Разработка стратегического плана промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.

Работа содержит 1 файл

Разработка стратегического плана промышленного предприятия.111doc.doc

— 930.50 Кб (Скачать)

Учитывая первостепенную важность обеспечения конкурентоспособности  продукции ОАО «МАЗ», в 2011 году была продолжена работа по снижению издержек производства и, соответственно, себестоимости  производимой продукции.

Основные направления  по экономии  ресурсов и увеличению прибыльности:

- экономия материальных  ресурсов;

- снижение себестоимости  за счет экономии энергоресурсов;

- снижение себестоимости  за счет экономии трудовых  ресурсов;

- улучшение использования  активов предприятия;

- снижение накладных расходов;

- эффективное использование  финансовых средств; 

-сокращение услуг сторонних  организаций и выполнение работ  собственными силами;

-загрузка производственных  мощностей за счет привлечения  дополнительных заказов сторонних  организаций;

- эффективное использование основных фондов;

- оптимизация затрат на  содержание социальной сферы. 

Экономический эффект от реализации данных мероприятий  в 2011 году по ПО «БелавтоМАЗ» составил  736,8 млрд.руб. 

Минский автомобильный завод (МАЗ) является  государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РБ и Уставом предприятия.

В настоящее  время Минский автомобильный  завод является крупнейшим производителем магистральных большегрузных автопоездов, прицепного состава и другой дизельной техники, выпускающий более 150 наименований автотехники.

Наряду  с автомобильной техникой, завод  выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологически чистое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям. В последние годы на заводе освоено производство городских и туристических автобусов на основе конструкции немецкой фирмы “Неоплан”. По своим техническим, эксплуатационным характеристикам и технологии изготовления автобусы МАЗ являются лидерами в автобусостроении стран СНГ.

Структура выпускаемой  заводом автомобильной техники, в основном, соответствует структуре  производства ведущих автомобилестроительных фирм Европы (МАН, Ивеко, Мерседес, Рено и др.). По основным технико-эксплуатационным показателям и параметрам, таким как грузоподъемность, снаряженная масса, мощность двигателей, безопасность, размерным и весовым параметрам, уровню комфортности автомобили соответствуют зарубежным аналогам и отличаются от  них лучшей приспособленностью к эксплуатации в условиях СНГ и более низкой ценой.

На фоне складывающихся рыночных отношений и изменяющейся  в связи  с этим  системы и характера  грузоперевозок, Минский автомобильный завод осуществляет дальнейшее совершенствование серийно выпускаемых автомобилей, обеспечивая создание на их базе большой гаммы транспортных средств как общетранспортного, так и специализированного назначения, удовлетворяющих запросы широкого круга потребителей.

 

 

 

    1. Анализ реализации основных элементов стратегического планирования на предприятии

 

Чем больше интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. При разработке стратегического плана решается триединая задача, т. е. определяется ответ на три вопроса:

1 где находится предприятие в настоящее время;

2 куда необходимо двигаться;

3 что необходимо сделать.

1 Минский автомобильный завод представляет собой крупный хозяйственный комплекс полного автомобильного цикла, включающий в себя практически все технологические переделы. Завод входит в двадцатку крупнейших мировых производителей грузовой техники.

Продукция Минского автомобильного завода – это техника, соответствующая  экологическим стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5. Под маркой «МАЗ» выпускаются грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, специальная и прицепная техника. Грузовая техника МАЗ представлена линейкой автомобилей от среднего до тяжелого класса. Всего более 500 моделей и модификаций. Также Минский автомобильный завод выпускает пассажирскую технику, которая представлена 15 моделями в более чем ста исполнениях, широкую гамму прицепной техники. Специальная техника представлена автокранами грузоподъемностью 15-32 тонны и коммунальной техникой различного назначения.

Темп роста  выпуска товарной продукции в сопоставимых ценах ОАО «Минский автомобильный завод» по итогам 2011 года составил 153,6%. 

