Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:22, курсовая работа
Цель настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организации.
Задачи:
изучение существующих методик стратегического анализа и выбора их достоинств, недостатков и ограничений;
осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;
изучение типологии стратегий, практика их применения;
практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.
ВВЕДЕНИЕ
1 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ МАКРОСРЕДЫ (SLEPT-анализ)………………………………………………………………………………….
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА УРОВНЕ БИЗНЕСА (ОТДЕЛЕНИЯ) КОРПОРАЦИИ………………………………………………………………………..
Отраслевой стратегический анализ внешней среды…………………..
Характеристика и основные показатели бизнес-области……………..
Анализ конкурентных сил по модели М.Портера……………………..
Ключевые факторы успеха……………………………………………....
Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли…….
Анализ внутренней среды бизнеса…………………………………….
Анализ основных показателей бизнеса………………………………..
Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса………………………...
Сводная оценка конкурентной позиции отделения……………………
SWOT- анализ……………………………………………………………
3 МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПОРТФЕЛЯ КОРПОРАЦИИ………..
3.1 Матрица GE/McKinsey…………………………………………………….
3.2 Матрица Hoffer/Shendel……………………………………………………
3.3 Расчет финансовых потоков корпорации…………………………………
4 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИИ...
5 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА (ОТДЕЛЕНИЯ)…………………….
5.1 Товарно-рыночная стратегия………………………………………………
5.2 Стратегия конкуренции……………………………………………………
5.3 Стратегия внутреннего развития ………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………
Политическая составляющая внешней среды так же оказывает важное влияние на бизнес: с одной стороны – разнообразные проекты и целевые программы, направленные на распространение идей индивидуального строительства, с другой стороны – нестабильность действующей политики. Технологическое состояние в процессе освоения, где основные моменты – увеличение технологий производства стройматериалов на 280 % и развитие новых технологий строительства, что оказывает существенное влияние на бизнес.
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА УРОВНЕ БИЗНЕСА (ОТДЕЛЕНИЯ) КОРПОРАЦИИ
2.1 Отраслевой стратегический анализ внешней среды
2.1.1 Характеристика и основные показатели бизнес-области
Под бизнес-областью (или отраслью) понимается совокупность стратегически автономных, выступающих на открытом рынке производителей однородной продукции, ориентированных на одинаковый круг потребителей и удовлетворение одной и той же потребности. Их продукция полностью взаимозаменяема, а структура издержек сходна. Таким образом, они являются непосредственными конкурентами. Термин «отрасль» в стратегическом менеджменте употребляется в значении «бизнес-область», понимание отрасли здесь отличается от общепринятого.
В соответствии с заданием бизнес-область данного варианта характеризуется следующим: квартиры класса люкс (элитные квартиры) выполняются по индивидуальному проекту, строятся по самым различным технологиям из высокопрочных материалов - кирпич, монолитный железобетон. Количество комнат в элитной квартире зависит от желания заказчика до 5 комнат, площадь колеблется от 56 до 165 метров квадратных. Высота потолка – более 3 метров, соотношение нежилой и жилой площади составляет более 0,7 (при вборе 5-ти комнат), площадь кухни от 13 до 17 метров квадратных. Количество сан узлов обычно равняется количеству спален. Число балконов – два. Отопление и водоснабжение центральное и автономное горячее, вентиляция естественная.
Качество такого жилья находится на высшем уровне, квартира эксклюзивна. Существует охраняемый гараж на огороженной территории. Квартиры расположены в центре города, а также в живописных эксклюзивных и престижных районах с развитой инфраструктурой.
Покупатели элитных квартир – обеспеченные люди, для которых первостепенно качество и удобство, а не цена. Также ценится оригинальность дизайнерских решений.
Стратегическая важность для данного бизнеса определяется отношением размера рынка в 2012 году к сумме всех рынков, на котором присутствует корпорация, для этого подсчитаем общий размер всех рынков, а затем найдем критерий важности для каждого из рынков:
2628598/(2628598+2684967+
Данный бизнес не имеет стратегической важности для корпорации (3%<20%).
Показатели динамики отрасли рассчитываются в таблице 2.
