Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе.
Задачи данной работы следующие:
1. Выявить специфические особенности, функции, и виды конфликтных ситуаций в современных организациях (на основе литературных источников);
2. Раскрыть сущность и причины трудовых конфликтов;
3. Дать содержательную характеристику основным стратегиям и методам разрешения конфликтных ситуаций;
4. Дать характеристику организации, на примере которой проводится исследование;
5. Провести анализ типичных конфликтных ситуаций в коллективе ТД "Сосневский".
6. Провести анализ управления трудовыми конфликтами в организации;
7. Разработать методические рекомендации по предотвращению конфликтных ситуаций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ
1.1 Конфликт: понятие, виды, функции
1.2 Понятие, сущность и причины трудовых конфликтов
1.3 Методы разрешения трудовых конфликтов в организациях
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ ТД "СОСНЕВСКИЙ"
2.1 Характеристика организации
2.2 Анализ социально-психологического климата организации
2.3 Анализ управления трудовыми конфликтами
ГЛАВА 3. Проектирование системы разрешения конфликтных ситуаций в ТД "СОСНЕВСКИЙ"
3.1 Рекомендации по предотвращению трудовых конфликтов
3.2 Рекомендации по совершенствованию разрешения трудовых конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Однако
наличие конфликта обновляет
и развивает сложившуюся
Перечислить
все вероятные причины
Причин возникновения конфликтов в организациях очень много, это во многом связано как со сложностью организации, как системы, так и со сложностью осуществляемых в ней взаимодействий. Естественно, что чем сложнее организация, тем больше вероятность возникновения в ней различных противоречий, которые трудно разрешить только согласованием и управлением. Рассмотрим основные психологические противоречия в организации, которые приводят к межличностным, межгрупповым и иным конфликтам в ней.
1. Противоречие,
вызванное несправедливой оценкой
труда персонала
2. Противоречие, вызванное психологической
несовместимостью из-за следования конфликтным
социальным ролям.
3. Противоречие
между стилем руководства,
4. Противоречие,
вызванное недостатками в
5. Противоречия, возникающие при инновациях.
Итак,
интересы работодателя и работника
- субъектов трудового
Трудовые конфликты между работодателем и работником могут возникать по самым разным поводам, основаниям и на любом этапе существования трудового правоотношения. Они могут предшествовать трудовому правоотношению, возникать в период его действия или приходят ему на смену. При этом конфликт далеко не всегда является синонимом правового термина "трудовой спор".
Причинами индивидуальных трудовых споров чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые работодателем, выступающим от его имени руководителем (администрацией).
Трудовые споры можно классифицировать на виды по различным основаниям [24, c. 408].
По субъектному составу выделяют:
Субъектом индивидуального спора, противостоящим работодателю, является работник или гражданин, изъявивший желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Субъектом коллективных трудовых споров, противостоящим работодателю или его представителю, является трудовой коллектив или представители работников, заявляющие требования по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права.
По характеру разногласий выделяют:
К спорам искового характера относятся разногласия, возникающие в связи с применением установленных законами и иными нормативными правовыми актами и индивидуальными договорами условий труда. В ходе исковых трудовых споров работник добивается признания за ним конкретного права. Споры искового характера, как правило, индивидуальны.
Споры
неискового характера
- это разногласия, возникающие в связи
с изменением действующих или установлением
новых условий труда. Неисковый характер
имеют все коллективные трудовые споры;
они разрешаются в особой процессуальной
форме.
1.3
Методы разрешения
трудовых конфликтов
в организациях
Известно, что многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить, поэтому профилактика трудовых конфликтов должна занять видное место в деятельности любой организации. Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной. С этой целью целесообразно использовать результаты психологических исследований субъективных причин и динамики конфликтов, системное описание конфликтной личности. Они позволят не только целенаправленно и эффективно решать практические задачи по предупреждению конфликтов, но и снижать уровень конфликтности конкретных личностей.
Одной из основных стратегий предупреждения трудовых конфликтов в коллективах организаций можно считать, прежде всего, снижение уровня конфликтности тех личностей, которые склонны к их разжиганию. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми... Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом [27, c. 171].
Работа по осуществлению данного подхода может идти по двум направлениям:
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности. Они являются общими и носят в известной мере универсальный характер.
Важным
фактором снижения конфликтности личности
является высокий авторитет
Хорошим стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов в коллективе, а, следовательно, влияющим на проявления конфликтности, является наличие в нем высокой организационной культуры как системы осознанных и неосознанных представлений, ценностей, правил, запретов, традиций, разделяемых всеми членами организации.
Значимым
психологическим фактором, снижающим
уровень конфликтных
Наконец благоприятный психологический климат в коллективе является фактором, существенно снижающим уровень конфликтности персонала.
Таковы основные организационно-управленческие условия, препятствующие проявлению конфликтности личности.
Конструктивным
средством, снижающим уровень
Выбор методов разрешения трудового конфликта - дело непростое. Как нет абстрактного конфликта, так и не существует универсальных способов его разрешения. Это обусловлено, прежде всего, индивидуальными особенностями оппонентов, их специфическими внутренними условиями.
3.
Следующий метод называется "взрыв".
Он является разновидностью
Все методы делятся на две группы: негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой; позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта. Это - разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества. Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы нередко дополняют друг друга [31, c. 334].
В
психологических публикациях
Если же конфликтные личности, несмотря на ущерб, причиняемый их поведением, все же представляют ценность для организации, то необходимо выстраивать с ними соответствующие отношения, общаться особым образом, чтобы минимизировать проявления их конфликтности, определить способы оказания на них влияния.
Одним из способов разрешения конфликтов является принуждение оппонентов придерживаться в конфликтном противоборстве тех или иных моделей поведения [14, c. 77]. Такой прием является не чем иным, как способом управления конфликтом. Выбор модели обусловливается ситуацией и опять же психологическими особенностями оппонентов, уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, длительность конфликта и др [28,c. 45]. Рассмотрим основные модели.
1.
Модель "игнорирования" конфликта.
Эту модель следует применять,
когда конфликт не имеет столь
острого и опасного характера
и представляет собой
2. Модель "компромисса". Применение данной модели дает положительный результат при следующих условиях: оппоненты обладают практически равными возможностями и резервами усиления ресурсов; оппоненты не заинтересованы в разрушительных последствиях конфликта.
3. Модель "уступок". Она эффективна в том случае, когда возможно сильное влияние на оппонентов, а сами они не могут усилить свои позиции, к тому же для них важно сохранение партнерских отношений. Нетрудно видеть, что данная модель поведения возможна, если конфликт является деловым, кратковременным и лихорадящим.
4.
Модель "сотрудничества". Такая
модель позволяет достичь
5.
Модель "уход от решения". В
этом случае оппоненты
Другие известные модели поведения - "Я категорически настаиваю", "Согласие на любое предложение", "Отрицание наличия проблемы" и "Соревнование" - только усугубляют конфликт.
Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Теория переговоров разработана американскими конфликтологами Фишером Р., Юри У., Деном Д. [42, c. 65].
Переговоры
– это совместное обсуждение конфликтующими
сторонами с возможным