В течение 2011 года ОАО «МАЗ» удалось нарастить  экспортные поставки, обеспечивающие поступление валютной выручки. Таким  образом, темп роста экспорта составил 195,6% по сравнению с прошлым годом или         1 094 788,8 тыс. долл. Сальдо внешней торговли сформировалось на уровне 337 136,8 тыс. долл.

Рентабельность  реализованной продукции, работ  и услуг составила 36,8%, что на 27,7% процентных пунктов больше данного показателя прошлого года.

Рост чистой прибыли по предприятию, которая  составила 1 570 432 млн. руб. в основном является результатом девальвации белорусского рубля. Налогообложение «инфляционной» прибыли привело к вымыванию оборотных средств предприятия. Остатки денежных средств на счетах предприятия по сравнению с началом года сократились. Сокращение связано с тем, что из данных источников осуществлялась уплаты начисленных налогов, пополнение оборотных средств. 

ОАО «МАЗ» в 2011 году в рамках реализации Комплексной программы развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу был реализован ряд инвестиционных проектов технического перевооружения.  Был реализован ряд мероприятий, давших возможность значительно повысить надежность автомобильной техники в целом,  отдельных узлов и деталей, а также нарастить мощности по отдельным деталям.

На ОАО «МАЗ»  внедрено 12 единиц металлорежущего  оборудования, общая сумма которого составила 19 614,2 млн. руб., в том числе 2 ед. с ЧПУ, 3 обрабатывающих центра и 1 агрегатный станок; Также были приобретены 1 ед. кузнечно-прессового оборудования на сумму 2 102,5 млн. руб.; 70 ед. сварочного оборудования на сумму 3 171,8 млн. руб.; 76 ед. оборудования для сборочных работ на сумму 426,5 млн. руб.; 3 ед. окрасочного оборудования на сумму 1 596,1 млн. руб.; 2 ед. литейного оборудования на сумму 610,5 млн. руб.; 41 ед. транспортного оборудования на сумму 3 656,6 млн. руб.; 7 ед. измерительного и лабораторного оборудования на сумму 41,2 млн. руб.

Так, внедрение в производство оборудования с ЧПУ, обрабатывающих центров и агрегатного станка  позволило повысить качество обрабатываемых деталей, снизить станкоемкость изготовления, сократить сроки подготовки производства и получить экономию электроэнергии.

С целью повышения качества затяжки резьбовых соединений внедрен прогрессивный пневматический инструмент.

Внедрение сварочных  полуавтоматов, машин контактной точечной сварки позволило снизить потребление  электроэнергии, позволило повысить качество сварных узлов.

Внедрение  установки лазерного раскроя листового металла позволило существенно сократить затраты на подготовку производства, повысить производительность, экономичность и гибкость производственных процессов, сократить сроки выпуска новых модификаций автомобильной техники.

Внедрение комплекса  окрасочно-сушильных камер с зоной  подготовки поверхности для увеличения выпуска кабин в рестайлинговом исполнении и окрашивания двухрядных каркасов кабин для МЧС. Это позволило нарастить мощности по выпуску автомобилей в рестайлинговом исполнении и улучшить качество рестайлинговых деталей.

Внедрение оборудования для окраски двухкомпонентными  лакокрасочными материалами для всей номенклатуры каркасов кабин и пластмассовых деталей интерьера позволило получить экономию электроэнергии и газа.

Для диагностики  и параметрирования электронных  систем автомобилей уровня Евро-3, 4, 5 внедрены диагностические комплексы, приборы для измерения параметров света фар, тестеры, сервисный комплект.

За 2011 год темп роста инвестиций в основной капитал составил 138,6%. Однако, из-за отсутствия финансирования МАЗ не смог начать реализацию проектов коренной реконструкции: производство каркасов кабин и литейного производства.   

В отчетном периоде  в соответствии с Программным  планом разработки новых видов продукции разрабатывалась конструкторская документация и изготавливались новые модели по всем типам автомобильной техники МАЗ: грузовым автомобилям, автобусам, прицепной, автокрановой и специальной техники. В развитие модельного ряда магистральных автопоездов изготовлен автопоезд полной массой 60 тонн в составе с тягачом капотной компоновки. Инновационным можно назвать проект создания экспериментального образца многозвенного автопоезда МАЗ в составе седельного тягача и трех полуприцепов с применением подкатных тележек, в которых реализована перспективная конструкция гибридного привода. На базе автобуса МАЗ-241 изготовлен школьный автобус для перевозки детей, который отвечает всем нормам безопасности.

Учитывая первостепенную важность обеспечения конкурентоспособности продукции ОАО «МАЗ», в 2011 году была продолжена работа по снижению издержек производства и, соответственно, себестоимости производимой продукции.

Основные направления  по экономии  ресурсов и увеличению прибыльности:

- экономия материальных ресурсов;

- снижение себестоимости  за счет экономии энергоресурсов;

- снижение себестоимости  за счет экономии трудовых  ресурсов;

- улучшение  использования активов предприятия;

- снижение накладных  расходов;

- эффективное  использование финансовых средств;

-сокращение  услуг сторонних организаций  и выполнение работ собственными  силами;

-загрузка производственных  мощностей за счет привлечения  дополнительных заказов сторонних  организаций;

- эффективное  использование основных фондов;

- оптимизация  затрат на содержание социальной сферы.

Экономический эффект от реализации данных мероприятий  в 2011 году по ПО «БелавтоМАЗ» составил  736,8 млрд.руб. 

Минский автомобильный  завод (МАЗ) является  государственным  предприятием и находится в ведении  Министерства промышленности Республики Беларусь. Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РБ и Уставом предприятия.

В настоящее  время Минский автомобильный завод является крупнейшим производителем магистральных большегрузных автопоездов, прицепного состава и другой дизельной техники, выпускающий более 150 наименований автотехники.

Наряду  с автомобильной техникой, завод  выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологически чистое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям. В последние годы на заводе освоено производство городских и туристических автобусов на основе конструкции немецкой фирмы “Неоплан”. По своим техническим, эксплуатационным характеристикам и технологии изготовления автобусы МАЗ являются лидерами в автобусостроении стран СНГ.

Структура выпускаемой  заводом автомобильной техники, в основном, соответствует структуре  производства ведущих автомобилестроительных фирм Европы (МАН, Ивеко, Мерседес, Рено и др.). По основным технико-эксплуатационным показателям и параметрам, таким как грузоподъемность, снаряженная  масса, мощность двигателей, безопасность, размерным и весовым параметрам, уровню комфортности автомобили соответствуют зарубежным аналогам и отличаются от  них лучшей приспособленностью к эксплуатации в условиях СНГ и более низкой ценой.

На фоне складывающихся рыночных отношений и изменяющейся  в связи  с этим  системы и характера  грузоперевозок, Минский автомобильный завод осуществляет дальнейшее совершенствование серийно выпускаемых автомобилей, обеспечивая  создание на их базе большой гаммы транспортных средств как общетранспортного, так и специализированного назначения, удовлетворяющих запросы широкого круга потребителей.

2 Общая стратегическая цель Минского автомобильного завода на ближайшие годы – повышение конкурентоспособности продукции и увеличение объемов  реализации выпускаемой заводом автотранспортной техники.

В современных  условиях одно из основных требований потребителей автотранспортной  техники  состоит в том,  что им нужны  экологически чистые, малошумные, экономичные по расходу топлива и удобные в эксплуатации транспортные средства.  Однако выпускаемые заводами СНГ отдельные силовые агрегаты и узлы не  в полной мере отвечают этим требованиям.  Поэтому завод вынужден ряд комплектующих и материалов покупать в странах дальнего зарубежья, параллельно проводя серьезные работы по повышению качества и технического уровня собственного производства.

В последние  годы завод проводил последовательную политику по расширению номенклатуры выпускаемой продукции. За счет удовлетворения запросов массового потребителя удалось стабилизировать работу завода. Главную задачу предприятие видит в повышении качества выпускаемой автомобильной техники, в совершенствовании структуры сервиса и сбыта. Только реализация комплекса мер в этом направлении позволит укрепить конкурентные преимущества МАЗа на рынке.

Информация о работе Разработка стратегического плана промышленного предприятия