Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:22, курсовая работа
Цель настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организации.
Задачи:
изучение существующих методик стратегического анализа и выбора их достоинств, недостатков и ограничений;
осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;
изучение типологии стратегий, практика их применения;
практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.
ВВЕДЕНИЕ
1 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ МАКРОСРЕДЫ (SLEPT-анализ)………………………………………………………………………………….
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА УРОВНЕ БИЗНЕСА (ОТДЕЛЕНИЯ) КОРПОРАЦИИ………………………………………………………………………..
Отраслевой стратегический анализ внешней среды…………………..
Характеристика и основные показатели бизнес-области……………..
Анализ конкурентных сил по модели М.Портера……………………..
Ключевые факторы успеха……………………………………………....
Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли…….
Анализ внутренней среды бизнеса…………………………………….
Анализ основных показателей бизнеса………………………………..
Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса………………………...
Сводная оценка конкурентной позиции отделения……………………
SWOT- анализ……………………………………………………………
3 МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПОРТФЕЛЯ КОРПОРАЦИИ………..
3.1 Матрица GE/McKinsey…………………………………………………….
3.2 Матрица Hoffer/Shendel……………………………………………………
3.3 Расчет финансовых потоков корпорации…………………………………
4 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИИ...
5 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА (ОТДЕЛЕНИЯ)…………………….
5.1 Товарно-рыночная стратегия………………………………………………
5.2 Стратегия конкуренции……………………………………………………
5.3 Стратегия внутреннего развития ………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………
Окончание таблицы 11
Составляющая потенциала |
Состояние,абсолютная оценка (приводятся показатели по заданию) |
Оценка относительно конкурентов |
Выводы(оценка показателей) |
Рекомендации |
4.Кадровая |
– Уровень квалификации сотрудников - удовлетворительный |
аналогично конкурентам |
Не достаточный уровень квалификации персонала для строительства жилья высокого класса |
6. Необходимо дополнительное
финансирование бизнеса за |
– Уровень специализации рабочих мест - широкая |
широкая | |||
5.Информационная |
– Наличие связей в деловых кругах, репутация - отсутствуют или незначительны |
отсутствуют или незначительны |
В условиях напряженной
конкуренции наличие связей и
хорошей репутации может | |
6.Финансовая |
– Уровень финансовой устойчивости фирмы неустойчивое положение |
неустойчивое положение |
тип устойчивости и – абсолютная на стадии развертывания |
2.2.3 Сводная оценка конкурентной позиции отделения
Оценка конкурентной позиции (конкурентоспособности) проводится аналогично оценке привлекательности отрасли. Выбираются факторы отражающие конкурентоспособность бизнеса в данной бизнес-области, проводится их экспертная оценка для данного бизнеса по 5-балльной шкале, определяются веса методом анализа иерархий и рассчитывается комплексная оценка.
Таблица 12
Матрица попарного сравнения
(определение весовых
Уровень рентабельности |
Доля бизнеса на рынке |
Степень загруженности производственных мощностей |
Качество продукции |
средняя геометрическая парных оценок |
Нормализованный вес фактора |
𝝀 | |
Уровень рентабельности |
1 |
3 |
6 |
8 |
3,464 |
0,548 |
0,891 |
Доля бизнеса на рынке |
1/3 |
1 |
5 |
8,00 |
1,911 |
0,302 |
1,308 |
Степень загруженности производственных мощностей |
1/6 |
1/5 |
1 |
9,00 |
0,740 |
0,117 |
1,418 |
Качество продукции |
1/8 |
1/8 |
1/9 |
1 |
0,204 |
0,032 |
0,840 |
Итого |
1,625 |
4,33 |
12,11 |
26 |
6,319 |
1,000 |
4,457 |
max=4,457 ИС=0,152 (индекс согласованности в пределах нормы) ОС= 0,164<0,10
Таблица 13
Расчет оценки привлекательности бизнеса
Фактор |
Значение |
Оценка |
Вес |
Комплексная оценка |
Напряженность конкуренции |
Соотношение числа конкурентов и сегментов = 2,6 конкуренция напряженная |
3 |
0,548 |
2,649 |
Характеристика конкуренции |
ценовая, прямая конкуренция |
2 |
0,302 | |
Потенциал спроса |
Соотношение потенциала спроса и прогноза спроса = 4,57 |
4 |
0,117 | |
Уровень рентабельности |
7%-значительно ниже среднерегиональной (20%) |
1 |
0,032 |
Комплексная оценка бизнеса находится в пределах от 2,5 до 3,5, что говорит об умеренной, средняя привлекательности бизнеса.
