых учреждениях действуют кружки художественной самодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, технического творчества. Чаще всего эти объединения работают на самоокупаемости либо на средства меценатов.
Кружки художественной самодеятельности: танцевальный, театральный, вокальный, кукольный, кружок игры на гитаре и др. Кружки художественного творчества: декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, мягкой игрушки и др. Кружки технического творчества: техническое моделирование, моделирование одежды и др. Кружки отличаются свободой общения и доступностью материала.
Вывод:
Сеть учреждений культуры для детей и
подростков широко развита в нашей стране.
К ним относятся Дома детского творчества,
Дома и Дворцы молодежи, Центры эстетического
воспитания. Основной их целью является
создание необходимых условий для организации
свободного времени школьников. Для этого
в культурно-досуговых учреждений для
детей и школьников функционируют кружки
и студии различных направлений – художественной
самодеятельности, художественного творчества,
технические.
Глава II. Теоретические основы изучения детской одаренности и
стимулирование этих процессов в условиях социально-
культурной деятельности.
2.1. Детская одаренность: основные понятия, виды и варианты
раскрытия детской одаренности.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. А так как школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей, то это право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования. В условиях учреждения дополнительного образования этого добиться реально, так как, именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Следовательно, именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.
Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека предопределены природой, генетическим фондом. Каждый нормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых и достаточных социальных условиях развивать их в себе. У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно, гармонично. Какая из сущностных сил, будь то интеллект, чувства, воля, руки и ноги, зрение и слух, абстрактное или конкретно-образное мышление, может наиболее мощно и ярко проявиться, зависит от социального и педагогического фона, на котором происходит общее развитие детской личности. При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное существо. Феноменальные же, экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются на особой организации мозга, предрасположенности к теоретическому или художественному мышлению; особой связи глаза, образного мышления и двигательных навыков руки; специфическом взаимодействии слуха, воображения, мышц глотки, груди и легких; чувствительной н остро реагирующей нервной системе; взаимосвязи конституции организма и органов координации движения тела. Подобные редкие явления ранней одаренности заслуживают особого внимания. Однако они не должны отвлекать психологов и педагогов от проблемы одаренности каждого нормального ребенка. Чем больше создается возможностей для творческого само проявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания в общей массе одаренных, редких, ярких и сильных разнообразных талантов. В здоровой социальной среде индивиды эффективно взаимодействуют в труде, культуре, общественных отношениях, благодаря разноодаренности, взаимодополняют, взаиморазвивают и взаимовозвышают друг друга. Одни в большей степени
вовлекая в круг своего общения идущих рядом, пробуждают в них творческие способности, делают социальную среду нравственно и интеллектуально чище, благоприятнее для развития человека.
Одаренность
по своей сущности явление целостное
и многостороннее. Она имеет анатомо-физиологическое
основание, определенную организацию
и строение мозга, всех его функциональных
систем. В возникновении и развитии одаренности
существенную роль играют нервно-психические
образования, определяющие возможности
ребенка к особенному, оригинальному восприятию
мира, к воспитанию и обучению, к осмыслению
и творчеству, самовыражению и самоутверждению.
В структуре одаренности важное место
занимает эмоционально-волевой и действенно-практический
компоненты. Они стимулируют деятельность
ребенка по практическому применению
способностей и творческих сил. Талантливость
обусловлена индивидуально-личностными,
нравственно-эстетическими характеристиками
человека. Идейность, убежденность, принципиальность,
интеллектуально-нравственная раскованность
и свобода, упорство, упрямство, способность
стоять па своем, внутренняя самодисциплина,
гражданская сознательная дисциплина
— все это непременно внутренние условия
развития способностей, дарования, таланта.
Даровитость личности обусловлена субъективно-объективными
факторами, которые либо способствуют
развитию таланта, либо сдерживают и угнетают
проявление способностей в детях. Развитию
одаренности ребенка способствует как
наличие здоровой генетической основы,
так и условий социального педагогического
и психологического характера. Одаренность
возникает и пробивает себе дорогу либо
как спонтанное само проявление своеобразно
сложившихся биологических структур мозга
и организма, требующих для своего развития
соответствующей
практической деятельности, либо как нервно-психические и физические новообразования, возникающие в процессе воспитания и обучения как ответ организма на требования среды, а также специфической физической, общественной, интеллектуальной, художественной деятельности, в которую вовлекаются дети. И в том, и в другом случае развитие одаренности ребенка требует условий, обеспечивающих опробование и применение духовных и физических способностей. Особое значение имеет система продуктивной, творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детской самодеятельности, суть которой не сводится только к спонтанности, стихийности детского само проявления и самоутверждения. Самодеятельность эффективна, когда представляет собой органический сплав внутренне обусловленных влечений и побуждений, потребностей и стимулов с социально содержательной деятельностью. Ее осуществление детьми, обеспеченное консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями, должно быть самостоятельным. В то же время всякая одаренность, постепенно выводимая на уровень творчески-профессиональной деятельности, не может успешно формироваться в изоляции от мастера, вне педагогического руководства. Организованное введение и мастерство не только не подавляет творчески развивающуюся личность, но, напротив, поддерживает в ребенке веру в свои силы, в возможность достижения успеха, стимулирует 1 здоровое самолюбие и честолюбие.