Разработка стратегического плана промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.

Работа содержит 1 файл

Разработка стратегического плана промышленного предприятия.111doc.doc

— 930.50 Кб (Скачать)

Новая стратегия и цель предприятия – стать полноценным игроком на рынке Польши за период 2011 – 2015 гг.:

- освоить 5 % рынка в сегменте грузовой автотехники, что составит около 700 ед. а/м МАЗ в год.

- освоить 10 % рынка в сегменте пассажирской автотехники, что составит около 120 ед. а/т МАЗ год.

- обеспечить объем реализации продукции ОАО «МАЗ» на сумму 30-45 млн. Евро в год.

Цели и задачи новой стратегии:

  1. Провести реорганизацию компании в части структуры,         штата сотрудников, офисной площадки и бюджета с учетом реализации новых задач.
  2. Подобрать партнеров в странах ЕС для создания бизнес- альянса
  3. Разработать и сертифицировать линейку перспективной продукции для экспорта в 2013-2015 г.
  4. Разработать и согласовать с ОАО «МАЗ» план технико-коммерческих мероприятий по увеличению продаж в 2012 г
  5. Организовать центральный склад запасных частей и консолидационный склад импортных комплектующих
  6. Разработать политику продаж с использованием новых финансовых инструментов (Беларусбанк в Польше).
  7. Организовать сеть дилеров и агентов по продажам и сервису.
  8. Получить членство в Европейской и Польской ассоциациях автомобильных производителей и потребителей (ACEA, PZPM)

3 Реализация стратегической  цели завода предусматривает:

- обновление и  расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

- техническое перевооружение  производства  с заменой устаревшего, морально и физически изношенного оборудования и технологий на новые, более прогрессивные и современные;

- проведение комплекса мероприятий  по снижению  себестоимости продукции;

- дальнейшее развитие маркетинговой  деятельности  с  целью завоевания и освоения новых рынков сбыта;

- улучшение гарантийного и сервисного обслуживания  продукции завода;

- освоение производства  ряда  деталей   и   узлов,   взамен покупаемых в настоящее время в странах дальнего зарубежья.

Реализация  данной стратегии позволит заводу повысить конкурентоспособность и качество выпускаемой продукции, обеспечит увеличение объемов, расширение и укрепление позиций на рынке и получение на этой основе прибыли, достаточной для дальнейшего совершенствования и развития производства, более полного удовлетворения потребностей коллектива.

Реализация  новой стратегии может быть достигнута за счет:

  1. Альянса с европейскими производителями и организации сборочных (монтажных) производств:

- городских автобусов и троллейбусов

- грузовой универсальной спецавтотехники.

  1. Создания нового имиджа МАЗ, как современного европейского производителя надежной, универсальной и экономически эффективной автотехники.
  2. Выхода на рынок с линейкой новой автотехники с системой                    дизель-газ (CNG) в сотрудничестве с компанией Cummins.
  3. Гибкой ценовой политики всех участников процесса.
  4. Новой политики продаж с внедрением CRM (клиенто - ориентированного подхода) на всех этапах продаж и сервиса.
  5. Организации системы дистрибуции и сервиса, соответствующей современным мировым стандартам.
  6. Организации членства и партнерства с Европейской Ассоциацией Автомобильных Производителей (ACEA) и Польской (PZPM).

 

    1.  Результаты анализа и проблемы реализации стратегического планирования на предприятии

 

Коллегиально  были приняты важнейшие направления: объявить открытые конкурсы по проектам «Реконструкция литейного завода»  и «Реконструкция прессово-кузовного  завода». 
Реконструкция литейного завода будет заключаться в модернизации чугунолитейных и сталелитейных цехов. Объем инвестиционных затрат на выполнение реконструкции составит 75 - 80 миллионов долларов США. Расчётный срок окупаемости проекта составляет около 8 лет. 
Расчет специалистов    показывает,     что намеченная                  реконструкция указанных цехов даст: 
экономию энергоносителей в размере 3,5 - 4,2 тысяч т.у.т. в год;

  • снизит экологическую нагрузку за счет уменьшения выбросов в атмосферу на 650 - 700 тонн в год;
  • повысит качество и снизит припуски отливок, что позволит получить экономию литья в объёме 700 - 1000 тонн в год;
  • повысит производительность труда и приведет к сокращению численности занятого персонала.

Реконструкция прессово-кузовного завода затронет заготовительный, сварочный и окрасочный цеха. Одновременно планируется:

  • закупка новой автоматизированной линии окраски кабин;
  • замена анафорезного грунтования на катафорезное оборудование.

Стоимость реконструкции  оценивается примерно в 200 - 220 миллионов  долларов США.

Характеристика  и особенности польского рынка  грузовой автотехники:

- Рынок грузовой автотехники Польши занимает 4-е место в Европе,            после Германии, Франции и Великобритании.

- В 2011 году  сегмент грузовиков показал рост + 57 % и годовой объем продаж достиг уровня 14 500 ед.

- Прогноз на 2012 год: уменьшение закупок на (-15,7 %), рост рынка + 41%

- 81 % рынка грузовиков – это седельные тягачи 4х2. Польские транспортные компании предпочитают покупать только хорошо оснащенные тягачи ведущих западных компаний с льготным финансированием от производителя.

- 87 % рынка – грузовики ДПМ ≥ 16 тн.

