Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе.
Задачи данной работы следующие:
1. Выявить специфические особенности, функции, и виды конфликтных ситуаций в современных организациях (на основе литературных источников);
2. Раскрыть сущность и причины трудовых конфликтов;
3. Дать содержательную характеристику основным стратегиям и методам разрешения конфликтных ситуаций;
4. Дать характеристику организации, на примере которой проводится исследование;
5. Провести анализ типичных конфликтных ситуаций в коллективе ТД "Сосневский".
6. Провести анализ управления трудовыми конфликтами в организации;
7. Разработать методические рекомендации по предотвращению конфликтных ситуаций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ
1.1 Конфликт: понятие, виды, функции
1.2 Понятие, сущность и причины трудовых конфликтов
1.3 Методы разрешения трудовых конфликтов в организациях
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ ТД "СОСНЕВСКИЙ"
2.1 Характеристика организации
2.2 Анализ социально-психологического климата организации
2.3 Анализ управления трудовыми конфликтами
ГЛАВА 3. Проектирование системы разрешения конфликтных ситуаций в ТД "СОСНЕВСКИЙ"
3.1 Рекомендации по предотвращению трудовых конфликтов
3.2 Рекомендации по совершенствованию разрешения трудовых конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Создание хорошего психологического климата в коллективе является необходимым условием эффективной совместной деятельности работников.
Эффективная совместная деятельность ТД "Сосневский", как это видно из полученной оценки психологического климата, свидетельствует о наличии в трудовом коллективе таких качеств как сработанность, совместимость и нормальный характер межличностных отношений. Работники данного предприятия вполне довольны заработной платой и графиком работы, что встречается очень редко. Однако им не хватает удовлетворённости в своей работе.
Конфликты, имеющие место в коллективе ТД "Сосневский" характерны практически для всех торговых компаний. Среди них следует назвать следующие:
Самой актуальной, и наиболее часто встречающейся является первая группа конфликтов - это организационные (производственные) конфликты. По словам исследователя В.Р. Веснина, под организационным конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединениях, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов [20, c. 144], главная функция которых – качественное выполнение работы, совершенствование производства. Как правило, конфликты такого рода разрешаются, как говорят, в "рабочем порядке", т.е. в результате краткосрочного обсуждения возникшей проблемы и оперативного внесения изменений.
Так же было проведено тестирование по выявлению "проблемных зон" в коллективе ТД "Сосневский", которое дало нам следующие результаты (Приложение Е).
По результатам анкетирования уже выявилось несколько "проблемных зон", над которыми следует хорошо поработать. Работники данного предприятия вполне довольны заработной платой и графиком работы, что встречается очень редко. Однако им не хватает удовлетворённости в своей работе. Проблема корпоративной культуры сегодня актуальна, прежде всего, для крупных российских компаний. Там, где даже десять человек не в состоянии лично контролировать деятельность всего коллектива, помимо должностных инструкций нужны чётко формализованные моральные и ценностные устои, необходимые для успешной деятельности предприятия.
Так
же был проведён анонимный опрос
сотрудников ТД "Сосневский":
Таблица 6 – Перемены в ТД "Сосневский"
Какие перемены, за последнее время, Вы отмечаете в нашем коллективе? | Да (%) |
1.улучшилась психологическая обстановка | 65 |
2.увеличилась зарплата | 70 |
3.больше
внимания стало уделяться |
50 |
4.улучшилась организация труда | 70 |
5.мне хочется работать | 80 |
6.не произошло никаких перемен | 5 |
7.все
меняется только в худшую |
5 |
8.другое | 10 |
9.затрудняюсь ответить | 0 |
Данные
свидетельствуют о
Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией [38, c. 204]. В ТД "Сосневский" в некоторых случаях применяются следующие методы:
2.3
Анализ управления трудовыми
конфликтами
Заблаговременное
обнаружение конфликтных
Деятельность по предупреждению конфликтов может осуществлять сам руководитель организации. Она может вестись по четырем основным направлениям:
1.
