Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе.
Задачи данной работы следующие:
1. Выявить специфические особенности, функции, и виды конфликтных ситуаций в современных организациях (на основе литературных источников);
2. Раскрыть сущность и причины трудовых конфликтов;
3. Дать содержательную характеристику основным стратегиям и методам разрешения конфликтных ситуаций;
4. Дать характеристику организации, на примере которой проводится исследование;
5. Провести анализ типичных конфликтных ситуаций в коллективе ТД "Сосневский".
6. Провести анализ управления трудовыми конфликтами в организации;
7. Разработать методические рекомендации по предотвращению конфликтных ситуаций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ
1.1 Конфликт: понятие, виды, функции
1.2 Понятие, сущность и причины трудовых конфликтов
1.3 Методы разрешения трудовых конфликтов в организациях
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ ТД "СОСНЕВСКИЙ"
2.1 Характеристика организации
2.2 Анализ социально-психологического климата организации
2.3 Анализ управления трудовыми конфликтами
ГЛАВА 3. Проектирование системы разрешения конфликтных ситуаций в ТД "СОСНЕВСКИЙ"
3.1 Рекомендации по предотвращению трудовых конфликтов
3.2 Рекомендации по совершенствованию разрешения трудовых конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ
1.1 Конфликт: понятие, виды, функции
1.2 Понятие, сущность и причины трудовых конфликтов
1.3 Методы разрешения трудовых конфликтов в организациях
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ ТД "СОСНЕВСКИЙ"
2.1 Характеристика организации
2.2 Анализ
социально-психологического
2.3 Анализ
управления трудовыми
ГЛАВА 3. Проектирование системы разрешения конфликтных ситуаций в ТД "СОСНЕВСКИЙ"
3.1 Рекомендации
по предотвращению трудовых
3.2 Рекомендации
по совершенствованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
трудовой конфликт разрешение коллектив
ВВЕДЕНИЕ
Общественная
жизнь немыслима без
Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Работающие в организации люди различны между собой. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-либо вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.
Руководитель
организации согласно своей роли
находится обычно в центре любого
конфликта и призван разрешать
всеми доступными ему средствами.
Управление конфликтом является одной
из важнейших функций
Актуальность темы, как теоретическая, так и практическая, весьма велика. Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в сфере труда, всегда была одной из наиболее значимых и одновременно сложных для любого государства.
Цель
данной курсовой работы – изучить
природу возникновения и
Задачи данной работы следующие:
1.
Выявить специфические
2. Раскрыть сущность и причины трудовых конфликтов;
3.
Дать содержательную
4. Дать характеристику организации, на примере которой проводится исследование;
5.
Провести анализ типичных
6.
Провести анализ управления
7.
Разработать методические
Объектом
данного исследования является персонал
предприятия. Предметом исследования
– управление конфликтами на предприятии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ
КОНФЛИКТАМИ
1.1
Конфликт: понятие,
виды, функции
Как и многие понятия в теории, социологии и психологии управления, конфликт имеет немало различных определений и толкований. Многие специалисты дают ему такое определение: "Конфликт – (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба и уничтожение соперника".
Итак, конфликт есть противоборство между субъектами, вызванное трудноразрешимыми и субъективно значимыми противоречиями, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями.
В
этом определении противоборство рассматривается
как специальный вид
Анализ и разрешение конфликтов, таким образом, следует осуществлять в единстве этих трех аспектов.
Рассмотрим виды и типологии конфликтов, встречающиеся в исследованиях по конфликтологии и психологии конфликтов.
По сферам конфликтов были выделены следующие их виды: экономические, социальные, политические, этнические, производственные, семейно-бытовые, организационные, психологические, нравственные и пр.
По количественным характеристикам вовлеченности в конфликт его участников выделяют следующие виды конфликтов.
1. Внутриличностный конфликт. Он проявляется на единичном уровне, у конкретной личности. В самом общем виде он представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных влечений, интересов, потребностей, чувств. Возникает в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.
2. Межличностный конфликт. Межличностный конфликт часто возникает из-за психологической несовместимости. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов.
3. Межгрупповой конфликт. В нем оппонентами являются конкурирующие группы или коллективы, а также ситуации, когда они преследуют несовместимые цели, отстаивают разные интересы и ценности. Межгрупповой конфликт часто возникает из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т. д. Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами в организации [36, с.105].
4. Конфликт "личность-группа (коллектив)". Обычно такой конфликт возникает между руководителем и коллективом или одним из членов коллектива и всем коллективом.
По
продолжительности конфликты
По значению для организации конфликты
делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.
Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.
В публикациях по конфликтологии можно встретить и другие типологии, базирующиеся на более детальных, менее общих основаниях.
Любой конфликт, независимо от его вида и условий протекания, имеет отличительные признаки, которые проявляются в его общих свойствах, то есть присущих всем конфликтам, а также в его главных функциях [23, с. 80].
Направленность конфликта - это важная векторная характеристика. В основном она связана с должностным, социальным или профессиональным статусом оппонентов, уровнями отстаиваемых интересов, включенностью в конфликт иерархических структур организации. В психологических исследованиях выделены следующие виды направленности трудовых конфликтов [29, с. 45]:
Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой – зависимость, которая возникает между ним и другим компонентом общественной жизни. В первом случае берутся во внимание последствия конфликта, во втором – направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей [21, с. 37]. Важнейшая функция конфликта – активизация социальных связей, придание взаимодействию людей и их отношениям большей динамичности и мобильности. Это сказывается на темпах социально-экономического развития, как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации, определяет степень делового настроя.
Созидательная, или конструктивная функция. Она проявляется, если в результате конфликта преодолеваются негативные или кризисные явления. В этом случае именно конфликт помогает избавиться от того, что мешает всему позитивному: прогрессивному развитию, улучшению отношений, повышению эффективности деятельности и взаимодействий, удовлетворенности ими, самосознанию и пр.
Разрушительная, или деструктивная функция. Она проявляется и в негативных последствиях конфликта, его разрешении на несправедливой основе. Деструктивные функции конфликта личностного уровня небезопасны и характеризуются такими явлениями: пессимизм, стресс, чувство подавленности работников; разочарование в собственных силах; неуверенность, потеря мотивации, ценностных представлений и идеалов; девиантное, негативная оценка коллег и партнеров; негативные примеры поведения, сплетни, молчание или ругательства и др.
Диагностическая функция конфликтов. Она обладает свойством универсальности, не зависящей от других его функций и характеристик. Ее роль особенно велика. Нередко ее называют информационно-сигнальной.
Таковы
основные общие характеристики и
функции конфликтов. Их роль велика,
поэтому анализ любых конфликтов всегда
следует начинать с описания его общих
характеристик и выполняемых функций.
Это поможет разобраться в его истинных
причинах и движущих силах.
1.2
Понятие, сущность и причины трудовых
конфликтов
Трудовой конфликт это противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Ни один трудовой коллектив еще не обходился без конфликтов. С точки зрения теории, конфликт внутри трудового коллектива является нормой. Трудовой конфликт имеет как негативные последствия, так и позитивные. К негативным относятся [15, с.15]: