Разработка системы управления качеством на примере РУП «Борисовхлебпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Объектом исследования является РУП «Брисовхлебпром».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ………………………………………………………..4
Понятие качества продукции и управление им……………………….4


Действующие системы управления качеством продукции в современных условиях……………………………………………………………...10


Международный опыт управления качеством продукции………….14


АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ РУП «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»…………………..17


Организационно-экономическая характеристика РУП «Борисовхлебпром»…………………………………………………………………17
Анализ состояния системы управления качеством продукции РУП «Борисовхлебпром»…………………………………………………………………21


Правовое регулирование использования системы управления качеством продукции РУП «Борисовхлебпром»………………………………….24


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЯЕМОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ РУП «БОРИСОВХЛЕБПРОМ» НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА TQM…………………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 225.02 Кб (Скачать)

     3) частные функции управления –  управление работами по планированию и прогнозированию, управление качеством, управление технической подготовкой производства, организация работы с кадрами, материально техническим снабжением, технико-экономического анализа и т.д.

     Конкретные  функции управления тесно связаны  со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг, управление качеством). Конкретные функции, связанные с организацией управления качеством на крупном предприятии, представлены в Приложении Б.

     Рассмотренные выше этапы в развитии теории и  практики управления качеством показывают, что по мере развития системы управления качеством изменялись и объект, и субъект, и цели этой системы.

     Основой и общего менеджмента, и менеджмента  качества является система Ф. У. Тейлора, который, по существу, создал концепцию научного менеджмента. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов воздействия на качество продукции. Но целевая установка системы управления качеством сводилась к обеспечению определенных кондиций отдельных изделий, узлов и деталей. Дальнейшие действия в этом направлении приводили к значительному росту затрат, снижению эффективности производства.

     Рассмотрим  современные подходы к управлению качеством:

  1. Теория качества Уильямса Эдвардса Деминга. Данная теория основана на 14 принципах:
  • Постоянство цели - улучшение продукции и обслуживания.
  • Новая философия для нового экономического периода путем познания менеджерами своих обязанностей и принятия на себя лидерства на пути к переменам. Далее, обращаясь к менеджерам, д-р Деминг призывает:
  • Покончите с зависимостью от массового контроля в достижении качества; исключите необходимость в массовом контроле, сделав качество неотъемлемым свойством продукции, встроив качество в продукцию.
  • Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене; вместо этого следует минимизировать общие затраты и стремиться к выбору определенного поставщика для каждого продукта, необходимого в производстве.
  • Улучшайте каждый процесс для улучшения качества, повышения производительности и уменьшения затрат.
  • Введите в практику подготовку и переподготовку кадров.
  • Учредите "лидерство"; процесс руководства сотрудниками должен помогать им лучше делать свою работу; необходимо тщательно рассмотреть систему управления персоналом.
  • Изгоняйте страхи, чтобы все могли эффективно работать для предприятия.
  • Разрушайте барьеры между подразделениями; исследования, проектирование, производство и реализация должны быть объединены, чтобы предвидеть проблемы производства и эксплуатации.
  • Откажитесь от пустых лозунгов, призывов для производственного персонала, таких, как ноль дефектов или новые задания по производительности. Такие призывы бессмысленны, так как подавляющее большинство проблем возникает в системе и находится вне возможностей работников.
  • Устраните произвольно установленные задания и количественные нормы.
  • Дайте работникам возможность гордиться своим трудом; устраните барьеры, которые обкрадывают рабочих и руководителей, лишая их возможности гордиться своим трудом.
  • Поощряйте стремление к образованию и совершенствованию.
  • Необходима приверженность делу повышения качества и действенность высшего руководства. 

           Вообще, 14 принципов часто рассматривают  как очень важные цели, которые  сами по себе не обеспечивают инструментария для их достижения. 

           Сам Деминг предлагает план действий, состоящий из семи пунктов, начиная с освоения менеджментом каждого из 14 пунктов и борьбы со смертельными болезнями, которым, как считает Деминг, подвержено большинство компаний в западном мире:

    • отсутствие постоянства целей;
    • погоня за сиюминутной выгодой; 
    • системы аттестации и ранжирования персонала; 
    • бессмысленная ротация кадров управляющих; 
    • использование только количественных критериев для оценки деятельности компании.

             Препятствия, которые  он рассматривает в дополнение к  этим болезням, различны: мотивационные, образовательные, постоянство в  приверженности стандартам, используемые технологии. 

             План действий Деминга  состоит из следующих семи шагов:

  • руководство, опираясь на все 14 принципов, борется со смертельными болезнями и препятствиями, согласовывает понятия и направления планов;
  • руководство собирается с духом и внутренне настраивается на движение в новом направлении;
  • руководство объясняет сотрудникам компании, почему перемены необходимы;
  • вся деятельность компании разбивается на этапы (стадии), при этом каждый последующий этап является как бы заказчиком предыдущего. Постоянное улучшение методов работы должно осуществляться на каждом этапе, и каждый этап должен работать в направлении качества;
  • как можно быстрее строится организационная структура, которая будет работать на постоянное улучшение качества. Деминг выступает за использование цикла Шухарта (PDCA) в качестве процедуры, помогающей улучшению на любом этапе;
  • каждый сотрудник может принять участие в совершенствовании работы на любом этапе;
  • строится система качества (Деминг считает, что для этого требуется участие знающих статистиков).

