Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе.
Задачи данной работы следующие:
1. Выявить специфические особенности, функции, и виды конфликтных ситуаций в современных организациях (на основе литературных источников);
2. Раскрыть сущность и причины трудовых конфликтов;
3. Дать содержательную характеристику основным стратегиям и методам разрешения конфликтных ситуаций;
4. Дать характеристику организации, на примере которой проводится исследование;
5. Провести анализ типичных конфликтных ситуаций в коллективе ТД "Сосневский".
6. Провести анализ управления трудовыми конфликтами в организации;
7. Разработать методические рекомендации по предотвращению конфликтных ситуаций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ
1.1 Конфликт: понятие, виды, функции
1.2 Понятие, сущность и причины трудовых конфликтов
1.3 Методы разрешения трудовых конфликтов в организациях
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ ТД "СОСНЕВСКИЙ"
2.1 Характеристика организации
2.2 Анализ социально-психологического климата организации
2.3 Анализ управления трудовыми конфликтами
ГЛАВА 3. Проектирование системы разрешения конфликтных ситуаций в ТД "СОСНЕВСКИЙ"
3.1 Рекомендации по предотвращению трудовых конфликтов
3.2 Рекомендации по совершенствованию разрешения трудовых конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данной работы заключалась в том, чтобы проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности современных организаций и на основе рассмотренных теоретических положений современной социологии конфликта разработать некоторые рекомендации по их урегулированию и разрешению на примере ТД "Сосневский".
В первой главе была рассмотрена методология управления конфликтами, понятие, виды, сущность, причины и последствия конфликтов. Основываясь на исследованиях в области конфликтологии и психологии, были выделены методы разрешения трудовых конфликтов, где в первую очередь следует назвать выверенную кадровую политику, правильный подбор и расстановка кадров, а также примирительные процедуры, переговоры и др.
При
подготовке материалов были собраны
данные о реальных конфликтных ситуациях
в ТД "Сосневский". Для определения
конфликта в анализируемой
После чего, полученные сведения были изучены и проанализированы, и определены типы конфликтов, происходящих в организации.
Таким
образом, анализ показал, что директор
отлично справляется с
В практической части предложены пути разрешения и предупреждения конфликтов. В этом разделе приведена методика по диагностике и выявлению негативных моментов в отношении сотрудников между собой и по отношению к организации.
Разработаны
предложения по мероприятиям, которые
повысят удовлетворенность
Таким
образом, основными причинами
Следует отметить, что последствия конфликтных ситуаций в современных организациях тоже не всегда однозначны. Трудовой конфликт может привести как к улучшению функционирования организации в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации.
Соответственно
и стратегию управления трудовым
конфликтом руководитель должен выбирать
с точки зрения оптимального баланса
последствий конфликтной
Итак, поскольку трудовые конфликты в жизни организации неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, на усвоении теоретических и практических знаний по этой проблематике. Кроме того, необходимо научиться предупреждать трудовые конфликты, совершенствуя организационную структуру и межличностные отношения в ней. Тогда возникающие конфликты будут не негативным явлением, а стимулом для движения и развития организации вперед.
Таким образом, трудовой конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в "тонусе", он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер деятельности. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Основной вывод, который можно сделать – руководитель не должен закрывать глаза на конфликт в коллективе, конфликт необходимо предупреждать, тщательно его проанализировать и сгладить возможные отрицательные последствия. В заключении отметим, если же умело управлять трудовым конфликтом, то он укрепляет и коллектив, и организацию в целом, и помогает выработать общую концепцию управления, как в малых, так и в самых крупных организациях.
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский
процессуальный кодекс
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. от 10.11.2009) // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
4. О
порядке разрешения
5. Рекомендации
об организации работы по
6. Рекомендации
об организации работы по
7. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже: Постановление Минтруда России 14 августа 2002 г. № 59 // Бюллетень Минтруда РФ. 2002. № 8.
8. Анцупов,
А.Я., Шипилов, А.И. Проблемы
9. Богданов,
Е.Н., Зазыкин, В.Г. Психология
10. Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.
11. Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, формы: пособие для подготовки к экзаменам / А.А. Брасс. Минск.: Соврем. шк., 2006. – 348 с.
12. Веснин, В.Р. Менеджмент / В.Р. Веснин. М.: Проспект, 2005. – 504 с.
13. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учебник для вузов / И.Е. Ворожейкин. М.: ИНФРА-М, 2002. – 240 с.
14. Деминг В. Выход из кризиса / В. Деминг. М.: Альба,1994. – 497 с.
15. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. М.: Гардарики, 2000. – 316 с.
16. Емельянов,
С.М. Практикум по
17. Зазыкин,
В.Г., Зайцева, Е.В. Конфликтная
личность в конфликтном
18. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликтов / А.Г. Здравомыслов. М.: Аспект-Пресс, 1995. – 317 с.
19. Зигер, В. Руководить без конфликтов / В. Зигер. М.: Экономика, 1990. – 448 с.
20. Лукашевич, В. Основы менеджмента в торговле / В. Лукашевич. М.: Экономика, 1998. – 240 с.
21. Мастенбрук,
У. Управление конфликтными
22. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2004. – 702 с.
23. Одегов,
Ю.Г. Карташова, Л.В.
24. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации. / В.П. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2003. – 296 с.
25. Семигин, Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире / Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1996. – 208 с.
26. Сулимова,
Т.С. Социальная работа и
27. Травин, В.В., Дятлов, В.А. Менеджмент персонала предприятия. 4-е изд. / В.В. Травин, В.А. Дятлов. М.: Дело, 2002. – 271 с.
28. Фишер, Р., Юрии, У. Путь к согласию или переговоры без поражения, пер. с англ. / Р. Фишер, У. Юрии. М.: Наука, 1992. – 158 с.
29. Хачатуров,
С.Е. Организация
30. Шекшня,
С.В. Управление персоналом
31. Конфликт со знаком "плюс" // Журнал "Бизнес". 1994. №3.
32. Попова, Е. Внутрифирменные конфликты: природа и методы преодоления // Кадры. 2007. № 5.
33. Современная западная социология: Словарь / сост. Ю.Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1990.