SWOT – анализ, т.е. оценка сильных (S) и слабых (W) сторон организации; возможностей (O) и угроз (T) со стороны внешней среды является простым инструментом для приблизительного определения возможных вариантов стратегического развития. Приведем SWOT-анализ в таблице 14.
Таблица 14
SWOT-анализа
Внешняя среда
Внутренняя среда |
O Возможности 1. Рынок находится на стадии развертывания; 2. Существенные технологические изменения в отрасли; 3. Рост реальных доходов населения |
T Угрозы 1. Усиление конкуренции; 2. Монопольная власть поставщиков основных материалов;
|
S сильные стороны 1. Фирма по доле находится на вторых ролях; 2. Высокий уровень развития технологии и достаточное состояние машинного парка; 3. Широкая специализация рабочих 4. Расширение дифференциации числа сегментов. |
SO Широкая специализация рабочих позволит фирме продолжать осваивать новые сегменты рынка. |
ST Высокий уровень развития технологий позволит фирме сохранить свои позиции на вторых ролях, повысит уровень рентабельности продукции без дополнительных затрат на машинное перевооружение. |
W слабые стороны 1. Низкая рентабельность; 2 Недостаточное качество продукции; 3. Слабая загруженность производственных мощностей 4. Неустойчивое финансовое положение. 5. Не достаточно гибкая организационно-управленческая структура; 6. Незначительные связи в деловых кругах. |
WO На стадии развертывания бизнеса не оптимизированная орг.структура, слабая загруженность производственных, не устойчивое финансовое положение не позволяет фирме увеличивать долю на рынке, осваивать новые сегменты. |
WT Низкая рентабельность и усиление позиций конкурентов снижают потенциал спроса, возможно сокращение рынка. Необходимо повысить загруженность производственных мощностей, поддержать бизнесы на стадии развертывания. Повысить долю на рынке за счет уровня высоких технологий. |
Проведенный SWOT анализ позволит определить часть стратегических альтернатив на уровне бизнеса.
3 МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПОРТФЕЛЯ КОРПОРАЦИИ
Матричный анализ проводится на уровне всей корпорации, с его помощью проводится сравнение привлекательности бизнесов (анализ диверсифицированного бизнес-портфеля – т.е. набора бизнесов).
3.1 Матрица GE/McKinsey
Рисунок 1. Матрица GE/McKinsey для исследуемой корпорации
Бизнес 1 находится на границе слабой и средней зоны, т.е. «средний бизнес» и «проигравший 2», что характерно для бизнеса находящегося на стадии развертывания.
Рекомендации: основная цель – защита позиций и минимизация инвестиций в сегменты, обеспечивающие стабильные прибыли и минимальные риски. Приоритет средний.
Бизнес 2 (стадия развертывания). Создатели прибыли. Средний приоритет инвестирования: ориентиры на краткосрочную перспективу. Сегментация рынка, нишевая политика.
Бизнес 3 (стадия насыщения). Проигравший (2). Целесообразна продажа бизнеса или защита конкурентных позиций при минимизации инвестиций.
Бизнес 4 (стадия разложения). Рекомендации: Создатели прибыли. Средний приоритет инвестирования: ориентиры на краткосрочную перспективу. Сегментация рынка, нишевая политика.
Бизнес 5 (стадия насыщения). Проигравший (1). Возможные стратегии: небольшое расширение, минимизация инвестиций либо переход в более привлекательный сегмент, либо выход из бизнеса.
3.2 Матрица Hoffer/Shendel
Общие принципы построения такой матрицы аналогичны предыдущей. Однако ее размерность 4 на 4 квадранта, и в ней по оси Y находится стадия жизненного цикла отрасли.
Рисунок 3 Матрица Hofer/Schendel
Рекомендации по стратегиям бизнесов кратко приведены в таблице 15.
Таблица 15
Структура и рекомендуемые стратегии в модели Hoffer/Schendel
Стадии эволюции рынка |
Относительная конкурентная позиция бизнеса | |||
Сильная |
Средняя |
Слабая |
Худшая | |
Рождение |
Увеличение доли на рынке |
Раскрутка, ликвидация | ||
Рост, развертывание |
Стратегии роста | |||
Зрелость, насыщение |
Увеличение прибыли |
Концентрация на своем рынке | ||
Сокращение, разложение |
Сокращение активов |
Концепция сбалансированности бизнес-портфеля. В отличие от матрицы GE/McKinsey, матрица Hoffer/Schendel используется для оценки бизнес-портфеля (набора бизнесов корпорации) в целом, с точки зрения его сбалансированности.