     Управление  качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.

     Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой  управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис. 1.1 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

    Представим  цикл Деминга или PDCA схематично: 

     Рисунок 1.1 – Цикл Деминга

     Источник: images.yandex.by

     Р – разработка плана или стандарта  для достижения поставленных целей;

     D - реализация плана или выполнение стандарта(осуществление перемен);

     С – изменение и анализ результатов(проверка);

    А –  проведение необходимых реформ, если результаты не отвечают первоначально запланированным, или стандартизация действий в случае успеха.

     В круговом цикле, который мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается  сущность реализации, так называемых, общих функций управления, рассмотренных  ранее, имея в виду, что эти функции  направлены на обеспечение всех условий  создания качественной продукции и  качественного ее использования.

  1. Спираль Дж. Джурана. Company-Wide-Quality Control – комплексное управление качеством в рамках компании.

     Дж. Джуран первым обосновал переход  от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая “спираль качества” (спираль Джурана) – вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством (Приложение В) и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.

     Дж. Джуран является автором концепции AQI (Annual Quality Improvement) – концепции ежегодного улучшения качества. Улучшение качества, считает Джуран, – это превышение уже достигнутых результатов работы в области качества, связанное со стремлением человека установить новый рекорд. В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений. Главное внимание в концепции AQI сосредоточивается на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах. 

     Основными принципами AQI являются:

    • планирование руководством улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия;
    • разработка мероприятий, направленных на исключение и предупреждение ошибок в области управления качеством;
    • переход от администрирования (приказов сверху) к планомерному управлению всей деятельностью в области качества, включая совершенствование административной деятельности.
 

 Для реализации концепции AQI на предприятии разрабатывается  комплекс мероприятий, предусматривающий:

    • составление ежегодной программы улучшения качества;
    • разработку методов улучшения качества, его измерения и оценки;
    • обучение статистическим методам и их внедрение в практику;
    • совершенствование организации работ в административной сфере.
 

 Дж. Джураном сформулированы основы экономического подхода к  обеспечению качества. Если большинство  специалистов до Джурана освещали лишь конкретные виды применения стоимостного анализа, то в своем “Справочнике по управлению качеством” он впервые  классифицировал затраты на обеспечение  качества, выделив четыре основные категории затрат: затраты на предупреждение дефектности, затраты на оценку качества, издержки вследствие внутренних отказов  и издержки из-за внешних отказов  . 

    1. Действующие системы управления качеством продукции в современных условиях
 

     Управление  качеством в современном мире обычно упоминается в контексте  двух систем: total quality management (TQM) и "стандартов системы качества" ИСО-9000 (ISO-9000). Между  ними есть как общие черты, так  и существенные отличия. Мы уделим основное внимание стандартам системы качества, так как они имеют административное закрепление в качестве государственных стандартов многих стран. Соответственно, именно этим стандартам уделяется наибольшее внимание предприятиями и именно они наиболее поддержаны информационно и методически.

     Семейство стандартов ИСО серии 9000, перечисленных  ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех типов  и размеров внедрить и обеспечить функционирование результативных систем менеджмента качества.

    • ИСО 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.
    • ИСО 9001 устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация нуждается в демонстрации своей способности предоставлять продукцию, удовлетворяющую требования потребителей и соответствующие регулирующие (нормативные) требования, и имеет целью повышать удовлетворенность потребителей.
    • ИСО 9004 содержит рекомендации, касающиеся как результативности, так и эффективности системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
    • ИСО 19011 содержит руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и менеджмента окружающей среды.

     Вместе  они образуют согласованный комплект стандартов на системы менеджмента  качества, содействующий взаимопониманию  в национальной и международной  торговле.

     Чтобы успешно руководить и обеспечивать функционирование организации, необходимо направлять ее и управлять ею систематическим  и прозрачным способом. Успех может  быть достигнут в результате внедрения  и поддержания в рабочем состоянии  системы менеджмента, разработанной  для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией, наряду с другими аспектами менеджмента, включает в себя менеджмент качества.

     Восемь  принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы  высшее руководство могло руководствоваться  ими, чтобы вести организацию  в направлении улучшения деятельности.

    • ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому им следует понимать текущие и будущие потребности потребителей, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
    • лидерство руководителей. Руководители устанавливают единство предназначения и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации.
    • вовлечение работников. Работники всех уровней являются сутью организации, и их полное вовлечение позволяет использовать их способности для выгоды организации.
    • процессный подход. Желаемый результат достигается более эффективно, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
    • системный подход к менеджменту. Идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.
    • постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
    • основанный на фактах подход к принятию решений. Результативные решения основываются на анализе данных и информации.
    • взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики зависят друг от друга, и взаимовыгодные отношения между ними повышают способность обеих сторон создавать ценность.

Информация о работе Разработка системы управления качеством на примере РУП «Борисовхлебпром»