Создание объективных условий,
препятствующих возникновению
2. Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций. Анализ конфликтов во взаимоотношениях работников показал, что существуют типичные проблемные ситуации социального взаимодействия и типичные предконфликтные ситуации, обычно приводящие к конфликту. Конструктивное разрешение таких ситуаций можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом.
3.
Успокаивающая материальная
4.
Создание благоприятного
Существует еще ряд объективных условий, влияющих на возникновение конфликтов между людьми. В конечном итоге на состояние организма и психику человека влияет вся материальная среда, с которой он взаимодействует. Следовательно, она опосредованно влияет и на его конфликтность.
Бывает, руководитель компании затрудняется определить материальные, временные и другие затраты на достижение цели, или не имеет возможность обеспечить деятельность, полностью перекладывая решение этой проблемы на исполнителя, целесообразнее было бы оценивать не только то, что не сделано, а то, что сделано. Такой способ по сравнению со всеми остальными в наименьшей степени подвержен влиянию субъективных факторов, он учитывает возможную позицию подчиненного, менее конфликтен.
Основные меры, применяемые руководителем ТД "Сосневский" по осуществлению результативного прогнозирования трудовых конфликтов следующие:
Использование данных мер позволяет предположить о возникновении в будущем трудового конфликта, а значит, и получает необходимую информацию о нем.
Исходным моментом эффективного обращения с трудовыми конфликтами является их диагностирование, предполагающее сбор и анализ разносторонней информации о них. Важными аспектами диагноза конфликта являются: причины (источники) конфликта, природа и стороны конфликта, отношение сторон к конфликту, формальные и неформальные взаимоотношения и позиции сторон.
Руководитель компании использует следующие методы своевременной диагностики:
Каждый
современный руководитель должен знать
состояние и перспективы
Одним из надежных способов предупреждения конфликтов является учет совместимости характеров при наборе персонала и расстановке кадров. В первую очередь, это касается подбора заместителей и помощников, т. к. конфликты между ними и руководителем быстро переносятся на весь коллектив: каждая из сторон "вербует" себе союзников в той или иной группе. Казалось бы, всем ясно, что у вспыльчивого руководителя должны быть спокойные, уравновешенные заместители, у рационального – эмоциональные, увлекающиеся помощники и т. п. Но часто случается, что начальник подбирает себе окружение, состоящее из людей, похожих на него, от чего впоследствии страдает бизнес организации.
Другая типичная ошибка руководителей – назначение на позиции заместителей людей покладистых, не отличающихся особыми деловыми качествами, кроме исполнительности. Дальновидные управленцы, наоборот, стараются подобрать лояльных, но очень способных людей – с такими легче и плодотворнее работается.
Хорошо, когда официальный руководитель является и лидером коллектива. Но деятельность работников не укладывается только в рамки утвержденных должностей – существует неформальная структура, которая основана на личных отношениях, симпатиях и антипатиях. Наряду с официальным руководством в компании может быть один или несколько неформальных лидеров из среды исполнителей, не имеющих официальных прав и ответственности. Они пользуются у людей авторитетом в силу личных черт характера, способны объединить их вокруг себя и возглавить достижение какой-либо общей цели.
В
процессе деятельности ТД "Сосневский"
ежедневно возникает
Охарактеризуем персонал организации по поведению в конфликтных ситуациях и выходу из них.
Директор предприятия и его сотрудники стараются следовать некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций. Это происходит следующим образом. В первую очередь - это создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтных ситуаций. Руководитель ведет наблюдение за работой каждого сотрудника и, если выясняется, что человек не имеет желания работать качественно и эффективно, с ним проводится разъяснительная беседа, в ходе которой конкретно указываются все недостатки и промахи в работе, работник наказывается материально. В дальнейшем, если ситуация не меняется в сторону улучшения, то данного сотрудника увольняют.