Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
1 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и содержание стратегического планирования
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителя, возрастание конкуренции в отношении ресурсов, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий , изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других фактов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Стратегическое планирование - это одной из основных функций стратегического управления и представляет собой процесс принятия решений по стратегическому предвидению (формирование стратегий), распределения ресурсов, адаптации организации к внешней среде, внутренней организации. По сути, стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.
При этом главными задачами являются:
- Определение
целей и направлений
- Координация различных направлений деятельности;
- Оценка сильных
и слабых сторон фирмы,
- Определение
альтернативных вариантов
- Создание условий
для эффективного
- Оценка маркетинговой деятельности.
Итак, предметом стратегического планирования является решение вопросов о том, какие продукты (стратегические пространства) должны быть освоены фирмой и каким образом это можно сделать.
Процесс стратегического планирования имеет ряд отличительных особенностей.
Во-первых, его целью является обеспечение предпосылок эффективной деятельности фирмы на длительный период (15-20 лет).
Во-вторых, носителями идей стратегического планирования является высшие уровни управления фирмой.
В-третьих, стратегическим
планам имманентный глобальный подход
к решению маркетинговых
В-четвертых, сферой стратегического планирования является широкий спектр альтернатив, вытекающих из возможных изменений в окружающей среде.
Кроме того, в отличие от долгосрочного планирования, где будущее может быть предсказано путем экстраполяции тенденций роста, сложившиеся в стратегическом планировании, которое применяется в условиях более высокой нестабильности внешней среды, кроме экстраполяции осуществляется развернутый стратегический анализ, который проводится по следующим направлениям:
- анализ перспектив роста путем выявления будущих тенденций, опасностей и шансов;
- анализ позиций в конкурентной борьбе, задачей которого является определение возможностей повышения результатов работы за счет усиления конкуренции;
- сравнительный анализ перспектив при разных стратегиях деятельности и установление приоритетов в распределении ресурсов между различными видами деятельности;
- анализ путей диверсификации, задачей которого является оценка недостатков существующего набора видов деятельности и определение новых видов.
Результаты
анализа позволяют выявить
Функции стратегического планирования:
Стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.
Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.
Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.
Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.
Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.
Формирование
стратегического плана
1 Выбор миссии – формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) .
2 Разработка обеспечивающих планов – политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты.
Этапы составления стратегического плана
Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:
- процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;
- процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.
Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.
Концептуальная
модель стратегического плана
Анализ окружающей среды:
- внешняя среда,
- внутренние возможности.
Определение политики предприятия (целеполагание) .
Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
- стратегия маркетинга,
- финансовая стратегия,
- стратегия НИОКР
- стратегия производства,
- социальная стратегия,
- стратегия организационных изменений,
- экологическая стратегия.
Результатом деятельности
по предложенной выше схеме составления
стратегического плана
1 Цели и задачи предприятия
2 Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
3 Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы) .
4 Функциональные стратегии.
5 Наиболее значимые проекты.
5 Описание внешних операций.
6 Капиталовложения и ресурсное распределение.
7 Планирование неожиданностей.
8 Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:
8.1 Объём годовых продаж по группам продуктов,
8.2 Годовая прибыль и убытки по подразделениям,
8.3 Годовой экспорт и его отношение к объёму продаж по подразделениям.
8.4 Изменения в наборе продуктов и доля рынка.
8.5 Программа ежегодных капитальных затрат.
8.6 Годовые денежные потоки.
8.7 Баланс на конец последнего года плана.
8.8 Политика поглощений и приобретений.
Количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными являются:
Форма собственности предприятия.
Тип предприятия (специализированное или диверсифицированное)
Отраслевая принадлежность предприятия.
Размер предприятия (большое, среднее или малое).
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического планирования, поскольку он обеспечивает базу как для определения целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме достичь своих целей.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
- Макроокружения;
- Непосредственного окружения;
- Внутренней среды.
Анализ внешней среды (макро-и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, а также то, какие осложнения могут на нее будет, если фирма не сумеет вовремя предотвратить негативные явлениям, которые может повлечь ей окружение.
Анализ макроокружения
включает изучение влияния экономики,
правового регулирования и
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели, правильнее сформулировать миссию, т.е. определить сущность и направления деятельности.
Внутренняя среда фирмы анализируется по следующим направлениям:
- Кадры, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
- Организация управления;
- Производство,
включающее организационные,
- Финансы;
- Уровень организации маркетинговой деятельности;
- Организационная культура.
Важной задачей стратегического планирования является установление баланса интересов различных социальных институтов и групп людей, которые заинтересованы в функционировании фирмы и оказывают влияние на характер, содержание и направленность ее функционирования. Баланс интересов определяет направление движения фирмы, ее целевую ориентацию в виде миссии и целей.
Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического планирования, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает сущность существования фирмы, ее предназначение. Миссия придает оригинальности, наполняет работу людей особым значением. Затем идет подпроцесс определения долгосрочных целей. 1 завершается эта часть стратегического планирования подпроцессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей приводят к тому, что становится понятно, для чего функционирует фирма и чего она хочет.
После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается стержнем стратегического планирования. Определение стратегии - это вовсе не составление плана действий. Как правило, это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться фирме, какое место занимать на рынке и т.п..
Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии - это проведение стратегических изменений в фирме, которые переводят ее в такое состояние, в котором она будет готова к воплощению стратегии в жизнь.
Информация о работе Разработка стратегического плана промышленного предприятия