Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.
Планирование стратегии НИОКР предполагает определить и скоординировать решения, связанные с созданием нового продукта и технологии для его производства. Для этого в плане необходимо учесть следующую последовательность: технологическое прогнозирование (получение информации о предполагаемых технологических трендам, новых открытиях, инновационной деятельности) и планирование, определение структуры инновационных работ, разработка системы управления.
В плане научно-технического развития предприятия показывается влияние НИОКР на предпринимательскую деятельность предприятия и распределение ресурсов отдельно на НИОКР и технологическую подготовку производства. В плане НИОКР, я бы сделал упор на технологическую подготовку и инновации как в производстве, так и в управлении. Т.к. сейчас чтобы внедрять новые технологии необходимо новое оборудование.
Важной частью стратегии маркетинга является бюджет. Мне кажется, необходимо сначала узнать, что предприятие потянет одну из альтернатив (финансовый лимит на маркетинг), а потом уже принимать решение о самой стратегии.
Конечно, необходимо включить стратегию товара, каналов распределения, продвижения товара и ценообразование.
Стратегия производства – основа для создания продукции, реализация которой дает возможность авансировать средства в инновации, НИОКР, маркетинг. В плане необходимо учитывать планирование и контроль, повышение производительности труда (связано с анализом факторов и разработкой программы ее роста, улучшение системы и структуры управления) и человеческий фактор в производстве (влияет на производительность труда).
Анализ стратегических альтернатив. Оценка стратегии
В распоряжении предприятия имеются четыре стратегических альтернативы:
1. Ограниченный рост. Стратегической
альтернативой, которой придерживаются
большинство организаций, является ограниченный
рост.
Для стратегии ограниченного роста характерно
установление целей от достигнутого, скорректированных
с учетом инфляции. Стратегия ограниченного
роста применяется в зрелых отраслях промышленности
со статичной технологией, когда организация
в целом удовлетворена своим положением.
Организации выбирают такую альтернативу
потому, что это самый легкий, удобный
и наименее рискованный способ действия.
Руководство, в общем-то, не любит перемен.
Если фирма была прибыльной в прошлом,
придерживаясь стратегии ограниченного
роста, то, скорее всего, она будет следовать
этой стратегии и впредь.
2. Рост. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года.
Стратегия роста является второй наиболее часто выбираемой альтернативой. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Ее могут придерживаться руководители, стремящиеся к диверсификации своих фирм, чтобы покинуть рынки, пребывающие в стагнации. В неустойчивой отрасли отсутствие роста может означать банкротство. В статичной отрасли отсутствие роста или неудача диверсификации могут привести к атрофии рынков и отсутствию прибылей. Исторически наше общество рассматривало рост как благотворное явление. Многие акционеры рассматривают рост, особенно краткосрочный, как непосредственный прирост благосостояния. К сожалению, многие фирмы предпочитают краткосрочный рост, получая взамен долгосрочное разорение.
Рост может быть внутренним или внешним. Внутренний рост может произойти путем расширения ассортимента товаров. Внешний рост может осуществляться в смежных отраслях в форме вертикального или горизонтального роста (например, производитель приобретает оптовую фирму-поставщика или одна фирма по производству чего-либо приобретает другую). Рост может приводить к конгломератам, т.е. объединению фирм в несвязанных отраслях.
3. Сокращение. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов.
К стратегиям сокращения прибегают чаще всего тогда, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
4. Сочетание. Эта стратегия представляет собой сочетание любой из трех упомянутых стратегий: ограниченного роста, роста и сокращения. Стратегии сочетания всех альтернатив будут скорее всего придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбор стратегии. После того как руководство рассмотрит имеющиеся стратегические альтернативы, оно обращается к конкретной стратегии. Целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Хотя выбор общей стратегии представляет собой как право, так и обязанность высшего руководства, окончательный выбор оказывает глубокое влияние на всю организацию.
На стратегический выбор, осуществляемый менеджментом предприятия, влияют разнообразные факторы.
Выбор стратегии является центральным моментом стратегического планирования. Часто организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов.
Менеджеру очень важно следить за тем, как осуществляется стратегия. Для этого ему нужно иметь широкую сеть контактов и источников информации — как формальных, так и неформальных. Обычные каналы получения информации могут быть следующими: беседы с подчиненными, чтение отчетов, анализ последних результатов деятельности, контакты с клиентами, наблюдение за действиями конкурентов и выслушивание рядовых сотрудников с целью получения сведений из первых рук. Менеджер, занимающийся разработкой стратегии, должен быть уверен в том, что он получает достоверную и точную информацию и владеет ситуацией. Важное значение следует придавать неформальному общению, которое может позволить получить быстрый и легкий доступ к информации.
Задачей этого этапа является понимание того, что необходимо сделать, чтобы стратегия была реализована, работала, а намеченные сроки ее исполнения соблюдались. Работа по реализации стратегии относится к области административных задач. Она включает в себя:
Это так называемые определенные базовые требования, которые должны выполняться независимо от особенностей предприятия.
Менеджер должен знать, что стратегическое планирование — это непрерывный процесс, и поставленные перед предприятием задачи обычно пересматриваются не один раз. Связано это с появлением новых обстоятельств, вынуждающих вносить коррективы. Иногда могут быть изменены даже долгосрочные цели деятельности предприятия. Изменение прогноза развития предприятия, разработка новых целей, а также колебания на рынке влекут за собой корректировку стратегии.
Оценка реализации стратегии осуществляется по следующим ступеням:
Оценка реализации стратегии неразрывно связана с контролем, основными задачами которого являются:
Обычно организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов. При этом она может столкнуться с достаточно большим числом альтернативных стратегий.
3.2 Оценка
ожидаемой эффективности
Основное направление сбытовой политики Минского автомобильного завода – это реализация продукции на экспорт (см. таблицу 3.1).
Таблица 1.5. Отгрузка автотехники МАЗ по странам в 2011 году.
Автомобили |
% |
Прицепы и п/прицепы |
% |
автобусы |
% | |
Беларусь* |
1006 |
5,94 |
243 |
5,85 |
2 |
17,16 |
Экспорт, всего: |
15944 |
94,06 |
3911 |
94,15 |
445 |
82,84 |
Россия |
11989 |
70,73 |
3313 |
79,75 |
320 |
59,51 |
Украина |
1302 |
7,68 |
240 |
5,78 |
84 |
15,67 |
Казахстан |
262 |
1,55 |
68 |
1,64 |
0 |
0,00 |
Туркмения |
338 |
1,99 |
55 |
1,32 |
3 |
0,56 |
Узбекистан |
95 |
0,56 |
44 |
1,06 |
4 |
0,75 |
Кыргызстан |
19 |
0,11 |
1 |
0,02 |
0 |
0,00 |
Азербайджан |
24 |
0,14 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
Армения |
4 |
0,02 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
Молдова |
52 |
0,31 |
4 |
0,10 |
2 |
0,37 |
Литва |
139 |
0,82 |
10 |
0,24 |
1 |
0,19 |
Латвия |
132 |
0,78 |
14 |
0,34 |
0 |
0,00 |
Эстония |
2 |
0,01 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
Дальнее зарубежье |
1586 |
9,36 |
162 |
3,90 |
31 |
5,78 |
ВСЕГО: |
16950 |
100,0 |
4154 |
100,0 |
537 |
100,0 |
Информация о работе Разработка стратегического плана промышленного предприятия