- Основным производителем в Польше является M.A.N.(15 тыс. ед/год)

- С начала 2012 года идет рецессия рынка грузовиков (-15,7) %, в связи с завершением строительства ряда объектов к ЧЕ по футболу. Высвобождается большое кол-во б/у грузовиков, которые появляются на рынке и сбивают цены на новые грузовики. Финансирование строительства новых объектов ожидается после принятия нового бюджет ЕС на 2013-2020

- Реальный сегмент для проникновения МАЗ на рынок – это спецавтотехника для строительства, добывающей отрасли, энергетики, коммунального и сельского хозяйства и др.

- У большинства заказчиков МАЗ ассоциируется с КАМАЗом и поэтому требуется активная PR- компания по узнаваемости «МАЗ».

- КАМАЗ продал в 2011 году 180 ед, из них 2/3 самосвалы 6х4, 8х4

- КрАЗ продал в 2011 году 34 самосвала 6х4

Временный спад продаж в Польше новых грузовиков и автобусов  влияет на общие положительные тренды в этих сегментах, и оставляет возможность для увеличения экспорта продукции МАЗ.

В сегменте грузовых автомобилей единственно перспективным  направлением для МАЗ остается сложная  ниша спецавтотехники, где необходимо предлагать продукцию с прогрессивными и уникальными технико-экономическими свойствами.

В сегменте пассажирской автотехники сохраняется возможность  увеличения продаж автобусов МАЗ, однако следует принимать срочные решения  по:

    1. Изготовлению каркаса (м.б. нижней части) из нержавеющей стали
    2. Установки двигателей Mercedes c системой EEV (Euro 5+)
    3. Дополнить линейку продукции автобусом мини-класса 30+1 место

Имеется спрос  на троллейбусы. В этой нише МАЗ смог бы занять до 30 % рынка.

Необходимо  создание в ЕС гибких «монтажных»  производств.

Решающими факторами  для проникновения на рынок будут:

- «Европейская прописка» МАЗ в партнерстве с европейскими компаниями

- Конструкция и технические параметры а/м с чертами уникальности

- Стоимость и экономичность в эксплуатации и обслуживании

- Способность предложить клиентам лизинг и обратный выкуп

- Надлежащий сервис и кратчайшие сроки поставки запасных частей

- Профессионализм персонала компании и местных дилеров

- Грамотная политика продаж и PR

- Способность находить и оплачивать услуги профессиональных агентов для лоббирования отдельных проектов с оплатой легального вознаграждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

3.1 Предложения по развитию стратегического планирования на предприятии

 

В современных  условиях предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать  свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как  о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Важной задачей -является проблема привлечения инвестиций в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций, Для этих и некоторых других целей применяется стратегическое планирование. Без планирования невозможно увязать часто не совпадающие и даже противоречащие друг другу интересы различных хозяйствующих субъектов (государства, регионов, муниципальных образований, фирм). Поэтому планирование как функция управления не только необходимо, но и значимо для субъектов всех уровней хозяйствования.

Сегодня большинство компаний во всем мире испытывает трудности именно в связи с недостаточным планированием. Растет осознание, что выживание и успех зависят только от терпеливого и тщательного планирования и подготовки рынка. Планирование деятельности фирмы основано на том, что «во внутренней среде каждой фирмы механизм цен почти полностью вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями предпринимателей и менеджеров». Механизм внутрифирменного планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. Определяется будущее желаемое состояние как всего предприятия, так и отдельных производственных систем. Конкретизируются экономические показатели или иные конечные результаты и те целесообразные решения, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект планирования из существующего положения в новое (прогнозируемое или планируемое).

Стратегическое  планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчетов и выбора альтернатив; отражает основные направления развития объекта; включает выдвижение среднесрочных и долгосрочных основополагающих целей и определение путей их достижения. При этом предусматривает возможные изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и разрабатывает адаптационные мероприятия, смягчающие негативные и усиливающие позитивные воздействия.

Процесс стратегического  планирования, начинающийся с разработки базовой стратегии предприятия  и завершающийся функциональными  стратегиями и отдельными проектами (программами), представляет собой реализацию заданной (определенной) стратегии  во времени с переформулированием стратегии в свете выявляемых обстоятельств.

Стратегическое  планирование внутрихозяйственной  деятельности любого предприятия (фирмы) тесно связано с осуществлением экономической политики или государственной  стратегии развития всей рыночной системы. Важнейшая предпосылка стратегического планирования и роста объема производства на отечественных предприятиях — развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому стратегическое планирование на российских предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников. Важную роль играет государственное регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений развития всей рыночной системы. Стратегическое планирование на микроуровне, как подтверждает практика, — основа взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

Есть много недостатков  и недоработок, что открывает  свободу действий по налаживанию  системы.

Стратегический план должен учитывать план развития предприятия, разрабатываемый высшим руководством.

План разработок и  исследований должен включать в себя планирование фундаментальных исследований, план исследования и разработок новой  продукции, планирование маркетинга, финансовый план сферы исследований и разработок, административно-управленческий план сферы исследований и разработок.

Административно-управленческий план в любом случае должен прорабатываться  с позиции плана реализации отдельных  проектов, что непосредственно влияет на производственный план, план реализации и финансовый план.

Информация о работе Разработка стратегического плана промышленного предприятия