Размер рынка – это совокупный объем продаж всеми участниками рынка (конкурентами). Так как размер рынка в течение трех лет приведен в ценах соответствующего года, для сопоставления необходимо перевести все данные в цены последнего года, используя индексы инфляции из задания, причем размер рынка первого указанного года необходимо умножить на два индекса инфляции (для второго и для третьего года).
Прогнозное значение размера рынка в следующем году рассчитывается умножением прогноза спроса на среднюю стоимость квартиры в последнем указанном году.
Темп роста рынка в конкретном году определяется как отношение размера рынка в этом году к размеру рынка предшествующего года, коэффициент динамики – как отношение темпа роста в этом году к темпу роста предыдущего года.
После расчета показателей определяется стадия жизненного цикла и приводится (в тексте) ее краткая характеристика (см ниже).
При определении стадий используются полученные значения темпа роста, коэффициента динамики, а также темпа роста ВНП по заданию.
Таблица 2
Показатели динамики отрасли
Год |
Размер рынка, тыс.р. |
Размер рынка, в сопоставимых ценах, тыс.р. |
Темп роста рынка |
Коэффициент динамики |
Стадия жизненного цикла |
2010 |
1 989 499 |
2 193 422,65 |
- |
- |
- |
2011 |
2 339 651 |
2 456 633,55 |
1,12 |
- |
рост |
2012 |
2 628 598 |
2 628 598 |
1,07 |
0,96 |
развертывание |
2013 (прогноз) |
2 812 600 |
2 812 600 |
1,07 |
1,00 |
зрелость |
Таблица 3
Характерные признаки стадий жизненного цикла
Тр (ВНП) – темп роста ВНП по заданию
Темп роста |
Коэф. динамики |
Другие признаки |
Стадия |
От 0,95 до Тр (ВНП). |
Любой |
В предшествующий год рынок не существовал (размер рынка -0 или была стадия рождения |
Рождение |
> Тр (ВНП) на 0,05 и более |
>1 |
Предшествующая стадия – рождение или рост |
Рост |
То же |
<1 |
Предшествующая стадия рост или развертывание, рост числа сегментов на рынке |
Развертывание |
=Тр (ВНП) (+-0.04) |
Около 1 |
Предшествующая стадия рост или зрелость |
Зрелость |
=1 (+-0,04) |
Около 1 |
Предшествующая стадия зрелость или насыщение |
Насыщение |
< 0,95 |
Любой |
Соотношение потенциала и прогноза спроса менее 2 |
Сокращение |
Около 1 (+-0,04) |
Около 1 |
Предыдущая стадия сокращение. |
Разложение |
2011 год характеризуется стадией роста, этому циклу свойственны высокие темпы роста (1,12 больше, чем темп роста ВНП 1,08 – вначале незначительно, а затем многократно) и их увеличением.
В 2012 году происходит переход к стадии развертывания, который отличается от стадии роста только замедлением темпов роста, которые все еще остаются высокими, т.е., если темпы роста оказываются выше темпов роста ВНП, но коэффициент динамики меньше единицы, определяется стадия развертывания.
В 2013 году прогнозируется стадия зрелости, которая относится к стабильной стадии жизненного цикла. На стадии зрелости темп роста рынка примерно равен темпу роста ВНП, инвестиционные потребности минимальны, а финансовые потоки становятся положительными; рентабельные бизнесы на этих стадиях являются «генераторами наличности».
Потенциал спроса – максимальное количество квартир данного типа, которое может быть продано в долгосрочной перспективе. По заданию потенциал спроса по оценке на конец 2012 года равен 9828 квартир. Найдем соотношение потенциала спроса и прогноза спроса (N), которое показывает приблизительное количество лет, в течение которых просуществует рынок:
N=9828/2009= 4,89 года
Рынок просуществует почти 5 лет. Это достаточно большое значение, и рынок находится на стабильной стадии, т.к. значение N больше 3, а стратегические планы разрабатываются обычно на период не менее 3-х лет, то можно сделать вывод, что рынок обладает долгосрочной привлекательностью.
Среднеотраслевая
Значение среднерегиональной рентабельности равно 20%, среднеотраслевая рентабельность в 2012 году снизилась до 7% (снижение по сравнению с предыдущим годом составило 30%), в связи с ростом числа конкурентов на 16%. На ранних стадиях (рождение, рост и развертывание) относительно низкая рентабельность наблюдается часто и не является признаком бесперспективности рынка.