Для успешного развития корпорации необходимо присутствие ее сильных бизнесов как в отраслях, находящихся на ранних стадиях жизненного цикла, так и в отраслях на стабильных стадиях (зрелости и насыщения).
Сильные бизнесы в стабильных отраслях обеспечивают текущую прибыль корпорации, это основные «генераторы наличности». Но рано или поздно любая отрасль переходит на стадию сокращения. Поэтому важно присутствие корпорации и в развивающихся отраслях. Хотя сильные бизнесы в растущих отраслях в настоящий момент являются потребителями инвестиций, в будущем (когда окажутся на стадии зрелости) они становятся «генераторами наличности». Тогда они будут способны заменить те бизнесы, которые окажутся в сокращающихся отраслях, а общий объем выручки и прибыли корпорации как минимум сохранится на прежнем уровне. Это и есть главное условие сбалансированности бизнес-портфеля.
Бизнес 3 требует увеличения прибыли, но его объема может быть не достаточным для развития бизнесов 1 и 2, которые необходимо поддерживать (стратегия роста). Бизнес 4 находится на последней стадии разложения с долей рынка в 90% и может поставить под угрозу развивающиеся бизнесы, если не применить стратегию сокращения активов. Наибольший объем рынка имеет бизнес 5, но его доля весьма мала (8%) – необходимо либо развивать бизнес, либо ликвидировать или отказаться совсем. Слабые позиции снижают сбалансированность портфеля и требует корректировки стратегии.
Корпорация находится в ситуации когда сформировался портфель с бизнесом на стадии разложения и со слабыми бизнесами на стадии зрелости, что недостаточно для развития предприятия, таким образом, бизнес-портфель не сбалансирован, он может быть отнесен портфелю сокращения.
3.3 Расчет финансовых потоков корпорации
Окончательный вывод о сбалансированности бизнес-портфеля требует расчета показателей финансового потока для корпорации. При начальном расчете исходят из предположения, что доли всех бизнесов должны оставаться неизменными, загруженность производственной мощности должна соответствовать оптимальному уровню 85%. При наличии избыточных мощностей планируется их продажа (сокращение активов), при недостатке – закупка оборудования.
Исходные данные для расчета и их источники представлены в таблице 16.
Таблица 16
Исходные данные для расчета финансового потока
Показатели |
Бизнесы | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
Размер рынка в 2009 году (Р) |
Задание (табл.3 или табл.1 для бизнеса 1) |
2628598 |
2684967 |
131177 |
642998 |
4983308 | ||
Доля бизнеса на рынке (Д) |
Задание(табл. 3 или табл.2 для бизнеса 1) |
0,184 |
0,41 |
0,26 |
0,9 |
0,08 | ||
Рентабельность (убыточность) продукции (Рпр) в долях |
Задание (табл.4 или табл. 2 для бизнеса 1) |
0,045 |
0,097 |
0,129 |
0,199 |
0,082 | ||
Доля отчислений на технологическое развитие (Дтр) |
то же |
0,06 |
0,1992 |
0,1277 |
0,0942 |
0,0646 | ||
Загруженность производственной мощности, (Зпм) |
то же |
0,65 |
0,0099 |
0,0074 |
0,0082 |
0,0063 | ||
Темп роста рынка, прогноз на 2010 год (Тр) |
то же |
1,07 |
1,15 |
1,02 |
1,03 |
1,03 | ||
Норма отчислений на развитие тех. базы (Нр) |
то же, =2,5 для бизнеса 1. |
2,5 |
2,43 |
3,81 |
1,35 |
1,61 | ||
Норма дохода от реализации имущества (Нс) |
Нс=0,4*Нр |
1 |
0,972 |
1,524 |
0,54 |
0,644 | ||
Оборачиваемость оборотных средств (Оос) |
Принимается равным 3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | ||
Стадия жизненного цикла |
Задание (табл.3), таблица 3 курсового проекта для бизнеса 1 |
развертывание |
развертывание |
насыщение |
разложение |
насыщение |
Информация о работе Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия