Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.
Новая стратегия и цель предприятия – стать полноценным игроком на рынке Польши за период 2011 – 2015 гг.:
- освоить 5 % рынка в сегменте грузовой автотехники, что составит около 700 ед. а/м МАЗ в год.
- освоить 10 % рынка в сегменте пассажирской автотехники, что составит около 120 ед. а/т МАЗ год.
- обеспечить объем реализации продукции ОАО «МАЗ» на сумму 30-45 млн. Евро в год.
Цели и задачи новой стратегии:
3 Реализация стратегической цели завода предусматривает:
- обновление и расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
- техническое перевооружение производства с заменой устаревшего, морально и физически изношенного оборудования и технологий на новые, более прогрессивные и современные;
- проведение комплекса мероприятий по снижению себестоимости продукции;
- дальнейшее развитие маркетинговой деятельности с целью завоевания и освоения новых рынков сбыта;
- улучшение гарантийного и сервисного обслуживания продукции завода;
- освоение производства ряда деталей и узлов, взамен покупаемых в настоящее время в странах дальнего зарубежья.
Реализация данной стратегии позволит заводу повысить конкурентоспособность и качество выпускаемой продукции, обеспечит увеличение объемов, расширение и укрепление позиций на рынке и получение на этой основе прибыли, достаточной для дальнейшего совершенствования и развития производства, более полного удовлетворения потребностей коллектива.
Реализация новой стратегии может быть достигнута за счет:
- городских автобусов и троллейбусов
- грузовой универсальной спецавтотехники.
Коллегиально
были приняты важнейшие направления:
объявить открытые конкурсы по проектам
«Реконструкция литейного завода»
и «Реконструкция прессово-кузовного
завода».
Реконструкция литейного завода будет
заключаться в модернизации чугунолитейных
и сталелитейных цехов. Объем инвестиционных
затрат на выполнение реконструкции составит
75 - 80 миллионов долларов США. Расчётный
срок окупаемости проекта составляет
около 8 лет.
Расчет специалистов показывает,
что намеченная
реконструкция указанных цехов даст:
экономию энергоносителей в размере 3,5
- 4,2 тысяч т.у.т. в год;
Реконструкция прессово-кузовного завода затронет заготовительный, сварочный и окрасочный цеха. Одновременно планируется:
Стоимость реконструкции оценивается примерно в 200 - 220 миллионов долларов США.
Характеристика и особенности польского рынка грузовой автотехники:
- Рынок грузовой автотехники Польши занимает 4-е место в Европе, после Германии, Франции и Великобритании.
- В 2011 году сегмент грузовиков показал рост + 57 % и годовой объем продаж достиг уровня 14 500 ед.
- Прогноз на 2012 год: уменьшение закупок на (-15,7 %), рост рынка + 41%
- 81 % рынка грузовиков – это седельные тягачи 4х2. Польские транспортные компании предпочитают покупать только хорошо оснащенные тягачи ведущих западных компаний с льготным финансированием от производителя.
- 87 % рынка – грузовики ДПМ ≥ 16 тн.
- Основным производителем в Польше является M.A.N.(15 тыс. ед/год)
- С начала 2012 года идет рецессия рынка грузовиков (-15,7) %, в связи с завершением строительства ряда объектов к ЧЕ по футболу. Высвобождается большое кол-во б/у грузовиков, которые появляются на рынке и сбивают цены на новые грузовики. Финансирование строительства новых объектов ожидается после принятия нового бюджет ЕС на 2013-2020
- Реальный сегмент для проникновения МАЗ на рынок – это спецавтотехника для строительства, добывающей отрасли, энергетики, коммунального и сельского хозяйства и др.
- У большинства заказчиков МАЗ ассоциируется с КАМАЗом и поэтому требуется активная PR- компания по узнаваемости «МАЗ».
- КАМАЗ продал в 2011 году 180 ед, из них 2/3 самосвалы 6х4, 8х4
- КрАЗ продал в 2011 году 34 самосвала 6х4
Временный спад продаж в Польше новых грузовиков и автобусов влияет на общие положительные тренды в этих сегментах, и оставляет возможность для увеличения экспорта продукции МАЗ.
В сегменте грузовых
автомобилей единственно
В сегменте пассажирской
автотехники сохраняется
Имеется спрос на троллейбусы. В этой нише МАЗ смог бы занять до 30 % рынка.
Необходимо создание в ЕС гибких «монтажных» производств.
Решающими факторами для проникновения на рынок будут:
- «Европейская прописка» МАЗ в партнерстве с европейскими компаниями
- Конструкция и технические параметры а/м с чертами уникальности
- Стоимость и экономичность в эксплуатации и обслуживании
- Способность предложить клиентам лизинг и обратный выкуп
- Надлежащий сервис и кратчайшие сроки поставки запасных частей
- Профессионализм персонала компании и местных дилеров
- Грамотная политика продаж и PR
- Способность находить и оплачивать услуги профессиональных агентов для лоббирования отдельных проектов с оплатой легального вознаграждения.
3.1 Предложения по развитию стратегического планирования на предприятии
В современных условиях предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Важной задачей -является проблема привлечения инвестиций в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций, Для этих и некоторых других целей применяется стратегическое планирование. Без планирования невозможно увязать часто не совпадающие и даже противоречащие друг другу интересы различных хозяйствующих субъектов (государства, регионов, муниципальных образований, фирм). Поэтому планирование как функция управления не только необходимо, но и значимо для субъектов всех уровней хозяйствования.
Сегодня большинство компаний во всем мире испытывает трудности именно в связи с недостаточным планированием. Растет осознание, что выживание и успех зависят только от терпеливого и тщательного планирования и подготовки рынка. Планирование деятельности фирмы основано на том, что «во внутренней среде каждой фирмы механизм цен почти полностью вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями предпринимателей и менеджеров». Механизм внутрифирменного планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. Определяется будущее желаемое состояние как всего предприятия, так и отдельных производственных систем. Конкретизируются экономические показатели или иные конечные результаты и те целесообразные решения, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект планирования из существующего положения в новое (прогнозируемое или планируемое).
Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчетов и выбора альтернатив; отражает основные направления развития объекта; включает выдвижение среднесрочных и долгосрочных основополагающих целей и определение путей их достижения. При этом предусматривает возможные изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и разрабатывает адаптационные мероприятия, смягчающие негативные и усиливающие позитивные воздействия.
Процесс стратегического
планирования, начинающийся с разработки
базовой стратегии предприятия
и завершающийся
Стратегическое планирование внутрихозяйственной деятельности любого предприятия (фирмы) тесно связано с осуществлением экономической политики или государственной стратегии развития всей рыночной системы. Важнейшая предпосылка стратегического планирования и роста объема производства на отечественных предприятиях — развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому стратегическое планирование на российских предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников. Важную роль играет государственное регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений развития всей рыночной системы. Стратегическое планирование на микроуровне, как подтверждает практика, — основа взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.
Есть много недостатков и недоработок, что открывает свободу действий по налаживанию системы.
Стратегический план должен учитывать план развития предприятия, разрабатываемый высшим руководством.
План разработок и исследований должен включать в себя планирование фундаментальных исследований, план исследования и разработок новой продукции, планирование маркетинга, финансовый план сферы исследований и разработок, административно-управленческий план сферы исследований и разработок.
Административно-управленческий план в любом случае должен прорабатываться с позиции плана реализации отдельных проектов, что непосредственно влияет на производственный план, план реализации и финансовый план.
Информация о работе Разработка стратегического плана промышленного предприятия