Разброс рентабельности конкурентов указывает на максимальное отличие их рентабельности и в задании составляет 3% , таким образом, рентабельность в отрасли колеблется от 4% до 10%. В нашем случае разброс рентабельности составляет 3/7=42,8% от среднего уровня. Разброс значителен (более 30%). На рынке более трех сегментов (5 и это число не менялось с 2010 года), разброс рентабельности характеризует отличия рентабельности в отдельных сегментах, неоднородность рынка. В таком случае, возможны активные действия конкурентов по перепозиционированию (т.е. переходу на более прибыльные сегменты рынка).
Средняя доля субподряда в общем объеме работ составила 7% (по заданию). В строительстве использование субподряда является обычной практикой, обусловленной потребностью в выполнении специализированных работ, требующих особых компетенций и оборудования, но занимающих небольшую долю по времени. Если объемы работ не предполагают возможности поточной организации строительства, содержание собственных специализированных подразделений экономически нецелесообразно из-за их значительного простоя.
Для строительства жилья экономического класса и повышенной комфортности в данном проекте наиболее типичная доля субподряда принимается на уровне 25 %, для элитного жилья и коттеджей – до 40 %.
В нашем случае пониженный уровень субподряда связан с не способностью субподрядчиков, обеспечить необходимый уровень качества работ, характерно для элитного жилья на ранних стадиях.
Средняя доля
продукции подсобных
Низкая доля продукции подсобных производств объясняется:
- отсутствие свободных средств для развития, что характеризует стадию развертывания или роста;
- конкуренцией поставщиков (низкий индекс Херфиндаля равный);
Как правило, на стадиях развертывания используется интеграция.
Средняя загруженность производственной мощности определяется как отношение размера рынка к суммарной производственной мощности всех конкурентов. Нормальным уровнем можно считать 80–90 %, поскольку достичь на практике полного использования всех имеющихся ресурсов во времени (что потребует идеальной согласованности работы всех элементов производственной системы) в строительстве невозможно. Стратегическая оценка повышенного или пониженного уровня загруженности мощности зависит от стадии жизненного цикла.
Загруженность выше нормы (96 % по заданию) на стадии развертывания говорит о недостаточности производственных мощностей из-за нехватки инвестиций, есть опасность прихода новых конкурентов.
Изменение средних цен в нашем случае это изменение незначительное. На любой стадии цены могут снижаться вследствие технологических изменений (внедрение новых технологий). А рост цен возможен за счет структурного изменения на рынке (появление верхних ценовых сегментов, обычно на стадии развертывания).
Ценовая эластичность спроса отражает уровень реакции потребителей в виде снижения или роста спроса на рост или снижение цен соответственно. Чем выше эластичность (чем в большей степени покупатели чувствительны к ценам), тем более вероятен ценовой характер конкуренции на рынке. В задании средняя эластичность обуславливает смешанный характер конкуренции.
Анализ числа конкурентов, сегментов, индекса Херфиндаля-Хиршмана удобно свести в таблице 4.
Таблица 4
Анализ показателей структуры рынка
Год |
Число конкурентов |
Число сегментов |
ИХХ |
ИХХmin |
Соотношение числа конкурентов и сегментов |
Характеристика отрасли (вывод) |
2010 |
8 |
5 |
4779 |
1250 |
1,6 |
На рынке наблюдаются концентрация (концентрация у лидера 50%-60%), различие долей конкурентов на рынке велико это обусловливает большую вероятность острой конкуренции, конкуренция носит смешанный характер |
2011 |
11 |
5 |
4376 |
909 |
2,2 |
Сохраняются тенденции к концентрации рынка, характер конкуренции меняется на прямой в связи с ростом числа конкурентов в сегменте, что соответствует стадии роста. |
2012 |
13 |
5 |
1560 |
769 |
2,6 |
Олигополия. Сохраняется рост числа конкурентов (соответствует стадии развертывания), таким образом, усиливается напряженность конкуренции. Соотношение числа конкурентов и сегментов указывает на наличие прямой конкуренции. Каждый конкурент старается сохранить свои позиции, что характерно для позиционной конкуренции. |
Информация о работе Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия