Разработка системы управления качеством на примере РУП «Борисовхлебпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Объектом исследования является РУП «Брисовхлебпром».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ………………………………………………………..4
Понятие качества продукции и управление им……………………….4


Действующие системы управления качеством продукции в современных условиях……………………………………………………………...10


Международный опыт управления качеством продукции………….14


АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ РУП «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»…………………..17


Организационно-экономическая характеристика РУП «Борисовхлебпром»…………………………………………………………………17
Анализ состояния системы управления качеством продукции РУП «Борисовхлебпром»…………………………………………………………………21


Правовое регулирование использования системы управления качеством продукции РУП «Борисовхлебпром»………………………………….24


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЯЕМОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ РУП «БОРИСОВХЛЕБПРОМ» НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА TQM…………………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 225.02 Кб (Скачать)

     Данному предприятию характерен поточный метод  организации производства, т.к. обеспечивает строго согласованное выполнение всех операций технологического процесса во времени и перемещении предметов  труда по рабочим местам в соответствии с установленным тактом.

     Структура управления предприятия представляет собой совокупность возможных звеньев управления, обеспечивающих функционирование завода как производственной системы, которая представлена в Приложении Г.

     На  Борисовском хлебозаводе применяется  линейно-функциональная структура  управления, которая сочетает в себе свойства линейной и функциональной структур. При такой структуре управления всю полноту власти берёт на себя линейный руководитель, возглавляющий определённый коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.

     Степень централизации функций на предприятии  высокая, функционирование организации  сильно зависит от деятельности высшего  руководства. Это негативно отражается как на руководстве, так и на подчиненных, так как для первых централизация  функций влечет перегрузку, из-за чего происходит снижение эффективности  работы предприятия и появление  необходимости руководству заниматься оперативным управлением. Для вторых же невозможность участия в принятии решений, реализации своих идей и  активного участия в жизни  предприятия.

     Всего на предприятии трудятся 554 человека, из них 380 женщин. Потребность в специалистах хлебопекарного и кондитерского производств восполняется ежегодно за счет выпускников Могилевского государственного университета продовольствия.

     Обучается заочно по состоянию на 01.01.2011 98 работников  
РУП «Борисовхлебпром». Из них: в ВУЗах – 80 чел., в т.ч. за счет средств предприятия – 4 чел.; в средних специальных учебных заведениях – 18 чел. Уже имеют образование: высшее 87 чел. из них 73 служащие, 33 руководители, 40 специалисты, 14 рабочие, из них 55 женщины; среднее специальное 98 чел. из них 18 служащие, 10 руководители, 8 специалисты, 80 рабочие, женщины 79 чел., профессионально-техническое 207 чел. из них 144 женщины, 2 служащие, 2 другие служащие, 205 рабочие; общее среднее 153 чел. из них 98 женщины, 2 служащие, 1 специалисты, 1 другие служащие, 151 рабочие, общее базовое 9 чел. из них 4 женщины, 9 рабочие.

     РУП «Борисовхлебпром» является основным производителем хлебобулочных и  кондитерских изделий в Минской  области. Сейчас на белорусском рынке  присутствует как наследие СССР –  традиционные виды хлеба – пшеничные, ржано-пшеничные, батоны, формовые и  подовые изделия, так и формирующаяся  в последние годы  премиум категория – хлебобулочные изделия с удлиненным сроком хранения, с содержанием минералов, микро- и макроэлементов и т.п.

     Удельный вес на рынке анализируемого предприятия составляет 48 %, 52,0 % рынка принадлежит конкурентам, таким как КУП «Минскхлебпром», Департамент по хлебопродуктам, предприятия Белкоопсоюза.

     Рассмотрим  подробнее основное предприятие-конкурента с точки зрения обеспечения качества продукции.

     На  предприятии КУП «Минскхлебпром»  внедрена система качества продукции  в соответствии со стандартами ИСО 9001- 2009 и СТБ 1470 – 2004.

     Пути  реализации Политики в области качества:

    • вовлечение сотрудников предприятия в решение задач, связанных с непрерывным улучшением качества продукции;
    • постоянного повышения компетентности, осведомленности и подготовки сотрудников в вопросах управления качеством, безопасности выпускаемой продукции;
    • совершенствование выпускаемой продукции, оказание услуг путем расширения ассортимента и использования новых видов сырья и технологий;
    • обеспечение безопасности выпускаемой продукции посредством проведения контроля выполнения требований, установленных в ТНПА по гигиене и санитарии, а также планах НАССР установленных на хлебозаводах;
    • расширение рынков сбыта через постоянное изучение и анализ покупательского спроса; ожиданий потребителей;
    • обеспечение надежности партнерства с поставщиками и потребителями, выполняя взятые на себя обязательства по контрактам;
    • повышение удовлетворенности потребителей;
    • предупреждение травматизма на производстве и профзаболеваний;
    • информирования работников об опасностях и рисках на рабочих местах.

     Руководство предприятия несет ответственность  за реализацию Политики и призывает  весь коллектив к ее выполнению.

     На  предприятии «Борисовхлебпром» внедрена система менеджмента качества в соответствии со стандартом СТБ ИСО 9001-2009, посредством которой реализуется политика в области качества.

     Политика  в области качества основывается на следующих принципах:

    • только целенаправленная, системная, слаженная работа коллектива обеспечит его достойные доходы;
    • выпуск качественной продукции, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям потребителей, является основным условием процветания предприятия;
    • обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции;
    • развитие взаимовыгодных отношений с поставщиками;
    • повышение уровня технического оснащения предприятия путем приобретения современного оборудования.

     На  основании вышесказанного, можем  сделать вывод о том, что предприятие  РУП «Борисовхлебпром» занимает большую долю рынка Минской области  и является основным поставщиком  хлебопродуктов. Из этого следует, что на предприятии производят качественную и конкурентоспособную продукцию, которую также экспортируют в Российскую Федерацию.

     Основную  конкуренцию составляет КУП «Минскхлебпром»  для РУП «Борисовхлебпром», несмотря на то, что обе системы управления качеством на предприятиях содержат в себе принципы системы TQM, управление качеством еще не достигло необходимого уровня и для этого необходимо добавить некоторые слагающие системы TQM.

     Это необходимо для более рационального  использования ресурсов всех видов, эффективного контроля качества в процессе производства, заинтересованности именно производственного персонала в  улучшении процесса и устранении излишней работы.

     Необходимо  обратить внимание на то, что КУП  «Минскхлебпром» имеет в ассортименте технологически новую продукцию: замороженные торты и хлеба, и освоен выпуск низкокалорийных изделий, которые  в наше время имеют преимущество в конкуренции с иными видами изделий. 

     2.2 Анализ состояния системы управления качеством РУП «Борисовхлебпром» 

     На  предприятии разработана и внедрена система менеджмента качества (СМК) в соответствии со стандартом СТБ  ИСО 9001-2009. Ответственность за ее разработку и внедрение несет главный  технолог – начальник производственно-технологической  лаборатории (ПТЛ).

     ПТЛ является самостоятельным структурным  подразделением и подчиняется непосредственно  главному технологу. Вся информация о ПТЛ содержится в Положении  о ПТЛ .

     В целях планирования, создания и развития СМК руководителями подразделений  разрабатываются мероприятия по созданию и развитию СМК с указанием  объемов, сроков и ответственных  за выполнение работ в соответствие с  СМК-СУОТ-ДП-01-2008.

     При выработке предложений, направленных на развитие СМК, учитываются:

    • результаты внутренних аудитов СМК;
    • оценка удовлетворенности потребителей;
    • результаты анализа СМК со стороны руководства;
    • сведения о новейших достижениях в развитии СМК в РБ и мире;
    • целевой показатель ТЭР и результаты выполнения мероприятий по экономии ТЭР;
    • внесение изменений в ТНПА и документы СМК, регламентирующие управление качеством при сохранении целостности СМК.

     СМК устанавливает порядок проведения контроля соответствия полуфабрикатов и готовой продукции установленным  требованиям техническим нормативно-правовым актам (ТНПА) и технологической документации, а также обеспечения идентификации  и прослеживаемости на всех стадиях  жизненного цикла продукции при  соблюдении инструкций по охране труда.

     Для проверки эффективности работы СМК, необходимо провести анализ показателей качества продукции. 

     Таблица 2.1 Динамика показателей качества продукции РУП «Борисовхлебпром» 2009-2010 гг. 

Показатель  качества продукции 2009 г. 2010г. Темп роста, %
Брак  производствен-ный, т. 6,633 7,043 106
Брак  экспедицион-ный, т. 0,378 0,714 186
Реализуемые отходы, т. 7,074 6,334 89
Возвраты  по черствости,т. 185,439 203,913 110
Потери  от переработки брака, тыс. руб. 1319,892 1079,471 82
Экономия  муки, т. 0,006 - -
Выработано  хлебобулочных изделий, т. 13642 13840 101

     Источник: собственная разработка на основании «Отчета о показателях качества» за 2009 и 2010 гг.

     На  основании Таблицы 2.2.1 можем сделать  вывод о неэффективности системы  управления качеством продукции  на предприятии, так как произошел  рост по таким показателям как  брак производственный на 6 %, брак экспедиционный на 86 %, возвраты по черствости на 10 %, при  этом выработано хлебобулочных изделий  всего на 1 % больше. В особенности  хотелось бы обратить внимание на экпедиционный  брак, так как его значение увеличилось  на 86 п.п. Из этого следует, что необходимо более жестко контролировать перевозку  продукции, возможно, изменить тару либо упаковку. Необходимо создать систему  управления качества такого плана, которая  позволила бы охватить все звенья и процессы на предприятии, возможно, создать отдел логистики.

     Планирование  повышения качества на предприятии  производится в соответствии с бизнес-планом ПТЛ.

     К работе приложена схема «Последовательность и взаимодействие процессов и процедур системы управления», где можно увидеть процесс планирования повышения качества продукции на предприятии.

     На  основе принятой Политики в области  качества высшее руководство разрабатывает  цели в области качества. Цели в  области качества измеримы, согласуемы с Политикой и обеспечивается руководство деятельностью предприятия  по достижению целей, ведущих к улучшению  работы предприятия. Цели в области  качества отражены в бизнес-плане  предприятия, программе «Качество».

     При разработке целей, ведущих к улучшению  работы предприятия, высшее руководство  учитывает:

  • пожелания потребителей, включая их жалобы и претензии;
  • результаты аудита системы менеджмента качества;
  • показатели качества продукции и процессов;
  • результаты анализа СМК со стороны руководства;
  • результаты оценки удовлетворенности потребителей;
  • результаты маркетинговых исследований;
  • доведенный целевой показатель по экономике ТЭР;
  • возможности выработки продукции стабильного качества, процессов, системы менеджмента качества;
  • необходимые ресурсы для достижения поставленных целей.

Информация о работе Разработка системы управления качеством на примере РУП «Борисовхлебпром»