Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Объектом исследования является РУП «Брисовхлебпром».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ………………………………………………………..4
Понятие качества продукции и управление им……………………….4
Действующие системы управления качеством продукции в современных условиях……………………………………………………………...10
Международный опыт управления качеством продукции………….14
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ РУП «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»…………………..17
Организационно-экономическая характеристика РУП «Борисовхлебпром»…………………………………………………………………17
Анализ состояния системы управления качеством продукции РУП «Борисовхлебпром»…………………………………………………………………21
Правовое регулирование использования системы управления качеством продукции РУП «Борисовхлебпром»………………………………….24
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЯЕМОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ РУП «БОРИСОВХЛЕБПРОМ» НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА TQM…………………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Оценка
системы качества после ее создания
осуществляется путем сертификации,
проводимой независимым органом
с целью подтверждения
Внедрение системы качества в РУП «Борисовхлебпром»
целесообразно проводить в следующей
последовательности:
Проведение такого совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию, содержащую следующие сведения:
- роль
и значение системы качества для обеспечения
успешной деятельности предприятия;
- сравнение существующей системы в работе
по качеству с принципами TQM;
- основные обязанности и ответственность
руководства предприятия, управленческого
и производственного персонала в создаваемой
системе;
- структура системы качества и принцип
ее функционирования;
- структура и функции службы качества
и ее статус;
- процедура создания и сертификации системы
качества.
При этом, как показывает практика, руководство предприятия гораздо лучше воспринимает указанную информацию, когда об этом говорят приглашенные со стороны специалисты, в особенности иностранцы. Правило «нет пророка в своем отечестве» действует здесь в полной мере. Поэтому, даже если на предприятии есть свои специалисты, способные предоставить такую информацию, в интересах дела бывает лучше подчиниться этому правилу, хотя оно действительно кажется иррациональным и потребует немалых затрат.
Принятие
решения о создании системы качества.
Следующий
шаг в создании системы качества — принятие
руководством официального решения о
ее создании. Такое решение может быть
оформлено в виде приказа, в соответствии
с которым: назначается представитель
руководства, ответственный за создание
и функционирование системы качества;
формируется служба качества, как правило,
в составе ОТК, отдела управления качеством,
метрологической службы, отдела стандартизации
и центральной заводской лаборатории;
устанавливаются основные этапы, исполнители
и сроки разработки и внедрения системы
качества.
Во
исполнение решения руководства
разрабатывается план-график создания
системы качества, в котором предусматривается
выполнение следующих работ: разработка
политики в области качества;
определение функций и задач (элементов)
системы качества с учетом рекомендаций
стандартов ИСО 9000 и особенностей предприятия;
определение состава структурных подразделений,
которые должны выполнять функции в системе
качества, разработка структурной и функциональной
схем системы качества; определение состава
и состояния документации системы качества; разработка
новых и корректировка действующих нормативных
документов системы качества и выпуск
«Руководства по качеству»; внутренние
проверки системы качества в процессе
ее внедрения и доработка системы по результатам
проверок.
4. Определение функций и задач
(элементов) системы качества.
На этой стадии сначала нужно провести
тщательный анализ процесса создания
продукции и представить его в виде подробного
перечня этапов работ. Основу этого перечня
составляют стадии жизненного цикла продукции,
характерные для данного предприятия.
Полный цикл охватывает проектирование,
изготовление, монтаж, испытания продукции
и ее обслуживание при эксплуатации.
Для организации эффективного управления
качеством перечень этапов должен быть
в достаточной степени детализирован,
чтобы ни один из них не остался без воздействия
системы качества.
5. Определение состава
После определения
этапов создания продукции и функций (элементов)
системы качества нужно определить структурные
подразделения, которые будут выполнять
эти функции. Для этого необходимо проанализировать
функции существующих подразделений и
сравнить их с перечнем функций, принятым
для создаваемой системы качества с учетом
принципов TQM.
В результате устанавливаются исполнители
каждой функции и каждому исполнителю
его новые функции официально включаются
в функциональные обязанности. В состав
исполнителей, кроме подразделений службы
качества, входят, как правило, конструкторские,
технологические, производственные и
другие подразделения, вносящие существенный
вклад в формирование (обеспечение) качества
продукции. После определения исполнителей
и их функций система качества обретает
вполне конкретное очертание, которое
может быть представлено на двух схемах:
структурной и функциональной.
6. Разработка
структурной схемы системы качества.
Структурная
схема системы качества строится на основе
структурной схемы предприятия и дает
возможность показать «устройство» системы
- состав и взаимосвязь всех структурных
подразделений в системе качества и ее
управляющее ядро - службу качества, в
которую, как было отмечено, включаются,
как правило, отдел технического контроля,
метрологическая служба, центральная
заводская лаборатория, служба стандартизации,
а также отдел управления качеством, выполняющий
функции организации, координации и методического
руководства работой по качеству. Дополнительно
на схеме целесообразно указать основные
функции представленных подразделений.
Состав подразделений и выполняемые ими
функции в совокупности должны охватывать
весь объем работ, потребный для обеспечения
качества выпускаемой продукции.
7. Разработка
функциональной схемы управления качеством.
В отличие
от структурной схемы, показывающей «устройство»
системы качества, построение функциональной
схемы позволяет наглядно представить
«работу» системы качества — процесс
управления качеством. Такая схема строится
в виде петли качества.
При
разработке функциональной схемы необходимо
учитывать все этапы
При
этом для каждой функции на схеме
целесообразно указать
8.
Определение состава и
После
определения состава и
9.Разработка
нормативных документов и «
После
определения состава и
Для
выполнения этих работ отделу управления
качеством потребуется
При
этом нужно обратить внимание на то,
чтобы исключить возможное
Наиболее распространенными документами
системы качества являются стандарты
предприятия. Но кроме них могут использоваться
инструкции, предписания и другие нормативные
документы.
«Руководство»,
как правило, служит не только для
внутреннего использования, но и
для представления заказчикам при
заключении контрактов, а также —
независимым экспертам при
После выполнения перечисленных этапов работ можно считать, что система качества разработана, и в ней учтены принципы TQM.
10. Внедрение системы качества.
После разработки системы качества необходимо проверить ее функционирование и если потребуется, провести ее корректировку. Для этого проводятся внутренние проверки системы качества.
По результатам проверок, как правило, проводится корректировка системы, с тем, чтобы устранить выявленные недостатки для обеспечения ее четкого функционирования.
Само собой разумеется, что решение проблем качества будет зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как она функционирует, т.е. как выполняются на практике функции и задачи системы всеми ее участниками: от руководства до рядового исполнителя.
Функционирование системы качества — это выполнение руководством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества продукции. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то есть то, для чего она предназначена.
При этом в реализации функций системы качества в той или иной мере участвуют практически все подразделения предприятия, каждое из которых решает свои задачи.
В
связи с этим возникает необходимость
выполнения вспомогательных задач
для «обслуживания» самой системы
качества. К таким задачам относятся:
проведение внутренних проверок и совершенствование
системы, координация и методическое
обеспечение работ
Весомость
содержательной деятельности по отношению
к деятельности по «обслуживанию» самой
системы показывает, насколько рационально
организована система качества. Поэтому
следует опасаться чрезмерного
разрастания вспомогательной
Экономический эффект от внедрения системы управления качеством можно рассчитать как сумму годовой экономии ресурсов и эффекта от повышения стоимости и объемов продаж более качественной продукции (Эп.к.). Последний можно рассчитать по формуле
, (3.1)
где - цена соответственно новой, более качественной продукции и базовой, р./ шт.; - себестоимость соответственно новой и базовой продукции, р./шт.; – объемы продаж соответственно новой и базовой продукции, шт./год.
Общий экономический эффект (Э) определяется по формуле
,
где r – коэффициент эффективности капитальных вложений (0,15); - общий размер экономии от внедрения системы управления качеством.
Общий размер экономии от внедрения системы управления качеством () рассчитывается по формуле
, (3.3)
где - экономия от сокращения брака в производстве, р.; - экономия от сокращения условно-постоянной части накладных расходов, р.; - экономия от сокращения расходов по рекламациям потребителей, р.; - экономия от сокращения суммы штрафов, р.; - экономия от сокращения затрат на гарантийные ремонты, р.
Экономия от сокращения брака в производстве, полученная в отчетном году по сравнению с базовым за счет уменьшения потерь из-за окончательного брака и уменьшения затрат на использование и профилактику брака, определяется по формуле
,(3.4)
где , - затраты по окончательному браку за год (за вычетом удержанного за брак и стоимости лома) в базисном и отчетном годах соответственно, р.; , - годовые затраты на исправление брака в базисном и отчетном годах соответственно, р.; , - годовые затраты на профилактику брака в базисном и отчетном годах соответственно, р.; , - годовой объем выпуска товарной продукции в базисном и отчетном годах соответственно, р.
Экономия от уменьшения условно-постоянной части накладных расходов, полученная за счет увеличения объема выпуска, связанного с внедрением системы управления качеством, определяется по формуле
Информация о работе Разработка системы управления качеством на примере РУП «Борисовхлебпром»